Портрет Мартина Лютера (работы Лукаса Кранаха Старшего; 1543 г., доска, Национальный Германский музей, Нюренберг

 

Мартин Лютер
(1483 — 1546 от Р.Х.)

Великий немецкий реформатор Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в городе Айслебене, Саксония; там же он и умер 18 февраля 1546 года. Он был вторым сыном Ганса Лютера, шахтера из крестьянского рода, происходившего из Тюрингии. Мартин учился в Эрфуртском университете и в 1505 году получил степень магистра искусств. По желанию своего отца, он начал осваивать профессию адвоката. Но как-то, направляясь пешком из Манефелта в Эрфурт, был застигнут грозой, которая заставила его припасть к земле. Он воскликнул: «Святая Анна, помоги мне, и я стану монахом». Позже Лютер пожалел о данной клятве, но чувствовал себя связанным. Он вступил в орден монахов и начал вести очень аскетическую жизнь, чтобы быть угодным Богу.
В 1507 году Лютера посвятили в священники, и он начал работу учителем богословия, повышая свое положение как ученого. В 1508 году он стал учителем в университете города Виттенберга. 19 октября 1512 года Лютер получил степень доктора богословия и вскоре после этого стал преемником Штаупитца на факультете богословия в качестве профессора библейской теологии.
Лютер чувствовал настоятельную внутреннюю потребность в истинной праведности, — том, чего он не мог добиться епитимьями, монашеством или жертвоприношениями. Размышляя над одним местом из Послания к Римлянам (1:17), он открыл то, что он начал рассматривать как истинное значение Евангелия. Это проникло во все его учения, и он все более критически стал относиться к католической теологии, базирующейся на аристотелевских принципах. В 1515 году Лютер стал священником городской церкви Виттенберга. После долгих молитв он прикрепил к двери церкви Шлосскирхе (церковь при замке) в Виттенберге девяносто пять академических тезисов «О силе индульгенций». В этих тезисах (архиепископ издал девяносто четыре тезиса, одобряющих индульгенции) указывалось, что если индульгенции являются оплатой, принимаемой в качестве «добрых дел» для освобождения от временного Божьего наказания, от страданий чистилища или от вины, то они противоречат христианству, которое позволяет верующему каяться самому в течение всей своей жизни. Разгорелся спор, и Рим обвинил Лютера в ереси. Его основным оппонентом стал Иоанн Эн, который обвинил Лютера в еретической враждебности к папе.
На общем собрании августинцев Саксонии, проведенном 26 апреля 1518 года в Гейдельберге, Лютер защищался блестяще. Благодаря влиянию архигерцога Фредерика и Виттенбергского университета дело Лютера было представлено не в Риме, а перед кардиналом Каетаном в Аугсбурге. Каетан, разъяренный тем, что Лютер не желал отрекаться от своего мнения, жаждал арестовать его как еретика. Каетан заявлял о том, что у него есть разрешение папы, которого он на самом деле не имел. Политические условия не позволяли издать официальный приговор, кроме того, Лютера защищал Фредерик.

Портрет Лютера и его жены (Лукас Кранах Старший;
дерево, масло, год неизвестен, Музей Poldi Pezzoli, Милан)

