Измаилитские сектанты, возведя основателя династии Фатимидов на престол, превратили его в свое покорное орудие, в продолжение более трех веков они являлись действительными хозяевами Египта и нынешнего Туниса. Они основывали ложи, называемые «собрание мудрости», в которых имелось девять степеней посвящения. Все обучение велось так, чтобы привести учеников к полнейшему скептицизму... Учение секты измаилитов сводилось к следующему: ни во что не верить и на все дерзать...
Каирская ложа распространяла свое учение посредством даисов; они имели под своим начальством рефиков или товарищей: рефики и даисы наводняли всю Азию, и один из последних, Гассан-бен-Саббах, основал новую ветвь секты - восточных измаилитов или ассассинов». (373)
Название их происходит от их обычая приводить себя в кровожадный экстаз гашишем и другими наркотиками; их стали звать «гашишинами», или, на языке крестоносцев, «ассассинами». (374)
Хотя еврейский историк Грец говорит, что евреи Адербейджана только находились в дружеских сношениях с ассассинами, (375) но, очевидно, под этим надо понимать, что евреи и основали, и вдохновляли эту изуверскую секту и вооружили ее против христианских и мусульманских государей исключительно с целью защиты еврейских интересов. По крайней мере, учение ассассинов настолько тождественно с учением всех прочих основанных Израилем сект, что невольно приходится признать тут руку тайной еврейской силы.
«Тайное учение ассассинов, — пишет доктор Шурц, (376) — сводилось к теории нравственного безразличия, дозволенности всех поступков и к чистому атеизму, однако это учение было известно только достигшим высших степеней секты, а масса приверженцев держалась в слепом повиновении посредством туманного мистического вероучения... Их владычество опиралось не на обширные земельные владения и огромные массы войск, а на безусловную преданность и фанатическое презрение к смерти приверженцев; местами их убежища были отдельные неприступные крепости. Не открытая война, а тайные убийства основали и упрочили власть секты. Как и у современных анархистов, — замечает автор, — мы тут встречаем одно и то же презрение как к жизни других, так и к своему собственному существованию, презрение, вытекающее из систематически проводимого учителями уничтожения всякого страха и всякой надежды... »
«Эти свойства систематически прививались вождями ассассинов той группе своих последователей, которая специально предназначалась для совершения убийств. При этом, по-видимому, не было недостатка во всевозможных грубых обманах. Но главное значение имели постоянно и обдуманно проводимое нравственное давление, которое естественно должно было быть непреодолимым для детей и подраставших юношей, если их заботливо охраняли от других впечатлений». (377)
Настолько ассассины слепо повиновались своим начальникам показывает следующий случай:
«Генрих, граф Шампанский, король Иерусалимский навестил однажды «горного старца». Последний повел его в один из своих замков, где на каждой башне виднелся человек, одетый весь в белое одеяние. «Государь, - обратился «горный старец» к графу, — я готов спорить, что ваши люди не сделают того для вас, что мои сделают для меня. Он подал какой-то знак, и тотчас же двое из стоящих на башнях ринулись вниз и разбились на смерть о камни. Войдя в замок, Генрих заметил прикрепленное к стене острие. «Я покажу вам, как исполняют мою волю, — сказал «горный старец»; по его знаку несколько человек бросилось на это острие и погибло на глазах у Генриха, который попросил своего хозяина прекратить дальнейшие опыты в этом направлении». (378)
Ассассины прибыли в Палестину одновременно с крестоносцами и утвердились в сирийских горах. С 1090 по 1260 г. они покрыли Азию и Европу бесчисленными преступлениями, пока не были уничтожены монголами.

Примечания:

373. L. Daste, «Les Societes Secrets», стр. 214-216.

374. Вольтер полагает, что отсюда и произошло французское слово assassin — убийца.

375. Грец, «История евреев», т. II, стр. 296.

376. Д-р Шурц, «Западная Азия в эпоху ислама», стр. 337, 338 («История человечества», т. III).

377. «Горный старец» (так назывался глава секты), имел обширный дворец среди гор, где воспитывал он юношей в слепом повиновении своей воле. В нужный момент он усыплял их и переносил в чудные сады, где им предлагались всевозможные наслаждения. Дивные благоухания, лучшие вина и явства, мелодичные песни, красивейшие женщины опьяняли чувства молодых неофитов, разжигая в сердцах их самые сильные страсти. Затем «горный старец» снова погружал их в искусственный сон, и при пробуждении вдохновенным голосом обращался к ним: «Избранники Предвечного! Вас избрал Он служить орудием Его мести: предайте себя всецело Его воле и старайтесь заслужить те благодеяния, к которым Он вас предназначил. Его отеческая благость уже дала вам возможность во сне вкусить от сих благодеяний. Те чистые наслаждения, которые во время сна опьяняли ваши чувства, те дивные ощущения, которые до сих пор удивляют ваш дух своим глубоким впечатлением — все это дает лишь несовершенное представление о тех невыразимых блаженствах, которые Он уготовил тем, кто умеет исполнять Его волю... Предвечный хочет, чтобы люди были свободны, а они повсюду порабощены; Он хочет, чтобы они были счастливы, а между тем вся земля находится в руках горсти тиранов, не признающих никаких законов, кроме своей прихоти... Идите, и нечистая кровь их, пролитая вашими руками, да откроет вам навеки врата рая небесного!»... Затем он вооружал их кинжалом и посылал их на убийства. Ими убит в 1213 году Людовик Баварский, один из лучших государей своего века.» (Cadet de Gassicourt, «Le tombeau de Jacques Molay», V).

378. L. Daste, «Les Societes Secrets», стр. 217.

Источник:
А.Селянинов. Тайная сила масонства., С-Пб,1911

Оглавление раздела "Проявления духа времени"
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003