Величайшую цену между человеческими вещами, а не только между драгоценными камнями, имеет алмаз, который долгое время только царям, да и то весьма немногим, был известен .
Кай Плиний Секунд

Кто бы ни давал определение алмазу - ювелир или минералог, светская модница или непритязательный обыватель, в любом определении будет слово самый. Самый твердый и самый дорогой, самый редкий и самый привлекательный, самый химически устойчивый и самый блестящий в огранке. В общем - самый, самый, самый. Если спросить об алмазе у историка - опять услышим самый. Только смысл этого слова будет иной - самый кровожадный, коварный, вероломный, жестокий. Речь идет, естественно, не о свойствах камня, а о той роли, которую пришлось сыграть алмазам в самых разных исторических событиях. Почти все известные крупные камни несут на себе кровавый отсвет подлогов, подкупов, обманов, алчности, братоубийственных войн. Сквозь блистающие грани этого замечательного минерала просвечивают зачастую фантастические истории.
Первое наше знакомство с алмазом связано с удивлением на уроке химии: оказывается, алмаз - это углерод, родной брат столь привычного в школьной повседневности графита. На уроке истории выясняется, что возникновение англо-бурской войны в значительной степени связано с открытием в Южной Африке алмазных месторождений 1. На уроке литературы 2, узнаем, что в связи со смертью замечательного русского поэта один из известнейших в мире алмазов поменял своего владельца.
Алмаз - редкий самородный элемент. Чаще всего этот минерал бесцветен, но изредка встречаются и окрашенные разновидности: желтые, бурые, серые, зеленые, розовые и голубые. Необработанный алмаз похож на кварц, топаз, циркон и на обычное стекло. Самый крупный из известных алмазов - Куллинан 1 был подарен в начале века английскому королю Эдуарду VII. Короля явно разочаровал невзрачный вид сокровища, и он заметил: Попадись этот камень мне, я бы принял его за стекляшку и презрительно отшвырнул ногой .
Алмаз - самый твердый минерал в геологической пирамиде: твердость по шкале Мооса 2 - 10.
В одном санскритском стихе говорится:

Фария не может царапать никакой
Драгоценный камень,-
Он царапает все камни.
Фарий царапает фария;
Сердце Великого все же тверже фария.

Однако приписываемая ему прочность несколько преувеличена легендами, суевериями и недостоверными историческими хрониками, созданными во времена сравнительно не высокой геологической грамотности. Наши предки, видимо, путали понятия твердость, прочность, устойчивость, крепость. Плиний Старший, например, пишет, что алмаз разбить невозможно, и что рабу, сумевшему это сделать, даровали свободу. Из этого замечания можно сделать вывод: алмаз у древних римлян был не только уважаемым, окруженным суевериями камнем, но и большой редкостью; ведь первый же хороший удар молотком и зубилом расколол бы его, независимо от того, кто держит в руке
инструмент - раб или патриций. Вероятно, древним ювелирам было выгодно напустить туману, создать некие тайны ремесла. В мире богов, легенд, мифов обладание мистическими знаниями и навыками было делом прибыльным. Имя ремесленника, ювелира, златокузнеца, умевшего работать с драгоценными камнями, внушало не только уважение, поклонение, но мистический ужас и известные опасения современников, не говоря уж о том, что подобная работа хорошо оплачивалась. В римском праве существовала формула cui prodest - кому выгодно, дожившая в криминалистике до наших дней. Если иметь в виду это самое cui prodest, становятся понятными многие несуразицы и нелепицы, которые сопровождают алмаз с первых же упоминаний в литературе. Тот же Плиний предлагает наивно-бессмысленные рекомендации - чтобы все же расколоть неодолимый алмаз, следует вымочить камень в теплой крови козленка, которого перед тем шесть недель кормили петрушкой и поили вином. Этот гастро-геологический рецепт Плиния просуществовал более двух тысячелетий. В Санкт-Петербургском издании книги Практическая магия (1912 г.) приводится впечатляющий перечень свойств алмаза: Желающие иметь перевес над врагами, должны носить алмаз, который до того блестящ и крепок, что его можно разбить, только смочив кровью козла. Если его привязать к левому боку, он замечательно действует против врагов, сохраняет разум, приводит в бегство диких зверей, отвращает дурные замыслы желающих убить или причинить какое-нибудь
зло, прекращает и благополучно оканчивает разногласия и процессы. Сверх того, алмаз очень хорош от отравы и против блуждающих духов .
Заглянем во времена Ренессанса. Колониальная политика и почти узаконенное пиратство принесли Британии несметные сокровища. При королевском казначействе учреждена даже специальная должность -хранителя алмазов. Изобилие драгоценностей, их блеск, сияние, дороговизна - все это создает новые тайны, поверья, убеждения, что камень влияет на здоровье человека, его судьбу. Перелистаем Шекспира:

...алмаз,
Дарящий целомудрие влюбленным...
...свезите ей бриллиант - залог любви...

Итак, во времена Шекспира алмаз -камень, символизирующий любовь. В пьесе Макбет Дункан через Банко передает леди Макбет алмаз. В Бесплодных усилиях любви французская принцесса Маргарита, становясь английской королевой, приносит алмазный дар не человеку, а морю, омывающему берега ее новой родины:

Когда же стали застилать туманы
Твой край от взоров пристальных моих,
Сняла я драгоценный медальон -
Оправленное в бриллианты сердце -
И в сторону Британии метнула...

А в России? Из Теофиля Готье, Путешествие в Россию: Икона
Владимирской Богоматери, по преданию, написанная рукой святого Луки,- образ, который русские считают своим защитником, перед которым некогда якобы отступили дикие орды Тимура,- украшена бриллиантом, который стоит более ста тысяч франков... Отсвет иконы-охранительницы, безусловно, ложится и на украшающий ее бриллиант, и понятно, почему и на Руси алмаз становится главным талисманом - хранителем жизни, власти, имущества. Весьма вероятно, что столь необыкновенные свойства приписывали алмазу и из-за его названия. Слово алмаз происходит от арабского ал-мас, что означает твердейший, либо от греческого адамас - несокрушимый, неодолимый.
