Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги, и Один их вырезал.
“Речи Высокого”
(перевод А. Корсуна)


Руны — основной магический алфавит Центральной и Северной Европы. Как и греческие буквы, руны — это не просто система знаков, предназначенных для передачи информации. Как и греческие буквы, они заключают в себе символические значения, далеко выходящие за рамки представлений материалистической теории информации. Руны исключительно важны и сегодня: интерес к ним неоднократно возрождался в течение всего XX столетия. Совместное применение научных и эзотерических методов сделало руны важной областью теоретического и практического эзотеризма. Некоторые академические исследователи рун сожалеют о таком положении дел. По их мнению, свидетельства о магическом или символическом использовании рун в прежние времена явно недостаточны для того, чтобы восстанавливать их сегодня. Но эти ученые едва ли способны приблизиться к представлениям, лежащим вне их опыта: все они являются представителями современного материалистического мировоззрения, которое отрицает истинность другого, альтернативного видения реальности. Даже если они и правы, это ни в коей мере не обесценивает современные эзотерические исследования и практику.
Смысловые связи слова “руна” сами по себе показывают, что даже в самой глубокой древности руны были частью духовного таинства, непосредственно связанного с сокровенными тайнами магии. Это значение явно проступает в языках Северной Европы, где оно близко примыкает к группе слов, обозначающих “шептание”: в их числе старокельтское слово “ran”, средневаллийское “rhin”, староанглийский глагол “town” и современное немецкое слово “raunen”. В современном ирландском языке слово “run” означает “секрет” или “решение”, “rundiamahair” — тайну, “runai” — это секретарь, a “rancleireac” — чиновник для особо важных поручений. Как свидетельствуют современные ирландские слова, рунами обычно пользовались для гадания и принятия решений. В англосаксонской Англии совещания государственных советников назывались “рунами”. К рунам на таких собраниях прибегали, когда возникали затруднения. В традиционной шотландской системе фермерского хозяйствования, известной под названием Run-Rig, жребии (руны) использовались для того, чтобы определить, какой “rig” (надел) достанется какому крестьянину.
Происхождение рунического алфавита или, если точнее, “Футарка” долго было предметом ожесточенных споров между исследователями древней европейской культуры. Теории возникали и исчезали в соответствии с духом времени, а ученые выводили руны то от финикийского, то от полинезийского, то от классического греческого, латинского, этрусского или готского письма. В некоторых случаях шовинистически настроенные националисты и даже расисты использовали теории о происхождении рун для обоснования заявлений о собственном национальном превосходстве. В таких случаях они утверждали, что руны возникли совершенно независимо, не имея предшественников, и были творением той национальной группы, к которой принадлежали сами исследователи. Даже теперь, несмотря на множество научных изысканий и умозаключений, существует множество противоречивых мнений. Большинство ученых, однако, считают доказанным, что, как алфавит, рунические знаки происходят от североиталийского письма, употреблявшегося этрусками. История свидетельствует о том, что руны использовались этрусскими торговцами янтарем, которые завезли их из Италии через Центральную Европу на побережье Балтийского моря. Имеются также археологические свидетельства о связи между североиталийским письмом и рунами. При раскопках в районе Негау в Австро-Венгрии в 1812 г. было обнаружено 26 бронзовых шлемов с полями, датируемых IV в. до н. э. На шлемах были выгравированы надписи на германском языке, среди них — имя бога войны. Интересная особенность этих шлемов заключается в том, что все надписи выполнены североиталийским письмом. Однако, несмотря на эти доказательства, некоторые исследователи считают рунический алфавит прямой модификацией римского письма. При статистическом подходе можно обнаружить, что в этрусском алфавите есть 10 букв, по форме и звучанию соответствующих буквам Старшего Футарка, а в римском алфавите таких букв всего 8. Но этот аргумент слабоват, поскольку в римском алфавите есть еще пять букв, похожих на руны, но не идентичных с ними. Кроме того, некоторые буквы в этрусском, древнелатинском, римском и руническом алфавитах почти идентичны между собой, доказывая тем самым свое общее происхождение от финикийского алфавита Ахирама, употреблявшегося около 1000 г. до н. э. Но, как вы уже смогли понять из этой книги, в любом исследуемом алфавите можно обнаружить различные отклонения в написании одних и тех же букв. Какое количество таких отклонений превращает “старый” алфавит в “новый” и “другой”, зависит, прежде всего, от позиции исследователя. Без сомнения, страсти вокруг аргументов будут бушевать до тех пор, пока люди будут интересоваться рунами.

