Асассины
(от арабского assassini — хашшишин — потребители гашиша). В средневековых
хрониках так называли персидских и сирийских исмаилитов, принадлежавших
к шиитской секте, возникшей в VIII веке в Багдадском халифате, которые
сначала занимались, по всей вероятности, изготовлением из разных трав
опьяняющего напитка, по арабски называвшегося гашишем. У западных писателей
они носят изредка название «гашашин» («травоедов»), иногда их называют
«фидави» («обреченные, жертвующие собой»), а по большей части им дается
название — исмаилитов; тайная организация — орден неоисмаилитов-низаритов,
образовавшийся в Иране в конце XI века в результате раскола в исмаилизме.
Основан около 1081 года; отличался главным образом организацией, члены
которой были обязаны полной покорностью своему главе.
Секта исмаилитов названа так по Исмаилу, правнуку Али, зятю пророка Мухаммеда,
в седьмой линии, которого большая часть шиитов, то есть защитников прав
Али и его потомков на духовное и светское главенство, признала законным
наследником. Эта секта в первые времена царствования Аббассидов основана
была персами, одинаково ненавидевшими исламистское правоверие и Аббасидов,
и старалась увеличить число своих приверженцев преимущественно посредством
правильного устройства миссионерских учреждений.
Еще в то время, когда поклонники ислама находились под властью Омайядов,
друзья потомков Али втайне вербовали сторонников для возведения на престол
калифа (титул верховного правителя, объединявшего в своих руках духовную
и мусульманскую власть) и имама (духовный и светский глава мусульманской
общины) из дома пророка. Уже тогда они учили, что Али со временем возвратится
на землю, чтобы доставить победу правде и справедливости, а до тех пор
имамы из его рода должны считаться его наместниками, которым подобает
высокое почитание и безусловная покорность. Имам считался также более
способным истолкователем божественного откровения. Коран, по их учению,
был только внешней оболочкой религии, а ее дух и сущность заключались
в аллегорическом истолковании ее, ключ к которому был у имама. После свержения
Омайядов, когда место их заняли Аббасиды, а не Алиды, последние стали
учить, что семь имамов, то есть Али и его потомки до Исмаила, призваны
были к публичной проповеди религии, а после них, до нового появления «руководимого
Богом» (махди), имамы должны оставаться сокрытыми для людей и вместо них
должны действовать их миссионеры. Благодаря этой теории миссионеры получили
возможность, смотря по времени и обстоятельствам и не вредя своему авторитету,
провозгласить какого-нибудь излюбленного ими потомка Али настоящим махди,
а пока самим господствовать над умами.
В IX и Х столетии миссионеры исмаилитов, под именем карматов, восстали
против Аббасидов, нанесли им много поражений в открытом поле, отняли у
них города Куфу и Басру и некоторое время занимали даже священный город
Мекку. Точно также один из их миссионеров передал одному алиду город Кайраван,
тогдашнюю столицу Берберии, лежавшую неподалеку от нынешнего Туниса, и
здесь основано было царство фатимидов, то есть потомков Али и его жены
Фатимы, дочери Мохаммеда, которое вскоре распространило свою власть на
Сицилию, Египет и часть Сирии. Кайсра, куда фатимид Алмуиццлидин-Алла
перенес свою резиденцию, сделался тогда средоточием алидских миссий, и
царствовавший там калиф был настоящим махди, которому, особенно по восшествии
на престол Алхакима, воздавались почти божеские почести. Вскоре однако
между фатимидами и их приверженцами начались распри из-за престолонаследия.
Калиф Алмустансир-Биллаги назначил своим преемником сперва старшего своего
сына Низара, а впоследствии своего второго сына Ахмеда, царствовавшего
потом под именем калифа Алмуста ли-Биллаги. Многие шииты утверждали однако,
что раз назначенный махди уже не может лишиться этого сана; они поклонялись
Низару и даже после его смерти признавали настоящими имамами только его
потомков.
Последнее воззрение разделял и Хасан ибн-Саббах, настоящий основатель
ордена асассинов, подвергшийся за это изгнанию из Египта. Он возвратился
в свое отечество, Персию, где еще прежде был заместителем одного начальника
миссии, но принужден был, спасаясь от преследования сельджуков, в продолжение
многих лет скитаться в этой стране, пока наконец, в 1090 году, ему не
удалось завоевать укрепленный замок Аламут, близ Казвина, в северо-западном
Иране. Здесь он занялся воспитанием самых сильных юношей, чтобы сделать
их орудиями своей воли. Он употреблял, между прочим, одуряющие составы
опия, которыми приводил своих учеников то в состояние блаженства, так
что они считали себя в раю, то в сильнейшее возбуждение, ободрявшее их
к самым опасным предприятиям. Руководство асассинов практиковало как средство
политической борьбы убийство своих противников. Хасан не боялся могущества
сельджуков и с помощью убийств, к которым его ученики всегда были готовы,
наводил такой страх на самых могущественных государей, полководцев и государственных
людей своего времени, что впоследствии слово «асассин» сделалось равнозначащим
со словом «убийца». По истечении короткого времени и многие другие укрепленные
города в разных провинциях Персии и Сирии подпали под власть его приверженцев,
и управление ими Хасан ибн-Саббах вверял своим любимцам.