В 1520 году Лютер опубликовал ряд объясняющих его позиции работ, которые и принесли ему известность среди богословов, духовенства, гуманистов и простых людей. Вот три из этих работ: «Открытое письмо к христианскому дворянству немецкой нации о реформе христианского сословия», «О вавилонском пленении церкви» и «О Христианской свободе». 10 декабря 1520 года Лютер красноречиво отказался подчиняться папе, привселюдно сжегши экземпляр папского послания.
Лютера вызвали к ответу перед Немецким конгрессом в Вормсе, где он должен был отвечать на обвинение в ереси. И со скамьи ответчика, как с кафедры, Лютер произнес свою известную защитную речь.
Говорят (хотя это, возможно, и в некоторой степени домысел), что в конце он с пафосом воскликнул: «Вот моя позиция! Я не могу иначе! Да поможет мне Бог!» Он сразу же был отлучен от католической церкви.
Друзья препроводили Лютера в безопасное место, замок Вартбург, поэтому Вормский экзит (смертный приговор) так и не был приведен в исполнение.
Лютер составил в 1529 году «Большой катехизис» и «Малый катехизис». В них отражено его понимание христианского Евангелия, и основные принципы его веры оставлены для многих поколений лютеран. Его комментарии к книгам Бытие и Галатам стали широко известны. Его основная работа состояла в дальнейшем укреплении Реформации, и двадцать лет он посвятил переводу Нового Завета на немецкий язык.
В последние годы жизни Лютер страдал от болезни, связанной с пищеварением. Мозг Лютера был чрезвычайно плодотворным. Он твердо установил в Европе три величайшие истины Нового Завета, которые веками были погребены под ритуалами и мертвым формализмом:

1) Человек получает оправдание исключительно через веру;

2) Всякий верующий является священником, непосредственно имеющим связь с Богом через Иисуса Христа;

3) Библия, без всяких традиций, является единственным источником веры и авторитета для христианина.

Из Проповеди: «Оправдание Через Веру»
Без колебаний следует держаться основы, которая есть то, что только вера, вера без дел, без заслуг примиряет человека с Богом и делает его праведным, как Павел говорит в Послании к Римлянам: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки; правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих». В другом месте Павел говорит: «Поверил Авраам Богу, и вера вменилась ему в праведность». Так же и с нами. Опять-таки: (Рим. 5:1, 10:9-10).

Этих и многих других подобных мест мы должны твердо держаться, верить им беспрекословно и знать, что только вера, без всяких дел, служит для прощения наших грехов и нашего оправдания.
Поэтому мы можем сделать важнейший вывод: есть нечто несравненно более ценное и несравненно большее, чем все добрые дела, нечто, делающее человека добрым и благочестивым еще до того, как он будет делать добро; точно так же, как человек должен стать здоровым, прежде чем он сможет трудиться и выполнять тяжелую работу. Это великое и ценное нечто есть благородное Слово Божие, предлагающее нам Евангелие благодати Божией во Христе. Тот, кто слышит это и верит этому, становится хорошим и праведным. Поэтому это и называют Словом Жизни, Словом Благодати, Словом Прощения. Но тот, кто не слышит и не верит, никаким образом не может стать хорошим. Петр говорит в Деяниях 15:9: «Верою очистив сердца». Каково Слово, таким и будет сердце, которое верит и твердо держится этого. Слово есть живое, праведное, правдивое, чистое и доброе Слово, так же и сердце, верное сердце, должно быть живым, праведным, правдивым, чистым и добрым»
Но истинная вера, о которой мы говорим, не может быть плодом наших мыслей, ибо это исключительно Божья работа в нас. Как говорит Павел римлянам, вера — это благодать и Божий дар, который добыт был одним человеком, Христом. Поэтому вера — это нечто очень мощное, активное, неуемное, действенное, мгновенно возрождающее и обновляющее человека, а затем ведущее его к новому образу жизни и поведения, вследствие чего невозможно не делать добро непрестанно.

Статья взята из «Бюллетеня Библейских Верующих»

     
 

Читайте также о Мартине Лютере в сети:
Лютер Мартин. Энциклопедия ТОП 100.ru
"Похоть превосходства" Д.С. Мережковский. Реформаторы
Мартин Лютер
"Слово Божие и Лютера учение..." сайт НГ Религии
Произведения Мартина Лютера:
Мартин Лютер. 95 ТЕЗИСОВ. ДИСПУТ О ПРОЯСНЕНИИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ИНДУЛЬГЕНЦИЙ Мартин Лютер. СВОБОДА ХРИСТИАНИНА
Мартин Лютер. О СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

 

К словарям "Монсальвата"

К терминологическому словарю

К словарю имен

К словарю географических названий

 

Оглавление раздела "Проявления духа времени"