Как видим, само название камня несет в себе некую магическую всесильность. Редкость камня, его исключительная твердость и яркое название - вот составляющие заблуждений Плиния. Современники великого римлянина высоко ценили культуру драгоценного и цветного камня, умели его обрабатывать и использовать, но... Алмаз как объект обработки долго сопротивлялся камнерезам. В лучшем случае удавалось отполировать минерал по естественным граням. Отдавая должное редкости и твердости алмаза, древние римляне тем не менее не увидели великолепного сияния короля камней. Примитивная технология, к тому же сдерживаемая обилием суеверий, была еще не в силах огранить алмаз. А ведь красота этого камня проявляется лишь тогда, когда рука человека придаст ему совершенную, законченную, изумительную по красоте форму - превратит в бриллиант. Только бриллиант в полной мере выявляет сильный блеск камня, замечательное лучепреломление и великолепное сияние. Но, пока не были найдены методы и способы обработки алмаза, этот минерал занимал в ряду популярных самоцветов далеко не первое место.
Древние персы, например, при составлении прейскурантов помещали его вслед за жемчугом, рубином, изумрудом и хризолитом. Понадобились поколения ювелиров и камнерезов, сотни лет и десятки тысяч проб, попыток, наблюдений и поисков, чтобы научиться гранить алмаз.
Первым это сделал придворный ювелир герцога Бургундии Карла Смелого.
Звали умельца Луи де Беркем. Задиристый герцог вел непрерывные войны со своими соседями. Впервые увидев ярчайший блеск бриллианта, Карл немедленно повелел украсить им свое боевое одеяние, решив, что блеск камня ослепит и, следовательно, испугает врагов. Так бриллиантам было суждено появиться на шлеме и латах воинственного герцога. Тут же родилось и суеверие - алмаз приносит победу в битве. Ему была уготована долгая жизнь; гораздо более долгая, нежели жизнь самих алмазов и их обладателей. В непрерывных войнах, жарких схватках алмазы терялись, их раскалывали удары мечей и копий, втаптывали в пыль копыта боевых коней, они попадали в могилы с латами рыцарей. Как минимум два из изготовленных Луи де Беркемом бриллиантов сохранились до наших дней. Оба принадлежали все тому же Карлу Бургундскому. Первый, получивший впоследствии название Австрийский желтый, или Тосканец, или Флорентиец,- был утерян Карлом Смелым в битве при Грансоне (1476 год). Затем, как видно из названий камня, начались его путешествия по сокровищницам Европы. Швейцария, затем Италия (Милан, Рим, Флоренция, Тоскана) и, наконец, камень попадает в имперскую коллекцию Австрийского королевского дома. Во время этих странствий Тосканец едва не оказался в России. Царскому шуту Анны Иоановны, итальянцу Пьетро Мирра по кличке Педрилло было поручено договориться с тосканским герцогом Гастоном Медичи о покупке камня. Странный выбор агента объяснялся слабоумием Гастона. За алмаз российская сторона предлагала 55 тысяч войска.
Курьезность переговоров отчетливо просматривается в письме придворного шута к герцогу: ...надлежит для содержания храбрых войск чтоб ваше королевское высочество приказал приготовить довольное число самой крепкой гданьской водки такой, какову ваше королевское высочество пивал, будучи в Богемии, и оною охотно напивался допьяна... Увы, шут и герцог не договорились... В Вене Австрийский желтый находился вплоть до 1938 года.
Гитлеровский аншлюсс вынудил императорскую семью бежать. Естественно, камень исчез вместе с владельцем. Продал ли опальный император алмаз, подарил или потерял, неизвестно, но, в конце концов, он попал в Америку, где находится и сейчас. У второго легендарного алмаза Карла Смелого - Санси еще более запутанная биография. Подобно многим историческим камням, алмаз попадает в Европу из Индии. Часто меняя владельцев, он достается наконец герцогу Бургундии и становится его талисманом. В 1477 году в битве при Нанси Карл Cмелый был убит - алмаз, увы, не помог! Камень, ставший добычей какого-то мародера, начинает новые скитания по Европе. Португалия, Франция, Англия... В конце XVI века бриллиант становится собственностью французского вельможи Николя де Санси (отсюда и его название). Санси Николя Д Арле (1546-1629) - сюринтендант финансов, посол в Англии и генерал-полковник наемных швейцарских войск. Неоднократно менял вероисповедание. Есть предположение, что алмаз приобретен в Константинополе в 1570 году, в бытность сеньора де Санси при дворе Оттоманов. Интересно проследить, как прихоти владельца создают новый мистический ореол вокруг камня. Николя де Санси, опытный придворный, умный и ловкий дипломат, решает упрочить свое положение при дворе с помощью алмаза. С приличествующей случаю торжественностью он объявляет о том, что дарит бриллиант королю Франции. Естественно, в знак любви, дружбы, верноподданнических чувств. Но по дороге в Лувр гонец господина дипломата был убит неизвестными злоумышленниками. Однако сеньор де Санси был настолько убежден в преданности своего слуги, что не хотел верить в потерю алмаза, и потому приказал вскрыть труп. Камень был обнаружен в желудке погибшего. Эта история осветила алмаз ореолом мистической веры. Ловкость господина и преданность слуги сделали его символом верности, дружбы, привязанности, любви и бескорыстия. Забавно, но он так и не попал к адресату, а оказался среди драгоценностей английской королевы Елизаветы.
Ни блеск, ни слава бриллианта не потускнели, и после долгих переговоров камень возвращается во Францию. Его новый хозяин - кардинал Мазарини. Затем алмаз украшал шляпу Людовика XIV. Король-Солнце тоже немало способствовал популярности бриллианта и связанных с ним суеверий.
Великая Французская революция вновь вынуждает камень странствовать. Сначала Санси находился в драгоценностях испанской короны, потом его купил русский князь П. Н. Демидов. Затем следы теряются. По одним сведениям, камень побывал в Индии, по другим - спокойно лежал в шкатулке рода Демидовых. В 1867 году Санси демонстрировался на Всемирной выставке в Париже и больше в Россию не возвратился. Если бы об этом знали герои романа А. Рыбакова Бронзовая птица, одной из любимейших книг нашего детства, то вряд ли стали бы искать алмаз в тайнике графского поместья.
