Первой руной четвертого атта является Ас. Ее фонетический эквивалент — краткое “А”. Иногда этот атт называют “аттом богов”, посвященным группе скандинавских богов, именуемых асами. Возникнув в Англии, эта группа рун ассоциируется с рядом деревьев, в чем можно усматривать признак кельтского влияния. Руна Ас буквально означает дубовое дерево, которое по всей Европе посвящено Богу Громовержцу, под каким бы именем он ни выступал: Зевс, Диспатер, Юпитер, Тор, Таранис, Дагда, Перун или Перкунас. Эзотерически эта руна олицетворяет желудь, символ большой потенции: “могучие дубы вырастают из маленьких желудей”. Этот плод дуба является природным воспроизведением космического яйца, которое заключает в себе потенциальную энергию перехода к существованию и роста. Вследствие этого руна Ас обозначает потенцию могучего роста и постоянной надежной поддержки.
Следующей руной должна считаться Os, хотя она никогда не занимала эту позицию. Ее нет в старшем футарке из 24 рун, но она входит в более длинные рунические ряды из 29-ти и 33-х букв. В этих алфавитах она занимает место четвертой руны. Тогда она становится 26-й руной. Фонетически Os передает звук “О”. Значения As и Os близки друг другу. Os означает “речь” или “рот” и является специфической руной вдохновения, связанной с Одином как богом красноречия. Звук Os принято считать первоначальной вибрацией существования, Логосом греческой традиции. Вследствие этого руна Os олицетворяет собой творческую силу слова и, таким образом, самую мудрость. На другом уровне она символизирует идею информации. Именно благодаря информации могут иметь место все жизненные структуры и процессы. В гуманистическом смысле она обозначает культуру, тот кодекс устанавливающей идентичность информации, который находит выражение в поэзии, песне, саге или литературе.
27-я руна называется Yr. Она передает звук “Y” и означает лук, из которого пускают стрелы. В Северной Европе самые лучшие луки выделывали из рокового дерева тиса. Кроме охоты и войны, лук может употребляться и для ведовства. Известно, что в народной традиции лозоходцы, наряду с использованием Y-образных веточек орешника или вместо них, в своих поисках подземной воды прибегали к упругому луку из тиса в качестве “магического жезла”. Своей формой в виде лука Yr представляет творческие силы. Именно благодаря знаниям и мастерству обращения с материалами физического мира творения человеческих рук обретают свое существование. Таким образом, руна Yr обозначает сохранность, индивидуальную защиту за счет других, правильное определение своего положения — в должном месте в должное время — и попадание в цель.
28-й руной является Ior, которая своей формой подобна руне Hagal младшего футарка. Она имеет фонетическое зна чение “Io”. Ior обозначает “морское животное”. В то время как некоторые комментаторы связывают его с бобром, животным, теперь исчезнувшим в Британии, более приемлемым является предположение о мифическом животном, известном как Морской змей. Это существо появляется в норвежской мифологии в виде Червя Мидгарда, Мирового змея по имени Ермунганд. По аналогии с двойственной природой животных-амфибий, — земной и водной, — Ior символизирует ту двойственность, которая проявляется во многих вещах. В мифе о Ермунганде мировой змей изображен, естественно, как самое опасное животное. Хотя периодически его движения угрожают лишить мир устойчивости, тем не менее он является его существенной частью. Если бы он был устранен, то это привело бы к нескончаемым переменам. Последствия этого были бы более гибельными для земной жизни человека, чем его постоянное присутствие. Червь Мидгарда и его руна Ior, таким образом, символизируют те затруднения и тяготы, с которыми мы должны справиться, если намерены вести сносную жизнь. Случающиеся время от времени природные катастрофы, символически представляемые в виде движений змея, являются составной частью естественного порядка человеческой жизни. В скандинавской мифологии это объясняется мифом о Торе. Ловя рыбу на бычью голову, которую представляет Ur, руна силы, Тор поймал Червя Мидгарда. Но суть этой истории не в демонстрации ловкости Громовержца. Этот поступок показан как безрассудная попытка переступить через закон равновесия в природе — как нечто такое, чего даже бог не может сделать, не вызывая ужасных последствий. К счастью, прежде чем Тор смог вытянуть змея со дна океана, великан Хюмир, спутник Тора, перервал леску, и Ермунганд снова погрузился в бездонные глубины океана. Будучи опасными, силы, олицетворяемые Ior, признаны, в то же время, существенными компонентами жизни. Реакция современного общества на эти опасные силы выражается в попытке полностью устранить их. Но в скандинавской традиции безоговорочно признан закон единства противоположностей. Как и миф о Торе, идея, лежащая в основе Ior, показывает нам, что, если мы пытаемся изъять одну из полярных составляющих чего-либо, то это обязательно будет обречено на неудачу. Опыт современной медицины наглядно показывает эту закономерность, так как при искоренении одной болезни возникает другая, чтобы заполнить место, освобожденное прежней болезнью. Однако, ирония такого положения вещей состоит в том, что новые болезни более заразны, чем старые, поскольку они совсем непривычны для нас и сопротивляемость им невелика. Отсюда девиз Ior — “оставь в покое”.
