1 Как будет показано ниже, гипотеза Филиппа Ариеса, согласно которой в раннее средневековье смерть воспринималась "спокойно" и "смиренно" (Человек перед лицом смерти. М.,1992 ч.1), не подтверждается источниками; см. об этом также: Alexandre-Bidon D. Gestes et expression du deuil// A reveiller les morts. La mort au quotidien dans l'Occidient medieval/ Sous la der. D. Alexandre-bidon et autres. Lyon, 1993. p.121-131.
2 Кроме Ф.Ариеса, этот подход использовался в широко известных работах Ж. Ле Гоффа, М.Вовеля, Ж.Шифоло, А.Гуревича, А.Броста и мн. др.
3 О содержании современных дискуссий по этой проблематике в среде зарубежных и отечественных историков см.: Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. М., 1999.
4 Bloch M. La societe feodale. P., 1994. P. 116.
5 Эти и подобные вопросы, непосредственно касаясь лишь риторических форм, опосредованно затрагивают и историческую реальность. Ведь и жанровые клише, и возможность их индивидуальной интерпретации так или иначе кореллируют не только с литературными стереотипами, но и - шире - с парадигмами культуры. Соответственно, варьирование риторических штампов - в том числе и при высказываниях о смерти - может свидетельствовать о неких новых культурных тенденциях.
6 Oexle O.G. Memoria und Memoriabild// Memoria / Hg. K.Schmid u.a. Munchen,1984. S. 384-440; Idem. Memoria als Kultur // Memoria als Kultur / Hg. O.G.Oexle. Goettingen, 1995. S. 48ff; Schmitt J.C. La "decouverte de l'individu": une fiction hictoriographique? //La fabrique, la figure et la feinte. Fictions et statut des fictions en psychologie / Sous la der. Paul Mengel et aut. P. 1989. P. 200-231; Gurjevitsch A. Das Individuum im europaeischen Mittelalter. Muenchen, 1994; Aersten J. Einleitung // Individuum und Individualitaet im Mittelalter /Hg. J.Aersten, A.Speer. Berlin; New-York, 1996. S. IX-XVI; Reudenbach B. Individuum ohne bildnis. Zum Problem kuenstlicher Ausdruecksformen von Individualitaet in Mittelalter // Ibid. S. 807-817; Gerok-Reiter A. Auf der Suche nach der Individualitaet in der Literatur des Mittelalters // Ibid. S. 748-766; Michon P. Individuatio. Pour une antropologie historique de la modernite. These de doctorat, EHESS. P, 1995. P. 10-48.
7 За рамками моего анализа остаются, таким образом, посмертные богослужения, надгробные речи, утешительные тексты, эпические оплакивания, т.е. тексты, в которых средневековые авторы, хотя и имели в виду конкретного человека, акцентировали не столько его индивидуальные, сколько его "родовые" черты как праведного христианина.
8 L'Historie de Guillaume le Marechal / Ed. Paul Meyer. P.,1891-1903. Vol.1-3.
9 Gausher E. La biographie chevaleresque. Typologie d'un genre (XIII-XV siecle). P., 1994. P. 244.
10 Romans en vers de Gilles de Chin / Ed. par Baron de Reiffenberg. Brusseles, 1847.
11 Liegeois C. Gilles de Chin. L'historie et la legende. Louvain, 1903. P.49.
12 "Wie Ludwig IX der Heilige das Kreuz nahm" // Nachrichten der koeniglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Goettingen, 1907. S. 246-257.
13 Guy de Warewic. Roman du XIII s. / Ed. par Alfred Ewert. Vol. 1-2 (Les classiques francais du Moyen Age, 74-75). P.1932-1933.
14 Ibid. P.III-VI.
15 Richeri Historiarum libri III // Richer. Historie de France / Ed. et trad. par Robert Latouche (Les classiques de l'historie de France). P.,1930.