Перед кончиной (1124) Хасан назначил своим преемником своего наместника
в Лемзире, Бузург-Умида. Двух собственных сыновей он сам осудил на смерть,
одного за то, что он считался убийцею уважаемого начальника миссии в Кугистане,
которого Хасан хотел назначить своим преемником, а другого потому, что
он нарушал заповеди Корана, тогда как сам Хасан своею строгою религиозною
жизнью всем внушал доверие и почтение.
Учение асассинов распространилось в Иране, Сирии и Ливане. Характерной
особенностью учения асассинов с середины XII века стало обожествление
имама, главы их организации.
Бузург-Умид следовал во всем примеру Хасана и перед кончиною (1138) назначил
преемником своего сына Мохаммеда, который также усилил могущество и влияние
ордена. Его сын и преемник Хасан II (1162—1166), потворствуя своим страстям,
распространил аллегорическое толкование Корана и на законодательную его
часть и наконец стал выдавать себя уже не за наместника имама, а за самого
имама. Хасан был убит своим зятем. Его сын Мохаммед II, питавший такие
же стремления, в состоянии был удержаться только до 1210 года, и, по некоторым
известиям, был отравлен. Хасан III возвратился к принципам основателя
ордена и умер в 1221 году. Ему наследовал сын его Мохаммед III, не отличавшийся
ни благоразумием, ни воздержанностью своего отца; он также погиб насильственною
смертью (1255).
Еще при Хасане I были посылаемы миссионеры в Сирию, и в начале XII столетия
они поселились в Хамбе, где приобрели расположение князя Ридвана. В 1107
году они врасплох напали на Апалию и овладели этим городом, который, однако,
был снова отнят у них Танкредом. Впоследствии они приобрели благосклонность
визиря дамасского князя Бури, который отдал им во владение укрепленный
замок Баниас. И здесь, как в Персии убийство было у них самым заурядным
делом. Князья Дамаска, Гимса, Мосула и Мераги, один из визирей фатимидов,
даже сам калиф Аамир, которого они считали узурпатором, пали один за другим
под ударами асассинов.
Около половины XII столетия асассины приобрели в Ливанских горах много
укрепленных замков, между которыми самыми значительными были Кадмус, Массиат
и Алейка. Последний сделался резиденцией их вождя, Шейх-аль-Джебеля («Повелителя
Горы»), которого на Западе стали называть «Старцем Горы». Отсюда они вели
ожесточенные войны с крестоносцами и умертвили Раймунда I, графа Триполийского.
Это убийство побудило тамплиеров вооружиться против асассинов и осаждать
их замки до тех пор, пока они не согласились платить им ежегодную дань
в несколько тысяч динариев. Главою асассинов был в это время Синан.
Саладин не раз подвергался нападениям асассинов, но впоследствии заключил
с ними мир и даже пользовался ими, как орудиями для достижения своих целей.
Действительно, его считают подстрекателем в убийстве маркграфа Конрада
Тирского, которое совершено было несколькими асассинами в монашеских рясах.
И по смерти Синана (1163) асассины в Сирии еще на всех наводили страх,
так что у них достало смелости умертвить в 1214 году Раймунда, сына князя
Антиохийского, а в 1250 году предложить Людовику Святому при его высадке
в Акре, сделать им, по примеру других государей, подарки, как бы для застрахования
своей жизни.
Конец существованию государства асассинов в Иране положило монгольское
войско Хулагу-хана в 1256 году, а в Ливане и Сирии последний удар асассинам
нанесли мамелюки в 1273 году.
Рокнеддин-Хуршах, последний глава асассинов в Персии, был слишком слаб,
чтобы устоять против неоднократных нападений монголов Хулагу-хана. После
продолжительной осады Аламута он покорился ему, но был казнен по приказу
Менгу-хана (1256).
Падение государства асассинов в Сирии началось почти одновременно с упадком
могущества их единоверцев в Персии, потому что и они должны были уступить
часть своих укрепленных замков занявшим Сирию монголам.
Вскоре, после изгнания последних, асассинам объявил войну могущественный
египетский султан Бейбарс, который в 1272 году отнял у них последнюю крепость.
Бейбарс дозволил им, однако, существовать в качестве секты и воспользовался
ими как орудиями убийства против меракийского князя Варфоломея и против
английского принца Эдуарда, воевавшего в то время в Палестине. Такой же
политики держались и последующие египетские султаны.
В качестве религиозной секты асассины существовали в Ливанских горах,
а также сохранялись по преимуществу в малодоступных горных областях (Афганистан,
Персия, Северо-западная Индия, Западный Китай, Памир).
Источник: Хронос
|