Но,
от использования осаждающими войсками требюше (11)
и других осадных устройств замок был защищен далеко не столь надежно.
И несколько последовательных осад привели его в плачевное состояние. Повреждения
были столь серьезны, что в 1450 году новый Гранд Командор Луи де Маниак
вынужден был заняться полной перестройкой замка, которая к 1454 году и
была завершена. Труды Луи де Маниака окончились тем, что вновь отстроенный
замок назвали «глупость», ибо фортификационные принципы, положенные в
его основу, заведомо не соответствовали новому поколению тяжелого огнестрельного
оружия.
Тем не менее, именно отстроенный Луи де Маниаком замок дошел до наших
дней, и реставрация 1933 года дает возможность увидеть его средневековое
величие. Замок Колосси представляет собой массивное квадратное трехэтажное
сооружение, завершающееся зубчатой крепостной стеной. Мощные, 3-метровой
толщины и 25-метровой высоты стены, сложенные из блоков известняка желтоватого
цвета, живописно окружены высокими темными кипарисами и тропическими акациями.
На восточном фасаде башни расположена крестообразная мраморная панель
с изображением герба короля Кипра, фланкируемого
гербами Грандмастеров. Слева от королевского герба располагается герб
Жана де Ластика (12), справа - герб Жака
де Милли (13). Внизу герб Луи де Маниака
– того самого Гранд Коммандора, который занимался перестройкой замка с1450
по 1454 год.
Первый (цокольный) этаж замка – это подвальное помещение, разделенное
на три комнаты, в двух из них находились цистерны для хранения дождевой
воды, стекающей по трубам с крыши. Прежде в эти помещения можно было попасть
только через люк изнутри, а сегодня оно доступно для обозрения туристам,
и пройти туда можно через дверь непосредственно со двора замка.
Средний этаж, с выходом на подъемный мост, разделен на два зала. Первый
зал представляет собой большой холл, в котором обращает на себя внимание
фреска «Распятие», дошедшая до наших дней в сильно поврежденном состоянии.
Сегодня фреска покрыта сверху прозрачным оргстеклом, ибо туристы так и
норовят оставить на ней надпись о своем пребывании в замке, рядом с многочисленными
граффити XV-XVI веков. Во втором зале среднего этажа, находится большой
очаг; вероятно в те давние времена это помещение служило кухней. Винтовая
лестница в юго-восточном углу ведет на третий этаж. Здесь расположены
две комнаты резиденции Гранд Коммандора. Большой камин и каменные скамейки
в нишах возле окон– это все, что можно увидеть в коммандорских покоях
сегодня. Та же винтовая лестница ведет из коммандорских покоев на крышу
с зубчатой крепостной стеной, откуда открываются превосходные ландшафты:
при взгляде на север – горная гряда Троодоса, на юг – Соленое озеро Акротири.
Замок Колосси был не только фортификационным сооружением и военной Грандкоммандарией,
но и главным административным центром, из которого Орден управлял своей
огромной хозяйственной индустрией на Кипре. Только территория, прилегающая
непосредственно к замку, насчитывала более чем сорок деревень, выращивавших
хлопок, оливковые деревья, кукурузу, сахарный тростник и виноградники.
Орден имел очень высокие доходы, основанные на привелегиях, данных ему
королем Хью I, и влючавших в себя освобождение от экспортно-импортных
пошлин, право помола кукурузы бесплатно, многочисленные имущественные,
а также и другие права.
Тростник, в прежние времена культивируемый рыцарями в Сирии, произрастал
на Кипре в изобилии, и мануфактура Колосси снабжала сахаром весь средиземноморский
регион в течение более чем трехсот лет. Кипрский «Poudre de Chypre» очень
ценился за высокое качество. Сахарная мануфактура располагалась в нескольких
сотнях метров к востоку от замка.
Это было большое четырехпролетное сооружение амбарного типа, к северной
стороне которого проведен акведук, доставлявший воду из реки Курис, необходимую
для орошения местных плантаций сахарного тростника. Чуть выше по течению
реки находилась мельница, приводимая в движение водой, протекающей через
запруду.
Водой из реки Курис орошались и многочисленные виноградники, принадлежащие
рыцарям. Из винограда, выращиваемого здесь, производилось вино, весьма
ценившееся в то время в Европе.
В 1312 году владения госпитальеров значительно расширились. Королевским
указом им были переданы почти все владения и земли на Кипре, принадлежащие
рыцарям Ордена тамплиеров.
Вплоть до XIV века хозяйство госпитальеров
крепло и развивалось, пока у них не началась жестокая вражда с давними
конкурентами по производству сахара - венецианским семейством Корнаро.
Предметом вражды была река Курис, протекавшая по владениям обоих. Тяжба
рыцарей и венецианцев длилась около шестидесяти лет. Госпитальеры, наконец,
ухитрились отвести реку от плантаций соперника, погубив тем самым все
его посадки. Однако радоваться им пришлось недолго. В 1474 году королевой
Кипра стала дочь главы семейства Корнаро - Екатерина
(14). И вскоре новая королева лишила Орден
всех владений и привелегий простым росчерком пера, вынудив, тем самым,
рыцарей свернуть все свои дела на Кипре, и окончательно перебраться на
остров Родос в Эгейском море, где они также закрепились еще в начале XIV
века.
После падения Константинополя в 1453 году иоаннитский Родос оставался
главным христианским бастионом против натиска Османской империи в восточном
Средиземноморье. Это была эпоха не только сухопутных, но и морских подвигов
госпитальеров, когда «рыцари Родоса» не один раз громили многократно превосходящие
силы турок. Обладая мощным флотом, Орден патрулировал все восточное Средиземноморье.
Самый большой корабль госпитальеров начала XV века – «Святая Анна» - считается
в истории флота первым броненосцем.
К этому времени окончательно складывается структура Ордена, имевшего уже
не только всеевропейскую военно-духовную организацию, но и суверенные
(светские) права, включая обмен послами с другими государствами. Для принятия
важнейших решений собирался Генеральный капитул, имеющий законодательные
функции. Характерно, что работа капитула Ордена, имевшего в своем распоряжении
одно из самых крупных состояний той эпохи, начиналась ритуалом, в ходе
которого члены капитула отдавали Грандмастеру кошель с восемью динариями,
что символизировало отказ каждого рыцаря-госпитальера от мирского богатства.
1
2 3 примечания
фотографии
замка Колосси
|