 

На протяжении всей истории алфавитов, магических и немагических, отдельные ученые, мистики и правители играли важную роль в составлении нового порядка букв. Некоторые исследователи считают, что это касается и рун. Предполагается, что они сформировались тогда, когда некоторые из оккультных знаков, высекавшихся ранее на скалах и употреблявшихся при гадании, стали ассоциироваться с отдельными буквами трансальпийских алфавитов. Осуществление такого синтеза отображено в мифе о самопожертвовании Одина. Согласно этому мифу, открытие рун для человеческого использования произошло в результате ритуального самоистязания. В строфах 138 и 139 норвежской поэмы “Речи Высокого” мы читаем:

Знаю, висел я
в ветвях, на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину
в жертву себе же
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная, их поднял,
и с древа рухнул.

(Перевод А. Корсуна)

Этот миф напоминает о ритуалах северных шаманов; об архаичной магико-религиозной традиции, которая некогда была существенной частью культуры многих народов — от Скандинавии и Центральной Азии до Северной Америки. В мифе об открытии рун Один (подобно древнегреческому Гермесу, являющийся богом магии, поэзии, вдохновения и гадания) прибегает к шаманской практике. В прежние времена шаманы пользовались экстатическими методами для достижения измененного состояния сознания. Они верили, что таким образом они посещают миры, лежащие вне этой материальной действительности. В этот метод входило отшельничество, соблюдение поста, употребление натуральных галлюциногенных веществ растительного происхождения и физическое самоистязание. Как явствует из мифа об Одине, овладение рунами было связано с самоистязанием на дереве в течение 9 дней и ночей — традиционного магического срока. Вследствие этой ордалии исторгнутая мучением вспышка внутреннего видения позволила Одину постигнуть весь потенциал рун для употребления их человеком. Очевидно, это произошло в результате слияния предрунических оккультных знаков, интуитивно использовавшихся для гадания, с рациональным фонетическим алфавитом. Это был редкостный момент агонии и экстаза, под влиянием которого обе стороны человеческого разума — интуиция и рациональность — дали единый отклик на один и тот же знак.
Совпадение некоторых знаков древних европейских наскальных надписей с буквами средиземноморских алфавитов ясно указывает, что многие руны берут начало от двух основных источников. Создатель рун, земной Один, объединил две системы. Это было совершено посредством глубокого понимания, позволившего добраться до общего, глубинного уровня, лежащего в основе обеих систем, прежде существовавших раздельно. Точно так же, как буквы любой письменности могут происходить из разных источников, индивидуальное значение каждой руны может происходить от двух источников и сочетать их в себе. Греческий язык, ранняя форма которого дала начало североиталийскому письму, имеет целые ряды значений для каждой буквы (подробнее об этом см. в главе 2). Поэтому весьма вероятно, что этрусский и кельто-иберийский алфавиты также имели соответствующее эзотерическое значение для каждой буквы. Независимо от того, из какого источника происходят отдельные рунические знаки, те рунические буквы, какими мы их знаем, не были в своей массе взяты из какого-либо другого письма. В отличие от других алфавитов, изначально являющихся производными финикийского письма, в руническом алфавите буквы расположены по-другому: F, U, Tli, A, R, К. Поэтому рунические алфавиты часто называют Футарками. Однако это новое расположение букв, которое многие считают основным доводом в пользу создания рун одним творцом, не является таким нерациональным, как это может показаться. Если принять во внимание смысловые значения рун, то этот порядок весьма рационален и связан со сменой времен года. Именно внедрение оккультных знаков из районов Средиземноморья, Альп и Северной Европы в новую систему является наиболее важным аспектом генезиса рун. В далекие времена, семь тысяч лет тому назад, глиняные изделия, относящиеся к культуре Винка на Балканах, несли на себе оккультные знаки, многие из которых по своей форме напоминали руны, появившиеся более чем пять тысячелетий спустя. К тому же, многие оккультные знаки, известные сейчас как руны, уже существовали в виде фигур, использовавшихся в наскальных рисунках.
Пиктографические наскальные росписи возникали в различных районах Европы, наиболее отчетливо во время позднего бронзового и раннего железного веков (1300—800 гг. до н. э.). Такие росписи часто называют “хэлльристинингар> (по названию их в Скандинавии), хотя подобные образцы встречаются в Британии, Ирландии, Испании, а также в Германских, Швейцарских и Итальянских Альпах. Эти хэлльристи-нингары содержат разнообразные оккультные знаки, которые можно найти в самых ранних рунических алфавитах.
Собрания предрунических знаков, оккультных и символических, иногда называют “рунными кладами”. Даже в наиболее развитой форме многие руны обнаруживают свою пиктографическую сушность. Считают, что первая руна, Feoh, обозначающая рогатый скот, напоминает рога коровы, а вторая, Ur, передает форму сильного тела дикого быка. Третья руна, Thorn, формой похожа на шип. Подобным образом, шестая руна, Kennaz или Сеп, воспроизводит древний осветительный прибор, “kienspanhalter”. Восьмая руна, Wyn, имеет форму флюгера. Руна Nyd, которая означает “потребность”, похожа на лукообразное приспособление, использовавшееся в старину для разжигания священных костров “чистого огня”, а руна льда, Is, имеет форму сосульки. Elhaz или Eohh связана с лосем (Elk) и напоминает его ветвистые рога. Ehwaz и своим названием, и формой напоминает тело лошади. Lagu — это лук-порей, или вода, переливающаяся через край (кстати, эта руна символизирует воду), a Odal имеет форму ограды. Руна Yr обозначает лук и похожа на него своей формой. Stan имеет форму камешка или фишки, используемой в настольной игре, a Wolfsangel формой подобна “волчьему крюку”, употреблявшемуся в былые времена. Руна Zin — это удар молнии, атрибут одноименного бога небес. Erda, подобно Odal, огораживает землю, Sol представляет собой солнечный диск с лучами света.
Мы знаем из трех сохранившихся древних текстов, что каждая руна с давних времен имела специфическое значение.

