С древнейших времен людям был известен кварц - прозрачный как вода минерал, образующий великолепные шестигранные кристаллы. Этот камень когда-то считали льдом, замерзшим так сильно, что его невозможно растопить. И так его и назвали - «kristallos», что в переводе с древнегреческого означает лед. О том, что горный хрусталь образуется под действием сильного холода в темных горных пещерах, писал в «Естественной истории» Плиний Старший (ок. 23–79 н.э.), «...оный только там находится, где наиболее смерзаеются зимние снега. А что он есть лед — сие достоверно».
Гай Юлий Солин (III век) в «Собрании достопамятных сведений» более критически относился к этой теории: «Считается, что хрусталь образуется в результате сгущения льда, но это не так, поскольку в таком случае хрусталь бы не встречался ни в Алабанде в Азии, ни на Кипре, поскольку там постоянно жарко». Отголоски древних поверий об окаменевшем снеге мы находим в романе Виктора Гюго «Человек, который смеется», когда представитель медицины утверждает: «Доказано, что хрусталь - это продукт естественной возгонки льда и что алмаз — результат такой возгонки хрусталя; установлено, что лед становится хрустальным через тысячу лет и что хрусталь становится алмазом через тысячу веков». Заблуждение о том, что кристаллос или хрусталь является окаменевшим льдом было настолько сильно, что бытовало вплоть до XVIII века, когда Роберт Бойль (1627-1691), известный физик своего времени, измерил удельный вес хрусталя и доказал ошибочность его происхождения из льда.
Удивительное сходство хрусталя со льдом не только во внешнем облике – камень обладает свойством оставаться прохладным даже в сильную жару. Это свойство минерала использовали патриции Древнего Рима, охлаждая летом руки хрустальными шарами.
Хрусталю, обладающему чистотой и прозрачностью, всегда приписывались волшебные и магические свойства. Он был камнем гадателей и прорицателей, а способ гадания назывался кристалломантия. Считалось, что для этого хрустальный шар надо поместить в темной комнате, а направленный на него луч света, наполнит шар сиянием. Если долго смотреть на это сияние, то можно увидеть там скозь завесу времени образы прошлого и будущего. Хрустальные шары прорицателей и линзы из хрусталя, используемые для возжигания от солнца священного огня на жертвенниках богов были найдены при раскопках древней Трои. Одним из самых больших хрустальных шаров считается шар, хранящийся в Смитсоновском институте США. Его диаметр тридцать три сантиметра, а вес - восемь с половиной килограммов. Кристаллы горного хрусталя бывают удивительно большого размера. На Приполярном Урале был найден серебристо-белый кристалл горного хрусталя массой 1,5 т. Так что масса кристалла 10-20 кг и более не считается редкостью. Гай Юлий Солин упоминает, что «Супруга Августа Ливия в числе прочих даров пожертвовала Юпитеру Капитолийскому хрустальную глыбу весом в 150 фунтов» (49 килограмм). Благодаря большим размерам кристаллы хрусталя во времена античности служили прекрасным материалом для изготовления кубков для вина, богато инкрустированных серебром и золотом.
Магические свойства хрусталя позволяли использовать его во все времена для изготовления амулетов и талисманов. В грекоримской традиции хрусталь посвящался таинственной Селене – богине Луны, и означал чистоту, духовное совершенство и тайное знание. Такие же свойства приписываются хрусталю и в буддизме – чистый ум, совершенные мысли.
Считается, что амулет из горного хрусталя помогает при дизентерии, холере, эпилепсии и головокружении. Носимый под бельем с правой стороны живота улучшает деятельность желчного пузыря. Носимый на запястье, кварц регулирует ток крови и не позволяет образовываться тромбам. Во время сна избавляет своего владельца от кошмарных сновидений. Носимый в перстне на безымянном пальце оберегает от чувства зябкости, а путников от опасности замерзнуть. Чистота и прозрачность горного хрусталя, ставшие символом скромности и чистоты помыслов, сделали этот камень талисманом, укрепляющим клятвенные договоры, обещания и священные узы.
В средневековой Европе рыцари использовали в качестве амулетов хрустальные шарики, которые крепились на рукояти меча. Считалось, что хрусталь придает удару особую силу. В Шотландии «камни победы» - хрустальные шарики 4-5 см диаметром, укреплялись на воинских штандартах.
Этот культ держался вплоть до XIX века.
Наибольшего расцвета искусство обработки хрусталя достигло в эпоху Возрождения. До наших дней дошли прекрасные образцы хрустальных шкатулок, статуэток, письменных приборов. Среди изделий, выполненных из этого самоцвета, имеются настоящие шедевры.
Об одном из них хочется сказать особо.
В непроходимых джунглях Британского Гондураса (ныне Белиз), в апреле 1927 года Энн Митчелл-Хеджес, дочь известного археолога, во время раскопок пирамид в древнем городе майя, извлекла предмет, ставший сенсацией. Это был человеческий череп из полированного кварца, размером 152,4 х 203,4 миллиметра и весом 5,13 килограмма. Абсолютно гладкая поверхность черепа не имеет никаких следов обработки металлическими инструментами и, как считают специалисты, была отполированна специальной пастой, секрет которой утерян сегодня. Такую работу, по самым скромным подсчетам, можно было сделать лет за триста! Внутри затылочной части черепа имеется система призм и каналов, благодаря которым глазницы черепа начинают светиться, если под ним устанавливается, например, свеча.
Череп был исследован (в 1964 году) в знаменитой фирме « Hewlett Packard» - лидере индустрии по производству микроэлектроники с использованием кварца. Отзыв Л. Барре, эксперта фирмы, крайне неординарен: «...Мы изучали череп по всем трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков. Поскольку каждый сросток имеет собственные оси, мы смогли определить, сколько имеется сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили, что они растут из одного центра и составляют единый сплошной кристалл. Мы также обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу). Что касается обработки, то его ничем, кроме алмаза, нельзя резать. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжений кристалл может расколоться на куски, поэтому его нельзя резать - он просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто он вообще не притрагивался к нему в процессе резки. При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы можете увидеть всю комнату...» и далее «Проклятая штуковина вообще не должна была существовать на свете. Те, кто ее высекал, не имел ни малейшего понятия о кристаллографии и совершенно игнорировал оси симметрии. Она неминуемо должна была развалиться при обработке!»
Хотя череп был найден в Белизе - место его изготовления до сих пор остается загадкой, так как ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя, а калифорнийский горный хрусталь столь высокого качества также не встречается. Но факт есть факт. Хрустальный череп существует вопреки всякой вероятности и хранится в Музее американских индейцев.
Предания повествуют о том, что тринадцать жрецов одновременно смотрели в тринадцать хрустальных черепов, видели там тайны прошлого, настоящего и будущего, и даже могли узреть день возвращения богов...

Галина Росси,
март 2003

© Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание, а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.
 
 
Оглавление раздела "Проявления духа времени"  
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003