29-й руной является Ear, чье фонетическое значение “Еа”. Эта руна обозначает “прах”, из которого созданы наши тела и в который мы возвратимся со смертью. Она служит символом могилы и олицетворяет конец всяческой жизни. Но не стоит смотреть на нее как на плохую руну, ибо, не будь конца, никогда не было бы и начала. Само существование жизни предопределяет смерть. Ear указывает на этот неминуемый конец, на неизбежность возвращения отдельного живого человеческого существа к недифференцированному материалу, из которого созданы наши тела. Олицетворяя конец, Ear является последней буквой в англосаксонском руническом алфавите из 29 знаков. Около 800-го года англосаксы Нортумбрии (район Англии в северной части реки Хамбер) дополнили ряд из 29 рун добавочными буквами. Так получился самый длинный алфавит из 33 букв. В результате этого составилась дополнительная группа (атт) с одной добавочной руной, которая служит символической центральной точкой. Первой исключительно нортумбрианской руной является Cweorth, тридцатая в руническом ряду. Ее фонетическое значение “Q”. Cweorth изображает взвивающееся и колеблющееся пламя ритуального огня. Это может быть и праздничный костер, и “чистый огонь” или огонь погребального костра. Но что бы ни значил здесь огонь, руна Cweorth заключает в себе идею ритуального очищения посредством огня. Все виды огня являются микрокосмическим отражением священного домашнего очага.
31-й руной является Calc, с фонетическим значением “К”. Это еще одна руна, чей смысл не так ясен, как у других. Обычно говорят, что она представляет ритуальный сосуд или жертвенную чашу. Ее название, напротив, означает “мел” — мягкую горную породу, используемую в строительстве и для письма на грифельной доске. Если смотреть на нее как на чашу, она видится перевернутой и опорожненной. Будучи однажды полной, сейчас она пуста. Ее содержимое было использовано или пролито. Возможно, напиток был выпит или выплеснут на землю как священное возлияние богам. И как жертвенная чаша, и как средство записи, Calc означает воспоминание об отсутствующих или умерших друзьях. По форме она напоминает перевернутую руну Elhaz — 15-й руны, символ зашиты. Поэтому Calc можно трактовать как олицетворение смерти индивидуума. Эзотерически тайна Calc обозначает то, что будучи полным, все же пусто. Подобно Ior, этот ее аспект несет в себе единство противоположностей. На духовном уровне Calc обозначает характерную особенность всего священного: оно может казаться легко доступным, но коснуться его нельзя — оно недосягаемо. В средневековом мире Calc считалась руной Святого Грааля.
32-й руной является Stan, что значит “камень”. Ее можно трактовать как описание камня в любом из его аспектов. Она может означать “кости земли”, ее подстилающую горную породу. В основном, руна служит для обозначения отдельного валуна, булыжника или камня. Но она может относиться и к особым видам камня, таким, как мегалит или облицовочный камень для зданий. Она также может быть “камешком” или фишкой, используемыми в игре на доске, потому что очертания руны подобны традиционным формам игральных фишек, используемых в играх на доске — таких, как тавлеи (о подробностях этой и других игр см. в моей книге “Игры богов”, Century, 1988). Какую бы форму камня ни обозначала Stan, она отмечает связь между силой земли, человеческими существами и небесными силами. Точно так же, как камень может преградить дорогу или одна фишка может блокировать движение другой, руна Stan может либо обеспечить защиту, либо действовать как препятствие нашему прогрессу. Stan имеет фонетическое значение “St”.