Заканчивался XIX век, наступал ХХ; на смену царским династиям и герцогским родам приходили денежные тузы и финансовые короли. Алмаз приобрел английский миллионер, лорд Астор в качестве свадебного подарка своему сыну. Вероятно, камень и сейчас находится в сейфе Асторов, хотя, как правильно замечает один из западных исследователей Г. Банк, никогда ничего нельзя утверждать с уверенностью, если речь идет о частном владении

В искрящемся царстве короля минералов изредка вспыхивают цветные искорки. Это окрашенные алмазы. Попадаются они редко. Даже в нынешние времена, когда алмазодобывающая промышленность поставляет на рынок колоссальное количество блестящего камня, цветные алмазы составляют всего один процент от общедобытой массы. Редкость цветного алмаза, соответственно, диктует и более высокую цену. По архивным и историческим материалам можно проследить особое пристрастие к цветным бриллиантам.
Фаворитка французского короля Карла VII Аньес Сорель носила перстень с розовым пятикаратником. Людовик XIV приказал украсить свою корону голубым с красным отливом бриллиантом в 112 каратов. Среди сокровищ династии Виндзоров (Английский королевский дом) особое место занимает подарок владельцев алмазных копей Юга Африки, сделанный в 1947 году принцессе Елизавете. Это розовый бриллиант весом в 23 карата (его стоимость - около 2,5 миллионов фунтов стерлингов). Действительно,- у богатых свои причуды .
В одной из галерей Антверпена была открыта необычная выставка Караты: цвет и поиск. На ней представлены потрясающей красоты ювелирные изделия из цветных бриллиантов. Автор колец, браслетов, брошей - известный западноевропейский дизайнер Жанни Ренар. Следует заметить, что интерес публики к цветным алмазам привел к созданию специальной Службы зондирования ювелирных вкусов. Ссылаясь на ее прогнозы, рискнем предсказать, что вскоре интерес к цветным алмазам возрастет. Дело в том, что в Нью-Йорке недавно демонстрировался на различных выставках великолепный алмаз весом в 890 каратов. Величиной и цветом он не уступает лимону. Канареечно-желтый цвет сокровища уникален. По подсчетам специалистов, этот алмаз после огранки будет весить 550 каратов и, следовательно, потеснит в Книге рекордов Гиннеса легендарный Куллинан.
Кроме того, учитывая его цвет, он может стать самым прекрасным бриллиантом в истории человечества. Но суеверно постучим по дереву. Ведь обработка алмазов несет определенную долю риска. Найденный в 1972 году на копях Западной Африки алмаз Звезда Сьерра Леоне имел вес 968,9 карата. При попытке огранить его камень разлетелся на куски. Из обломков были изготовлены 11 бриллиантов, крупнейший из которых весит 143,2 карата. Так что пожелаем огранщикам желтого алмаза удачи, и будем ждать.
Кстати, непредсказуемость алмаза при первичной околке привела к возникновению такой суеверной предосторожности: раскалывать предназначенный к обработке алмаз должен ребенок, ибо, во-первых, дитя невинно, и груз греха не собьет руку, а во-вторых, ребенок не представляет себе истинной цены сокровища, и потому рука его не дрогнет.
Труд мастера-огранщика настолько специфичен, настолько не похож на другие виды человеческой деятельности, что сама эта тема может быть предметом отдельного исследования. Характерен такой пример. Известный антверпенский мастер Габриэль Толковски, создатель уникального бриллианта Сентинери -шедевра величиной с куриное яйцо и стоимостью более 100 миллионов долларов - более двух лет примеривался к алмазу-сырцу. Эти два года были наполнены рассмотрением вариантов огранки (а их десятки), изготовлением моделей будущего бриллианта из пластика, своеобразными репетициями и тренировками перед предстоящим актом творчества. Сама же работа заняла 154 дня.
Огранка алмаза, возможность выявить великолепные эстетические свойства камня вывели бриллиант на первое место не только в символической геологической пирамиде, но и в прейскурантах. Упоминание о стоимости алмаза не случайно - именно фантастическая цена камня играет в ряде случаев такую громадную роль, что приводит иногда к социальным катаклизмам.
Вот мнение выдающегося английского минералога Герберта Смита: Не говоря даже о размерах алмазов, их стоимость такова, что они имеют большее значение, чем просто украшения: это сгустки великого могущества и потенциальный источник благ и бедствий. В былые времена деспотических правителей великолепные алмазы часто находились в слабых руках, и это вызывало зависть алчных могущественных соседей и подвергало целые страны в ужасы безжалостных кровавых войн. В более цивилизованные времена владельцы крупных алмазов часто использовали их в качестве залога при получении денежных сумм для пополнения оскудевшей казны .
Как правило, стоимость бриллианта многократно возрастала, если у камня была родословная, если за сверкающими гранями маячили суеверия, мистические наговоры или легенды. Интересна история алмаза Питт, или Регент .
Крупный, редкой красоты камень был найден рабом-туземцем неподалеку от легендарных копей Голконды в Индии. Удачливый раб мгновенно понял, что находка может принести ему свободу и достаток. Он рассекает себе бедро и прячет в рану сокровище. Представим себе эту рану, если в нее нужно было спрятать камень величиной поболе спичечного коробка! Гноящаяся рана, грязная повязка и брезгливость надсмотрщиков помогли обмануть рудничный контроль. Затем раб бежит. Направление побега - Мадрас, крупный портовый город, где полно купцов и богатых иностранцев, которым можно дорого продать алмаз. Обессилевший от раны и долгого пути, беглец не смог переплыть многоводную реку Кришну и вынужден был искать сообщника. Один из матросов согласился перевезти его за счет доли в будущих барышах, но на середине реки он веслом убил своего пассажира и завладел алмазом.