 


Руна Man, как она выглядит в традиционном немецкой фахверке (постройке с бревенчатым каркасом). Представлены руна в старшем футарке и более поздняя версия буквы Man, а также ее структурная взаимосвязь с очертаниями человека и формой здания.

 

Эти рунические поэмы — англосаксонская, норвежская и исландская — дают нам знать, что для описания отдельного знака или буквы использовались некие специфические объекты или понятия. Вследствие этого каждая руна сама по себе представляет определенное понятие, заключает в себе определенный аспект существования, выражающий глубинную природу внутренней структуры реальности. Таким образом, каждая руническая буква, подобно еврейской или греческой, является символическим хранилищем знаний и понятий, которые становятся явными при более глубоком изучении. Согласно этому представлению, каждая отдельная руна выражает свойство, открывающееся миру нашего опыта через специфические предметы или процессы, характеризуемые руной. Но, в отличие от многих древних магических систем знания, где понятия были жестко сформулированы в далеком прошлом, руническое учение развивается до сих пор. Эта особенность делает его очень динамичной и созидательной областью знаний. В сущности, значение каждой руны фиксировано, соответственно описанию в рунических поэмах. Но, поскольку с каждым новым днем создаются новые вещи, приобретается новый опыт, происходит развитие и формирование новых взаимоотношений, эти кажущиеся фиксированными значения рун могут обогащаться новым смыслом в зависимости от новых обстоятельств. Каждое время и каждое место неповторимо и ни на что не похоже; поэтому действие рунических архетипов должно соотноситься со специфическими условиями данного момента.
Благодаря особой связи каждой руны с определенной вещью или свойством, пользуясь комбинациями рун можно описать или исследовать каждый аспект всего существующего. Руны в своей символической роли рассматриваются как аналоги реальности, — таким образом, каждая комбинация букв передает совокупность событий. Именно в силу вечно подвижной природы всего существующего, никто не может дать окончательную формулировку значений рун. Имея в виду эту гибкость, современные мастера рун свели совокупность понятий и связей, составляющих сущность рун, в детализированную и стройную систему. Этот процесс продолжается и сейчас. К сожалению, большая часть академических ученых проходит мимо этого аспекта рун, ошибочно полагая, что их развитие завершилось в средневековый период и, следовательно, является “дописанной книгой”. Доктор Стивен Флауэрс, написавший несколько превосходных книг о традиционном и современном руническом знании, является заметным исключением в этой прискорбной тенденции. Ряд других ученых Германии и Англии сделали ценный вклад в изучение рун и открыли новые перспективы в их исследовании как на физическом, так и на духовном уровне. Рунические знания — это живая система, которая возрождается, обновляется, восстанавливается и совершенствуется как жизнеспособная область знания, равноценная любой другой магической системе, используемой сегодня.

2  3  4  5

 
 
Оглавление раздела "Проявления духа времени"  
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003