16 Edit: Lair (Memoires de la Societe des antiquaries de Normandie, XXIII). Caen, 1865. 17 Galbert de Burges. De l'agression, de la trahison et du meurtre du glorieux Charles, comte de Flandre / Ed. par Henri Pirenne. P., 1891.
18 Suger. Vie de Louis VI le Gros (Les classiques de l'historie de France au Moyen age / Publ. sous la dir. Luis Halphen. Vol. III) / Ed. par Robert Latouche. P., 1964.
19 Chanson de Roland / Ed. Jean Dufournet. P., 1993.
20 Zimmermann O. Die Totenklage in den altfranzoesischen Chansons de Geste (Berliner Beitrage zur Germanischen und Romanischen Philologie, XIX). Berlin, 1899.
21 См. библиографию темы: Oberhansli-Widmer G. La complainte funerbe du haut moyen age francais et occitan. Berne, 1989. P. 113-124; Thiry C. La complainte funebre (Typologie des sources du moyen age occidntal, fasc.30). Turnhout-Belgium, 1978.
22 В этой работе (как и некоторых других) уделяется, кроме того, специальное внимание различиям в избражении скорби и траура в литературных памятниках разного типа (chansons de geste, roman antique, roman courtois etc.). Тщательно используя эти наблюдения, я, однако, уделяю главное внимание тому, что олтичало риторику скорби именно в биографических текстах.
23 Alexandre-Bidon D. Op. cit. P. 125.
24 Obershansli-Widmer G. Op. cit. P. 49-55,101.
25 Об особой важности именно этой формы переживаний для нравственного формирования человека и становления индивидуальности см.: Zink M. L'angoisse du heros at la douleur du saint: souffrance contemplee dans la litterature hagiographique et romanesque (XII-XIII siecles) // Zink M. Les voix de la conscience. Parole du poete et parole de Dieu dans la litterature medievale. Caen, 1992. P. 399-412; см. также Duby G. Reflexions sur la Douleur Physique au Moyen Age // La Douleur. "Au-dela des Maux" sous la dir. de Genevieve Levy. P., 1995. P.71-79.
26 Ibid., v,18304-18305.
27 Ibid., v. 17895-17905.
28 Alexandre-Bidon D. Op. cit. P. 124.
29 В конце XIII в. громкие стенания и жалобы скорбящих по поводу смерти близких осуждаются даже во время похоронной процессии и церковной службы, причем такое осуждение может принимать форму юридического запрета: Chiffoleau J. La compatibilite de l'au-dela: les hommes, la mort, et la religion dans la region d'Avignon a la fin du moyen agr. Rome, 1980. P.139.
30 Подробнее см.: Бессмертный Ю.Л. Частная жизнь и индивид // Человек в кругу семьи. М.,1996. с.346.
31 Однако о какой бы то ни было плавной эволюции обряда траура - в сторону его "приватизации" или же интериоризации - нет оснований говорить: в XIV в. сама внутренняя скорбь становится элементом публичного ритуала: Jussen B. Dolor und Memoria. Trauarriten, gemalte Trauer und soziale Ordnungen im spaeten Mittelalter // Memoria als Kultur. S. 207-252.
32 Аналогичным способом ведут себя в поэме мужчины - сподвижники короля Генриха II при его кончине; см. v. 9052-9112; 9146-9172ю
33 Gausher E. Op. cit. P. 388.
34 Об этой болезни Людовика Святого и его чудесном выздоровлении сообщают почти все хронисты (см. Le Goff J. Saint Louis. P.,1996. P.864-868). Любопытно, что на миниатюре в хронике Матвея Парижского, изображающей переломный момент в течении болезни короля, воспроизведена фигура коленопреклоненного мужчины - графа д'Артуа? - стоящего на коленях в изголовье королевского ложа. (Ibid. P.496, min.6).