Реализовать камень не составило труда, и вот убийца уже пропивает барыш в портовых тавернах. Деньги, однако, не пошли впрок преступнику. Пока алмаз, непрерывно повышаясь в цене, кочевал по алчным рукам купцов и перекупщиков, матрос кончил жизнь самоубийством. Что послужило причиной - сожаление о том, что продешевил, или муки совести - неизвестно. А камень тем временем попал к английскому губернатору форта Святого Георга в Мадрасе Вильяму Питту. Питт велел огранить камень и стал обладателем совершенного бриллианта чистой воды, размером 30х29х19 мм. А бриллиант, в свою очередь, приобрел имя и вошел в списки сокровищ мирового класса.
Губернатор суеверен. Его страшит кровавое прошлое алмаза. С одной стороны, Питт боялся разделить судьбу его бывших владельцев, с другой - ему жаль было расстаться с драгоценностью. Начался долгий торг. Цена на бриллиант медленно, но неуклонно росла. И, наконец, уплатив за Питт в тысячу с лишним раз больше первоначальной стоимости, его купил регент Франции герцог Орлеанский. Заметим, кстати, что в 1791 году международная комиссия ювелиров оценила алмаз в 12 миллионов франков, а это в четыре с половиной тысячи раз больше, чем получил за него матрос-убийца.
Бриллиант (теперь он называется Питт, или Регент) стал собственностью французской королевской династии. Сначала он украшал корону Людовика XIV, затем бронзовую чернильницу Людовика XVI. Но Французская революция 1792 года вытряхнула из Тюильрийского замка королевские сокровища. Алмаз исчез вместе с остальными ценностями. Новое правительство арестовало всех ювелиров Парижа, шли усиленные поиски пропавших династических регалий. Тщетно. Повезло лишь алмазу. Испугавшиеся воры подбросили его в опустевшую сокровищницу. Алмаз нашелся кстати. У правительства не было денег, и бриллиант заложили московскому купцу Г.Н.Трескову, случайно оказавшемуся в Лионе. Однако огромные деньги, полученные Директорией под залог, не могли спасти страну от тяжелых кризисов, смут, противоречий. Стране нужна одна голова и одна сабля,- заметил глава Директории Баррас. Человек, имеющий и то и другое, а также непомерное честолюбие, нашелся: это молодой генерал Бонапарт, взявший власть в свои руки. Он позволил себе выкупить бриллиант.
Лучшие ювелиры Парижа вправили камень в эфес шпаги Наполеона, и с этого момента на бриллиант лег волнующий отблеск славы великого полководца. Вновь всплыли разговоры о магических свойствах камня, приносящего успех в битвах и сражениях. Астрологи и предсказатели (а в Европе никогда не было в них недостатка) наперебой пророчили победу французскому оружию. Еще бы - победоносные армии вела в бой шпага, украшенная лучезарным алмазом!
Справедливости ради, надо сказать, что сам Наполеон был не слишком суеверным человеком. Однако деловой, расчетливый государственный деятель не мешал распространению разговоров о магических свойствах камней и вещей, потому что это, способствовало росту его собственной славы и помогало развитию французского ювелирного дела и, следовательно, пополняло казну.
Итак, на протяжении ряда лет лучик этого камня проблескивает в воинской славе побед при Аустерлице, Маренго, Фридланде. Непрерывные, даже победоносные войны, увы, требуют затрат. Грабежи и мародерство не могут прокормить всю стану.
И Наполеон заложил бриллиант. Как показала история, напрасно. Ни сияние на эфесе, ни груды золота, полученные под залог, не спасли честолюбивого императора - его печальный конец известен. А камень возвратился в королевскую сокровищницу. Неоднократные распродажи драгоценностей, которые устраивала обедневшая страна для поддержания ослабленной экономики, не коснулись легендарного бриллианта. Его историческия ценность и, конечно же, некий налет мистики, связанный с именем Наполеона, служили защитой от публичных торгов и аукционов. И лишь однажды сняли алмаз с бархатного ложа. Это произошло в 1940 году, во время нашествия гитлеровцев. Исторический алмаз замуровали в каминную полку замка Шабор. После войны алмаз возвратили в Лувр, где он хранится и сейчас.
К сожалению, не все исторические камни разделили участь Питта.
Множество известнейших драгоценностей бесследно исчезли в кровопролитных войнах, морских катастрофах, социальных и геологических катаклизмах или в результате темных дел и интриг королей, дипломатов, спекулянтов. Мы, например, не знаем, куда подевались алмазные подвески, увековеченные Александром Дюма в Трех мушкетерах, или одежда Людовика XII, усыпанная бриллиантами на сумму 12 млн. франков.
Исчезают сокровища и в наше время. По сообщению Интерпола, у архиепископа Константинопольского, Нового Рима и Вселенского патриарха Дмитрия во время визита в Грецию был похищен большой нагрудный крест.
Произошло это в октябре 1990 года в соборе св. Николая в городе Трикала.
Крест золотой, украшен великолепными бриллиантами. Изготовленный в прошлом веке, он представляет собой большую историческую и художественную ценность. Интерпол надеется напасть на след воров: ведь если золото еще можно переплавить, то алмазы сбыть не удастся - они слишком известны. Нынче широко известны секретные подробности о расстреле императора Всероссийского Николая II и его семьи. Сообщалось, что в корсажи царских дочерей были зашиты бриллианты, часть которых высыпалась из пробитых пулями одежд. На эти камни в голодные годы было приобретено зерно. Обмен царских сокровищ на продовольствие проводили по предложению Якова Юровского -руководителя расстрельной команды, назначенного в 1921 году, по специальному распоряжению В.И.Ленина, первым начальником Алмазного фонда.
С той поры и до недавнего времени судьба большинства экспонатов фонда была покрыта глубочайшей тайной.
Воистину неразлучны алмазы, кровь, тайны...
Недавно появилась информация о том, что один из верховных служителей православной церкви - бывший митрополит Рязанский и Коломенский Ювеналий якобы был агентом одной из жесточайших и кровавых тайных служб в истории - КГБ СССР. Мы бы не стали об этом упоминать в тексте, посвященном прекрасному камню, но кличка агента Адамас, т. е. алмаз.
