Возврат к тексту главы "Рыцарские ордена и рыцарские обеты"

Примечания:

1* Мужские союзы — объединения взрослых мужчин у многих народов в эпоху родового строя. Союзы эти имели военные и военно-магические задачи, деятельность их тщательно скрывалась от женщин, а иногда и была прямо направлена против последних. В иных случаях в союз входили все мужчины племени, в других — в племени было несколько союзов: молодые холостяки, старики, вожди, особо отличившиеся воины и т.д.
2* Три ордена Святой Земли — тамплиеры, иоанниты и Тевтонский орден. О первых двух см. прим. 2* и 3* к гл. IV. Тевтонский орден был основан в 1190 г. в Палестине, первоначально как братство помощи немецким паломникам. В 1198 г. преобразован в духовно-рыцарский орден. От первых двух орденов отличался тем, что в него принимались только немцы. Вытесненный из Иерусалимского королевства тамплиерами и иоаннитами, в 1228 г. утвердился на берегах Вислы. В 1234г. Папа даровал ордену Пруссию, обязав его бороться с язычниками-пруссами (балтийская народность, родственная литовцам). В 1525 г., во время Реформации, орденские владения были превращены в светское герцогство Пруссию. Резиденция ордена была перенесена в Вену, где он формально существовал до упразднения в 1809 г. Восстановленный в 1834 г., он номинально существует и по сей день.
3* В Испании было три духовно-рыцарских ордена, ведших борьбу с маврами. Орден св. Иакова Компостелльского (Сант-Яго де Компостелла) был основан в Леоне в 1161 г., с 1175 г. — в Кастилии, в 1874 г. упразднен. Орден Ка-латрава (название дано по месту резиденции) был основан в 1158г. как ветвь монашеского ордена цистерианцев (от Cistercium, латинизированной формы фр. Citeau, — места около Дижона, где в 1098 г. был основан первый монастырь этого ордена), с 1175г. — духовно-рыцарский орден, в 1873 г. упразднен. Орден Алькантара (название также по месту резиденции) основан в 1156 г. под именем «Рыцари Ордена св. Иоанна Перейрского». Общепринятое название получил в 1213 г. С 1526 г. главой ордена является испанский монарх.
4* Викарный епископ (иначе — епископ-суффраган) — духовное лицо в архиерейском сане, не имеющее собственной епископской кафедры и являющееся заместителем главы епархии. Одной из особенностей предлагаемого Филиппом де Мезьером ордена является то, что духовная и светская власти в нем разделены между патриархом и гроссмейстером соответственно, чего никогда не было в духовно-рыцарских орденах. Титул патриарха давался в католической Церкви лишь главам особо важных епархий (патриарх Иерусалимский, патриарх Венеции), но никогда — орденским сановникам.
5* Слово «религия» (лат. religio) в Средние века часто употреблялось для обозначения монашеского состояния.
6* Орден Ависы (название дано по месту резиденции) — португальский духовно-рыцарский орден, созданный в 1162 г. по образцу испанских для борьбы с маврами. Упразднен в 1789 г.
7* Наличие на копье рыцаря знамени (раздвоенного или простого) или вымпела (значка) указывало на его право командовать большим или меньшим отрядом. Башелье (bachelier) — обычно молодой рыцарь, не имеющий подчиненных.
8* В 1346 г. графские престолы Голландии, Зеландии и Геннегау занял Вильгельм V, сын императора Людовика IV Баварского, из рода Виттельсбахов, и Маргариты Голландской, сестры и наследницы бездетного графа Голландии, Зеландии и Геннегау Вильгельма IV. Вильгельм V и его потомство, как и все Виттельсбахи, носили, помимо титулов по своим владениям, еще и титул герцогов Баварских.
9* О жанре пастурели см с. 137.
10* Союз Благородных («Компромисс») — объединение около пятисот нидерландских дворян, оппозиционно настроенных по отношению к испанским правителям страны.
11* «Вратам» (мн. ч. — «врата») — в древнеиндийской ведийской мифологии, а возможно, и в мифологии доарийских аборигенов Индии магические клятвы-обеты, даваемые богам. Невыполнение их невозможно, так как ведет к нарушению космического порядка. Позднее под этим термином понимали принцип правильного поведения людей, заключающегося в точном исполнении обрядов и неукоснительном следовании правилам своей касты.
12* Назорейство — в раннем иудаизме система посвящения человека Яхве. Посвященный именовался назореем (от древнеевр. nazir — отделенный, посвященный) и должен был придерживаться определенных запретов: не стричься, не употреблять опьяняющих напитков (Суд., 13, 5, 7). Обычай этот восходит, очевидно, к архаической системе табуации.
13* При принесении обетов на птицах всех участников пиршества обносили блюдом с дичью. Каждый давал какую-либо клятву, после чего съедал кусок этой дичи. См. с. 98.
14* Гёзы (т.е. нищие, оборванцы) — прозвище участников Нидерландской революции 1565-1610 гг., боровшихся за отделение Нидерландов от Испании. Первоначально, с 1566 г., так назывались оппозиционные нидерландские дворяне, подавшие в этом году наместнице провинций Маргарите Пармской петицию о восстановлении вольностей страны. Презрительную кличку «оборванцы» они получили от одного из приближенных правительницы потому, что явились на аудиенцию в подчеркнуто скромных одеждах, резко контрастировавших с пышными нарядами испанцев. Позднее, после казни испанцами вождей движения Эгмонта и Хорна в 1568 г., наименование «нищие» приняли повстанцы: лесные гёзы, ведшие партизанскую войну, и морские, сражавшиеся с Испанией на море.
15* Хатты — древнегерманское племя, известное в I—III вв.