35 Alexandre-Bidon D. Op. cit. P. 125: "dans le cortege, on pleure, on pousse de cris, el l'on s'abandonne a des transports de doleur; on se tord les poings, on tire ses cheveux...; dames, ecuyers et serviteurs se mettent a rleurer, a s'arracher les cheveaux; tous se lamentent sur Charlot le guerrier".
36 Richer. Op. cit. IV, 94.
37 Dudonis Sancti Quintii / Ed. par Lair. P. 298.
38 См., например, описание скорби Людовика VI и его супруги всвязи с неожиданной смертью их старшего сына, наследника престола Филиппа: "dolor et luctus" отца и матери никак не вычленяется из описания скорби прочих высокопоставленных лиц (regni optimates): Suger. Op. cit. P. 266-267.
39 Le Goff J. Les gestes du purgatoire // Le Goff J. L'imaginaire medieval. P., 1985. P. 128; Duby G. Reflections... P. 73.; Alexandre-Bidon D. Op. cit. P. 121.
40 Leclerq J. La joie de mourir selon Saint Bernard de Clervaux // Dies illa. Death in the Middle Ages / Ed. par J.H.M.Taylor. Manchester, 1984. P. 19-200.
41 Тем не менее реминисценции этого дискурса не исчезают, он встречается, например, у Жуанвилля в конце XIII - начале XIV в.; Juanville J. de. L'historie de saint Louis // Historiens et Chroniqueurs du Moyen Age. P., 1952. P. 335.
42 Martineau-Genieys C. Le theme de la mort dans la poesie francaise. P.,1978. P.24; Duby G. Reflexions..., P. 77; Gaucher E. Op. cit. P. 375ff.
43 Ле Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII-XIII вв.) .. Одиссей, 1991. М., 1992. с. 25-47.
44 Gaucher E. Op. cit. p. 378.
45 Duby G. Guillaume le Marechal ou le maileur chevalier du monde. P., 1984. P. 185.
46 Gaucher E. Op. cit. P. 536-539.
47 Ibid. P. 513.
48 Вот уже несколько десятилетий исследователи рыцарства XII-XIII вв. не устают подчеркивать, что высокие рыцарские идеалы этого времени не соответствовали реальности, что "на самом деле" рыцарство славилось грубостью, жестокостью, вероломством и фанаберией, для которых идеалы служили лишь прикрытием, что "сказки" о рыцарских достоинствах были лишь средством оправдать претензии рыцарства на сохранение политической монополии и щедрые подачки со стороны власть имущих (Kohler E. L'aventure chevaleresque. Ideal et realite dans le roman courtois. P., 1970; Idem. Troubadorlirique und hoefischer Roman. Aufsaetze zur franzoesischen und provenzalischen Literatur des Mittelalter. Berlin, 1962, особенно S. 214; Duby G. Les trois ordres ou l'imaginaire du feodalisme. P., 1978. P. 312, 387. Idem. Guillaume... P. 186; см. также: Oberhansli-Widmer G. Op. cit. S. 66). Эта трактовка рыцарских идеалов, во многом верная с точки зрения реалий того времени, не кажется мне сколько-нибудь достаточной при более широком взгляде на историю рыцарства. Для судеб европейской культуры было принципиально важным не только то. насколько верным было рыцарство своим идеалам. Не менее - если не более - существенным было их содержание. Пополняя и изменяя исходные христианские ценности, рыцарские идеалы - независимо от того, в какой мере они соблюдались, служили трамплином нравственного подъема. Они побуждали к сопереживанию, состраданию, сочувствию, заставляли задуматься над выбором своих решений, размышлять над их последствиями и для себя. и для других. Пусть это было уделом лишь одиночек или даже только нереализуемым идеалом. Чтобы преодолеть варварство и жестокость, надо для начала знать, что им противостоит. Счастье Запада в том, что осмысление этого нравственного противостояния началось более чем восемь столетий тому назад.

1   2   примечания

 
Оглавление раздела "Проявления духа времени"  
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003