В современных каталогах исторических алмазов (как и иных драгоценных камней) то и дело мелькают фразы дальнейшая судьба не известна, в списке геральдических сокровищ не значится, сведения противоречивы и достоверно не подтверждены. Но иногда на след исчезнувших сокровищ помогают напасть не полицейские протоколы или ювелирные каталоги, а предания и легенды, светская хроника или литературные источники. Такой историей является дело об исчезнувших бриллиантах Марии-Антуанетты. Исследователю Р. С. Белоусову удалось собрать множество разрозненных материалов, поднять уголовные дела Франции и Англии конца XVIII века, исследовать переписку Петербургского генерал-губернатора, просмотреть многочисленные мемуары, записать устные свидетельства. Обо всем этом он рассказал в захватывающей книге Загадки старых переплетов в очерке Дело исчезнувшей графини. В этой книге все интересно: связь мистических и религиозных представлений с интригами и коварством, помесь веры и безнравственности, сияние алмазов и грязь на скипетре монарха, пурпурный отсвет епископской сутаны и сребролюбивое шарлатанство. Однако по порядку.
Заканчивался XVIII век. Политические интриги, непомерные налоги и постоянные войны обескровили Францию. Но в королевском дворце регулярно давали балы и карнавалы, при дворе кардинала не прекращались пышные приемы. Современники так писали об этих днях: Необузданные аппетиты кормящейся у подножия трона придворной клики, бесстыдное воровство, всеобщая продажность, безответственность, граничащие с преступлением, спекуляции, в которые были вовлечены высшие служащие короля... Дворяне помельче и буржуа с нарастающей завистью наблюдали за грандиозными оргиями пресыщения и роскоши. На сладкий огонек чужих пиров слетались приживалки, нахлебники, авантюристы. У подъездов ярко освещенных домов толпились нищие, воры, наемные убийцы. Одна из нищенок, малолетняя бродяжка по имени Жанна, протягивала руку со словами: Умоляю о милосердии к бедной сиротке из королевского рода. Однажды сиротку из рода Валуа заметила богатая и сердобольная маркиза и определила ее в пансион, а затем в монастырь для девушек-аристократок. Великосветская роскошь видится из монастырской кельи особенно притягательно. Жанна покинула монастырь и вскоре нашла себе мужа, графа Николаса де Ламотта. Теперь она графиня (хотя титул графа присвоен Николасом самовольно). Предприимчивые молодые люди с ожесточенной энергией пробивались в высший свет. Они кругом в долгах, все, даже домашняя утварь, взято напрокат. Но супруги постоянно выезжали, бывали в свете, принимали у себя. Особенно настойчивым кредиторам показывали бумаги, разумеется, поддельные, на какие-то мифические поместья. Супруги метались по Парижу в поисках шанса, крупной авантюры, которая смогла бы их обеспечить и избавить от долгов. И вот, наконец, созрела гениальная интрига. Действующие лица: королева Франции Мария-Антуанетта, страсбургский кардинал Луи Роган и графиня де Ламотт. В центре действа груда алмазов, точнее ожерелье, изготовленное лучшими ювелирами Франции. Оно состоит из 629 бриллиантов. Стоимость его фантастична - 1 миллион 600 тысяч ливров 1. Мария-Антуанетта страстно мечтала об ожерельи, но король отказался выдать такую громадную сумму.
Лучше на эти деньги построить несколько кораблей,- так аргументировал Людовик свой отказ.
Кардинал Роган. У этого святоши свои проблемы: он кажется себе очень способным и хочет стать первым министром королевства, но к нему крайне неприязненно относится королева. Нужно сломать августейший холодок, убедить королеву в верноподданнических чувствах, в постоянной готовности к услуге, словом, стать нужным человеком .
Жанна берется увязать страсти королевы с претензиями кардинала, намекая Рогану на необходимость долгосрочной субсидии: мол, ссуда для покупки примирит королеву с кардиналом. Она внесет со временем необходимую сумму, но, упаси, Боже, чтобы об этой сделке не узнал августейший супруг.
Луи Роган, естественно, готов к услугам. И вот интрига закручена.
Между королевой и кардиналом завязывается оживленная переписка. Кардинал получает письма, полные монаршей благосклонности и доверия, письма-просьбы о помощи неимущим дворянским семьям и, наконец, письмо-доверенность на покупку алмазного ожерелья.
Теперь, пожалуй, время приоткрыть занавес над ролью в этой интриге Жанны де Ламотт. Дело в том, что королева ни сном, ни духом не ведала не только об энергичных хлопотах графини, но и о самом существовании такой подруги даже не подозревала. Кардинал - весьма неглупый человек, член Академии, опытный придворный и политик был обманут Жанной.
Фальшивки, состряпанные графиней, сработали. Ожерелье куплено и передано королеве. Николас де Ламотт срочно отправляется в Лондон сбывать бриллианты. А Жанна продолжает вести светскую жизнь. Она полагает, что Роган, узнав о том, как его провели, скорее предпочтет оплатить ожерелье из собственного кармана, чем поднимет скандал с риском стать всеобщим посмешищем.
Но, королева первой узнает о том, что ее августейшее имя упоминают в связи с аферой, да еще рядом с именем столь неприятного ей Луи Рогана. И разразился скандал, потрясший Европу. О нем писали Гете и Шиллер, Карлейль и Мирабо, Наполеон и Сент-Жюст, Александр Дюма и Стефан Цвейг. В парламенте говорили: Кардинал изобличен в мошенничестве! Королева запутана в скандальном процессе! Какая грязь на посохе епископа, какая грязь на скипетре! На фоне неутихающего скандала производят аресты. Суд, дознание, обвинительный (и оправдательный - для кардинала) приговоры. Жанну де Ламотт секут плетьми, клеймят буквой V (voleuse - воровка) и пожизненно заключают в тюрьму Сальпетриер. Однако предприимчивая женщина умудряется бежать из тюрьмы и вообще из Франции. Поначалу ее прибежище - Лондон. Но ведь и здесь небезопасно. И тогда графиня де Ламотт погибает.., чтобы воскреснуть через некоторое время в России под именем графини Гаше. Здесь безоблачно и безмятежно прошел остаток дней знаменитой авантюристки.