1 Jorga I. Philippe de Mezieres. P. 348.
2 Chastellain. II. P. 7; IV. P. 233, 269; VI. P. 154.
3 La Marhe. I. P. 109.
4 Статуты ордена см.: L. d'Achery. Spicilegium. III. P. 730.
5 Chastellain. II. P. 10.
6 Chronique scandaleuse. I. P. 236.
7 Le songe de la toison d'or // Doutrepont. P. 154.
8 Guillaume Fillastre. Le premier volume de la toison d'or. P., 1515. Fol. 2.
9 Boucicaut. I. P. 504; Jorga N. Philippe de Mezieres. P. 83; 483, № 8; Romania. XXVI (1897). P. 395, № 1; P. 396, № 1; Deschamps. XI. P.28; ?uvres du roi Rene. I. P. XI; Monstrelet. V. P. 449.
10 Des schwabischen Ritters Georg von Ehingen Reisen nach der Ritterschaft // Bibl. des lit. Vereins Stuttgart, 1842. P. l, 15, 27, 28.
11 Froissart. Poesies / Ed. A. Scheler (Acad. royale de Belgique). 1870-1872. 3 vol. II. P. 341.
12 Alain Chartier. La ballade de Fougeres. P. 718.
13 Суд., 6, 13.
14 La Marche. IV. P. 164; Jacques du Clercq. II. P. 6. Ср.: Michault Taillevent. Le songe de la toison d'or.
15 Liber Karoleidos. V. 88 (Chron. rel. a l'hist. de Belg. sous la dom. des ducs de Bourg. III).
16 Быт., 30, 32; 4 Цар., З, 4; Иов., 31, 20; Пс., 71, 6 («vellus», руно, сохраняется только в Вульгате; в других переводах этого псалма — «луг»).
17 Guillaume Fillastre. Le second volume de la toison d'or. P., 1516. Franc. Regnault. Fol. 1, 2.
18 La Marche. III. P. 201; IV. P. 67; Lefevre de S. Remy. II. P. 292. Церемониал такого наречения описывает герольд Хамфри Глостерский: Nicolas Upton. De officio militari / Ed. E. Bysshe (Bissaeus). L., 1654. Lib. I, cap. XI. P. 19; ср.: Barnard F. P. The essential portions of Nicholas Upton's De studio militari. Oxford. 1931.
19 От «gale» (rejouissance — веселье, развлечение), galer (s'amuser — забавляться, дурачиться), т.е. нечто вроде «шутники», «проказники и проказницы».
20 На этот орден, возможно, намекает Дешан в «послании» баллады о любовном ордене Листа (противопоставляемом ордену Цветка), № 767, IV. Р. 262; ср. № 763: «Royne sur fleurs en vertu demourant, / Galoys, Dannoy, Mornay, Pierre ensement / De Tremoille... vont loant... / Vostre bien qui est grant, etc.» [«Цветов царица, чистотой сверкая, / Галуа, Дануа, Морнэ, Пьер, не считая / И де Тремуйя... восхваляя / ... всеблагая, и т.д.»].
21 Le livre du chevalier de la Tour Landry / Ed. A. de Montaiglon (Bibl. elzevirienne). P., 1854. P. 241 ff.
22 V?u du heron / Ed. Soc. des bibl. de Mons. P. 17.
23 Froissart (ed. Luce). I. P. 124.
24 Religieux de S. Denis. III. P. 72. Харальд Харфарг дает обед не стричь волос до тех пор, пока он не покорит всю Норвегию. См.: Haraldarsaga Harfagra. Cap. 4; ср.: Voluspa, 33.
25 Jorga N. Philippe de Mezieres. P. 76.
332
26 Claude Menard. Hist, de Bertrand du Guesclin. P. 39, 55, 410, 488: La Curne. I. P. 240. Еще Лютер говорит о суеверных клятвах солдат его времени: Tischreden (Weimarer Ausg.). № 2753 b. S. 632 ff.
27 Douet d'Arcq. Choix de pieces inedites rel. au regne de Charles VI (Soc. de l'hist. de France). 1863. I. P. 370.
28 Le livre des faits de Jacques de Lalaing. Chap. XVI ff. // Chastellain. VIII. P. 70.
29 Le petit Jehan de Saintre. Chap. 48.
30 Germania. 31; La Curne. I. P. 236.
31 Heimskringla. Olafssaga Tryggvasonar. Cap. 35; Weinhold. Altnordisches Leben. P. 462. Ср.: Vries J. de. Studien over germaansche mythologie. VIII // Tijdschr. voor Nederl. Taal- en Letterkunde. 53. P. 263.
32 La Marche. II. P. 366.
33 Ibid. P. 381-387.
34 Ibid.; d'Escouchy. II. P. 66, 218.
35 D'Escouchy. Н. P. 189.
36 Doutrepont. P. 513.
37 Ibid. P. 110, 112.
38 Chastellain. III. P. 376.
39 См. выше, с. 86.
40 Chronique de Berne (Molinier, № 3103) // Froissart (ed. Kervyn). II. P. 531.
41 D'Escouchy. II. P. 220.

Возврат к тексту главы "Рыцарские ордена и рыцарские обеты"

 

Йохан Хейзинга
Примечания к главе VI из книги "Осень Средневековья"(том 1)

Читайте на сайте "Монсальват":
В словаре имен о Йоханне Хейзинга
Хёйзинга Й. Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем средневековье
Хёйзинга Й. Значение рыцарского идеала в войне и политике (глава из книги Осень средневековья")
Другие материалы о рыцарях и рыцарских орденах
Оглавление раздела "Человек  славный"
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003