Кое-кто, правда, знал об истинном имени французской эмигрантки. Например, М. И. Пыляев пишет: ...Все старые петербургские ювелиры знали, что знаменитое алмазное ожерелье Марии-Антуанетты, наделавшее столько шума в Европе своим скандальным процессом, было продано в Петербурге графу В-кому одним таинственным незнакомцем...
Русский царь Александр I лично интересовался графиней Гаше (особенно ее бумагами), хорошо представляя себе, какие взрывоопасные документы, подлинные или поддельные, могла хранить знаменитая аферистка. Их продолжали разыскивать губернаторы и полицейские спустя много лет после ее смерти в Крыму в 1826 году.
В этой истории, блестящим алмазным светом высветившей алчные страсти монархов и доверчивость князей церкви, было еще одно действующее лицо. Мы знаем этого человека по повести Алексея Толстого Граф Калиостро и телефильму Марка Захарова Формула любви. Знаменитый авантюрист, маг, волшебник и гипнотизер, граф Калиостро (настоящее имя - Джузеппе Бальзамо) во время описанной эпопеи с бриллиантами жил в доме Луи Рогана на правах друга, советчика, консультанта, проводя там свои сеансы по вызыванию духов, общению с потусторонним миром, предсказанию будущего, разгадыванию сокровенных мыслей. Об этих мистификациях много писали французские газеты. Почти на всех сеансах присутствовал кардинал (!) Роган.
Напомним строки Алексея Толстого: ...известие, что в доме их - знаменитый колдун, поразило ее: тетушка плюнула.
- Бусурман, нехристь, прости, Господи,- сказала она с омерзением,- всю посуду теперь святой водой мыть придется и комнаты святить заново...
Вот не было заботы.
А здесь... Высший служитель церкви принимает в своем доме алхимика, мага, чародея - самого злого врага веры и церкви. Впрочем, суровые проповеди - это одно, а личная выгода -совсем другое. Ведь популярность Калиостро бросает некий таинственный отсвет и на его покровителя. Роган уповал на сверхъестественные способности графа-чародея, безоговорочно следовал его советам и.., как мы уже знаем, лишился и денег, и карьеры.
Как странно - авантюрист Калиостро не разглядел в изящной графине товарища по воровскому цеху. Вероятно, великому духовидцу в голову не приходило, что его (его!) может обмануть вчерашняя нищенка.
Послужной список Калиостро просто фантастичен. Вспомним Толстого: У княгини Волконской вылечил больной жемчуг; у генерала Бибикова увеличил рубин в перстне на 11 каратов 1, кроме того, уничтожил внутри его пузырек воздуха; Костичу, игроку, показал в пуншевой чаше знаменитую талию2, и Костич на другой же день выиграл свыше ста тысяч; камер-фрейлине Головиной вывел из медальона тень ее покойного мужа, и он с ней говорил и брал ее за руку, после чего бедная старушка совсем с ума стронулась... Словом, всех чудес не перечесть... Всемогущество графа поражает, но чудеснее всего, пожалуй, то, что после истории с похищением бриллиантов графа Калиостро арестовали и препроводили в Бастилию. Во время следствия растерявшийся, пораженный всем случившимся, чародей вынужден был давать убийственные для своей репутации показания - не знал, не подозревал, не догадывался, меня ввели в заблуждение, я был обманут ... Вот так завершилась детективно-мистическая история. Жаль лишь, что о судьбе замечательных бриллиантов из легендарного ожерелья мы, наверное, никогда не узнаем.
Горечь утраты сокровищ несколько смягчается информацией о постоянно нарастающей добыче алмазов. Если вплоть до XVIII века основным алмазодобывающим районом мира была Индия, то сейчас алмазоносные провинции обнаружены в Южной Америке, Африке, Австралии, России.
Украина, к сожалению, не имеет своей алмазодобывающей промышленности.
Поэтому заметка Бриллианты Украины 3 вряд ли соответствует действительности. Вот ее текст: 70 лет назад вблизи Донецка был найден крупнейший в мире бриллиант Мазепа, весящий 1003 карата и стоящий полмиллиарда долларов. Представители южноафриканской фирмы Де Бирс считают, что Украина могла бы получать ежегодно от торговли бриллиантами 18 миллиардов долларов. Скорее всего, мы имеем дело с обычной газетной уткой, не говоря уж о том, что находят не бриллианты, а алмазы. И если бы такой бриллиант существовал, он стоил бы десятки миллиардов.
Среднегодовая мировая добыча алмазов сейчас составляет 50 млн. каратов. Самыми богатыми алмазными месторождениями являются австралийские.
Странная гримаса судьбы. Когда в прошлом веке началась алмазная лихорадка в Южной Африке, центром ее стал район Кимберли. Название этой, как и еще одной местности в Австралии, дано по имени тогдашнего министра королевы Виктории, некоего Джона Кимберли. В африканском Кимберли находится самая глубокая копь в мире, так называемая Большая дыра. Ее оставили, когда глубина выработок достигла 1078 м. И вот в наше время в австралийском Кимберли тоже было обнаружено богатейшее месторождение. Работы здесь начались в 1983 году и сразу же дали такие результаты, что пришлось ограничить годовой выход лимитом в 25 млн. каратов - половина мировой добычи! Более интенсивная разработка могла бы привести к резкому падению мировых цен на алмазы.
Следует заметить, что приведенные цифры являются официальной статистикой. А по сведениям Интерпола, не менее 20% от мировой добычи расходятся контрабандными путями подпольного алмазного бизнеса.
Контрабандная утечка является, к сожалению, жестокой реалией современной алмазной промышленности. Вот две цитаты из очерка Сергея Милина Плата за камни, посвященного вопросам алмазной контрабанды, рэкета и спекуляции.
Когда Де Бирс превратила алмазные разработки в особые зоны - настоящие концлагеря, окруженные колючей проволокой и оборудованные рентгеновскими установками для проверки рабочих и служащих, покидающих их, смекалистые похитители организовали собачью контрабанду. Они принялись приманивать в зону собак и скармливать им куски мяса, начиненные алмазами.
Сообщнику оставалось только угостить курьера слабительным, когда тот прибегал в деревню. Кое-кто пытался использовать для этой цели почтовых голубей, заталкивая им алмазы в зоб.
Своеобразный рекорд по части похищения с разработок драгоценных камней поставил голландец Якобус ван Вик на Ораньемундском месторождении. Якобус был великолепным стрелком. Попал он на алмазные разработки в зону за какие-то мелкие прегрешения перед законом. Этот ловкач любил держать с охранниками пари на меткость. Он просил на полчаса пистолет, чтобы пристреляться, а затем без промаха посылал пулю за пулей в ствол дерева, что росло шагах в восьмидесяти за оградой из колючей проволоки. И лишь через несколько лет полицейские случайно узнали, что голландец вгонял в свинцовые сердечники пуль небольшие алмазы, а когда вышел на волю, преспокойно выковырял из дерева контрабанду .
Второй рекорд принадлежит безымянному горняку с рудника Кимберли. Он сыграл на порядках, установленных самой Де Бирс. На руднике Кимберли дотошно проверяли всех входивших, кроме директоров компании. Хитрец долгое время припрятывал алмазы в укромном местечке, ожидая удобного случая. Он представился, когда в Кимберли приехал вице-президент Де Бирс. Горняк ухитрился незаметно бросить горсть алмазов в бензобак его мерседеса.
Вскоре он уволился, отправился в Иоганнесбург и украл машину вместе с камнями, которые спокойно лежали на дне бака...
В японском городе Киото шла очередная сессия Интерпола... Обсуждалось решение о разработке путей проникновения сотрудников Интерпола в международные банды преступников, и, в частности, в подпольный синдикат торговцев алмазами. В тот день в адрес сессии местной почтой прибыла небольшая посылка с... прекрасно изготовленными копиями многих знаменитых бриллиантов мира. Уважаемые господа! - говорилось в сопроводительном письме.- Мы весьма сожалеем, что не смогли дать вам возможности насладиться оригиналами этих шедевров. Смеем, однако, надеяться, что некоторым утешением может послужить тот факт, что, несмотря на все ухищрения, направленные против нас, эти копии в показательных целях доставлены контрабандным путем именно из тех стран, где были в свое время найдены алмазы-оригиналы: Куллинан, Эксцельсиор, Джонкер - из Южной Африки; Президент Воргас и Минасжерайс - из Бразилии; Великий Могол - из Индии. С наилучшими пожеланиями. Так что даже самые старые из известных нам сокровищ нельзя считать укрытыми в полной безопасности.
Самая древняя на Земле алмазная копь - легендарная Голконда -ныне заброшена. Количество добываемых в Индии алмазов незначительно. А ведь когда-то слова сокровища Голконды означали фантастическое, безбрежное богатство. В легендах о Синдбаде-мореходе рассказывается о таинственном, сумрачном ущельи в лиловых от жара и безводья горах. Дно глубокого пролома было усеяно алмазами, но неприступные скалы, зловонные тропические испарения и ядовитые змеи, кишевшие в ущелье, преграждали доступ к вожделенным сокровищам. Хитроумные современники Синдбада все же придумали способ извлекать алмазы из бездны. Они рубили на куски приведенных с собой запасных лошадей и сбрасывали мясо вниз. Алмазы прилипали к мясу, и его доставали из ущелья орлы-стервятники. Остальное было, как говорится, делом техники - влезть в гнездо орла и собрать алмазы. Подобным сказкам была суждена долгая жизнь, только в дальнейших редакциях Синдбада заменил Александр Македонский, а изрубленных лошадей - рабы или, в некоторых вариантах, слоны.
Надо полагать, что все подобные выдумки усиленно распространялись торговцами - чтобы добавить к естественному блеску алмаза мрачную тень страха, мистической экзотики, фантастических трудностей при добыче. А все это, вместе взятое, естественно, повышало цену камней. Баснословная стоимость алмаза, его редкость и малая величина позволяли владельцам использовать драгоценность только как украшение или средство помещения капитала. Лишь очень немногие обладатели рассматривали камень как представителя минералогического ряда, как сырье для физических и химических опытов. Эксперименты ставили своей целью не поиск и объяснение каких-либо свойств алмаза, а подтверждение гипотез о божественном или наоборот, дьявольском происхождении, попытку отыскать чудо, богоявленность или знак Сатаны. Любые явления, которые не могла объяснить древняя наука, тут же растолковывались мистиками или жрецами. Свойство алмаза прилипать к жирам - основа легенд о Синдбаде. Достоверным в этих легендах является также посредническая роль птиц при добыче алмазов. Часто голуби, куры, индюки, роясь в отвалах горных выработок, склевывают крупицы блестящего камня. В Южной Африке считалось выгодным для этой цели разводить страусов.
Одним из самых древних суеверий, связанных с алмазом, является его свойство аккумулировать свет. Сейчас это явление описано, изучено и получило исчерпывающее объяснение и название - термостимулированная люминисценция. Как оно поражало воображение нашего необразованного предка, можно себе представить из описаний опыта некоего Магнуса, алхимика XII века. Опыты эти многократно повторяли, а трактовали происходящее всякий раз так, как выгодно было экспериментаторам. Суть опыта: алмаз некоторое время держат на солнечном свету, затем вносят в темную комнату и опускают в кипящую воду. Камень реагирует кратковременной вспышкой голубого свечения. Зрелище это - феерическое!
Не следует забывать - антураж представления был соответственно подобран. Закипая, поднимаются в тиглях разноцветные растворы. С развешанных по стенам икон испытующе глядят глаза святых угодников,
мерцают лампады. Мрачный и торжественный монах вносит алмаз, гасит лампады
и... чудо!
Или иная атрибутика - не иконы, не распятия, а символы Сатаны:
черепа, козлиные рога, летучие мыши, черные кошки, таинственные тексты на бычьих шкурах и т. д. В темноте, под бульканье реторт и удушающий серный запах, алхимик торжественно бормочет заклинание и... опять чудо! Понятно, что в зависимости от интерьера и целей экспериментатора, трактовка происшедшего будет различной. Справедливости ради, отметим, что сам Магнус лишь описал поразившее его явление, но от какого-либо мистического трактования воздержался.
Современный ученый Е. В. Соболев, исследуя дальнейшие способы термостимулирования, пишет: Был бы у Магнуса жидкий гелий, наверняка, окунул бы он в гелий свой алмаз и выставил на солнышко. Потом перебросил бы в азот. И вспыхнул бы алмаз ярко-ярко, ничуть не слабее, чем в кипятке. Только уже не голубым цветом, а желтым или оранжевым. И, подивившись многообразию Натуры, описал бы коллега Магнус свой опыт в ученом трактате. Описал бы подробно, в назидание потомкам.
Но до гелия еще далеко, более семи столетий. Есть только алмаз и кипяток под рукой, и яркое солнце на дворе. И великая любознательность естествоиспытателя .
За те тысячелетия, что человеку известен алмаз, его изучением занимались ученые, философы, врачи, религиозные деятели. Однако лишь XX век дал нам объективное знание об этом замечательном минерале. Мы научились не только гранить и гравировать алмаз по своему усмотрению и вкусу, но и окрашивать, и даже выращивать искусственно. Общеизвестно, что искусственная окраска алмаза и, главное, синтез этого минерала стали достоянием не отдельных лабораторий, а целых отраслей промышленности. Синтетический алмаз медленно, но верно вытесняет своего природного собрата из всех областей науки и техники. Когда-то выдающийся геолог А. Е. Ферсман сказал: Все вопросы, связанные с алмазом, имеют не только огромное теоретическое, но и экономическое значение. Дальнейшие исследования алмаза обещают открыть нам в будущем не только новые грани знания или гармонию формул. Впереди у алмаза невиданные технологии, фантастические области применения.
Перечислим некоторые из них.
Ювелирное дело - это бесспорно. Еще в давние времена излюбленными наградами вассалов, фаворитов, придворных победителей рыцарских турниров были ордена, подвески, перстни, украшенные алмазами. Естественно, все короны монархов от Франции до Цейлона густо усыпаны бриллиантами. Панагии, наперсные кресты, броши, запонки, эгреты для шляп, серьги, браслеты - всем этим алмазным великолепием сверкают музеи и церкви мира. И, конечно, ордена. Английский - Подвязки, русский - Андрея Первозванного, польский - Белого Орла, французский - Святого Духа, советский - Победы. Еще одна область ювелирного применения алмаза - оружие. Эфесы шпаг и сабель, инкрустация рукоятей пистолетов и кортиков. И даже специально ограненные бриллианты в перстнях для рукопашного боя. Сейчас эта мода возвращается в несколько обновленном виде. Становится модным инкрустировать алмазами призы на престижных фестивалях рок- и поп-музыки, конкурсах красоты, чемпионатах и Кубках мира. Победительниц конкурсов красоты различных стран Европы и Америки кроме одаривания шикарными шубами или роскошными мерседесами, как правило, увенчивают бриллиантовыми диадемами. Призеры теннисных турниров Большого Шлема получают в награду теннисные ракетки, инкрустированные бриллиантами. Главным призом популярного фестиваля рок-музыки Тигра-88 был скол каррарского мрамора, украшенный крупным бриллиантом. В США чемпионов Национальной баскетбольной ассоциации награждают перстнями с бриллиантами. Алмазный приз был вручен чемпиону мира по шахматам Гарри Каспарову. Затейливая монограмма из двух букв К (Карпов - Каспаров) украшена 1018 черными и белыми бриллиантами.
Ориентировочная цена приза 1 миллион долларов.
Вскоре после торжественного вручения драгоценность была выставлена на аукцион. Вырученные средства предназначены для жертв национальных столкновений в Баку. Так алмазы послужили милосердию.
Каковы же основные области применения короля камней? Вот их краткий перечень. Лучшие абразивные композиты, буровые коронки, оборудование для металлорежущей и металлообрабатывающей промышленности, хирургический и стоматологический инструмент, круги для предпосевной обработки семян, иглы для высококлассных электропроигрывателей. Все это и многое другое есть и успешно работает. Что же ждет алмаз в будущем?
Синтез алмазов во многих странах уже стал мощной отраслью промышленности. Естественно, что изготовители стремятся создать такой материал, который превзошел бы природные образования. И сдвиги в этом направлении уже есть. Природный алмаз обычно представляет собой смесь двух изотопов: углерода-12 и 13. Американским экспериментаторам удалось создать искусственный алмаз, на 99% состоящий из углерода-11. Полученный материал обладает потрясающими характеристиками. Не потеряв никаких свойств природного, он приобрел новые: его теплопроводность на 50%, а стойкость к воздействию лазерных лучей на 1000% выше. Что это значит на практике?
Прежде всего, новые перспективы в микроэлектронике. Алмазы уже используют в качестве своеобразных радиаторов, отводящих лишнее тепло от элементов схем. Кроме того, алмазы продлят сроки эксплуатации волоконной оптики. Но наиболее интенсивно вторгается алмаз в космос. Алмазное покрытие предохраняет от эрозии оптические приборы спутников, улучшает оптическую локацию, в десятки раз увеличивает мощность лазеров. Словом, алмаз из кумира модниц и магов становится ведущим материалом передовых отраслей промышленности. При этом минерал не теряет ни своего блеска, ни привлекательности, ни загадочности.
Нельзя сказать, что мы знаем об алмазе все. Некоторые свойства этого камня до сих пор являются загадкой. Например, цифра 54 градуса 44 минуты 8 секунд. Это угол схождения граней идеального кристалла. И, в то же время, это угол между направлением полета и одной из сторон журавлиного клина во время миграционных перелетов. Совпадение поразительно! Отгадка пока неясна...

Глава из книги Бориса Владимирского
"Камни: тайны и таинства"

 
Оглавление раздела "Проявления духа времени"  
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003