Gar является заключительной, 33-й руной нортумбрийского рунического ряда. Она имеет фонетическое значение “G”. Этот знак означает “копье”. В мифологии он относится к Гунгниру, копью Одина. Традиционно для копий использовали ясеневые древки. Как сказано в “Беовульфе”: “Там же составили копья из ясеня вместе с мечами — бремя железное”. В отличие от предыдущей, 32-й руны, Gar не может быть отнесена ни к одному из четырех общепринятых аттов. Как копье Одина, которое является микрокосмом вселенского дерева, ясеня Иггдрасиль, Gar служит центральной точкой, которую окружают все другие руны. Кроме того, в нортумбрийской системе Gar считается руной законченности. Но, дополнительно к вышеуказанным 33-м рунам с их почти стандартным порядком, имеется несколько других рунических знаков, чьи значения известны, но сами они редко используются. Возможно, это объясняется тем, что они .не являются частью какого-либо стандартного рунического ряда. Может быть, однако, что они вместе с Gar представляют собой фрагменты или ядро пятого атта.
Наиболее широко известной из этих сохранившихся дополнительных знаков является руна Wolfsangel, фонетически передающая “Ai”. Это — “волчий крюк”, руна в форме оружия, использовавшегося в средние века для ловли и уничтожения волков. Поэтому Wolfsangel имеет значение пленения и связывания. По своей форме она близка тисовой руне ЕоЬ и подобным же образом имеет несущие горесть свойства. Wolfsangel иногда служил образцом для стенных якорей, которые молено видеть на постройках в Северной Германии и Восточной Англии. Он также встречается в государственной геральдике Северной Германии. Его можно обнаружить между инициалами художника на картине “Мастера Н. G”., написанной в .1541 году и изображающей мученичество св. Екатерины (в Государственной галерее в Штутгарте). Как орудие ловли волков, “волчий крюк” не позволяет животному приносить вред человеку, а как стенной якорь, он предотвращает разрушение здания. Таким образом, в изначальном смысле Wolfsangel является руной блокирования и удерживания.
Другой важной нестандартной руной является Ziu с фонетическим значением “Z”. Ее можно принять за руну, сопряженную с Туг и Sigel, но ее название указывает на более раннее происхождение, так как Ziu является одним из древних имен небесного бога Тюра, вариантом имени “Зевс”. Немецкий город Аутсбург, где находилось святилище этого бога, в старину назывался Зиусбург. Руна небесного бога Ziu изображает молнию, которая является атрибутом этого божества. Это руна концентрированной силы и энергии, прежде всего посвященной соблюдению справедливости. В средневековой символике этот знак имел значение прошлого, берущего реванш в настоящем, то есть восстановления справедливости в течение длительного периода.
Erda — это руна с фонетическим значением “Ое”. Она символизирует Землю, будучи руной богини, которая является воплощением Земли. Таким образом, Erda является руной ограждения и защиты, как и подобает ее форме, напоминающей руну Odal. Однако два дополнительных “хвостика”, которые отличают Erda от Odal, передают идею о защитном ограждении более широкого мира. Эта руна состоит из восьми прямых линий равной длины и, таким образом, является еще одной руной, символизирующей стабильность и целостность.
Pyna Ul относится к фризскому богу небес Вальду, или Уальду, связанному со скандинавским Уллем, богом зимней поры. Она имеет фонетическое значение “Ue”. Ul является руной личной силы и олицетворяет все качества, которые обозначаются словами “быть сильным”. Она также обозначает поворотные пункты. “Ul” — составная часть слова “yule” (“святки”) — “коромысла года” и праздника зимнего солнцестояния; “ul” входит и в слово “Thule” — название таинственного места, “где принуждают повернуть назад”. В целом, она является воплощением силы и энергии, позволяющих пройти через переломные пункты без вреда для себя и даже обогатиться опытом.
Еще одной руной “пятого атта” является Sol, которую можно принять за версию Sigel, хотя и в совершенно другой форме. Она представляет собой кружок с вертикальной палочкой над ним, что обозначает восходящее солнце. Эта руна имеет фонетическое значение “Ss”. Она символизирует скандинавскую богиню солнца Соль, посылающую миру благотворные тепло и свет. Sol — могущественная руна врачевания и благодеяний, воплощение спокойного роста и энергии насыщения.
Во всех алфавитах существует много вариантов форм, древних и современных, и это касается также и названий рун. В “Abecedarium Nordmannicum”, рукописи 9-го столетия из Сент-Галена, Швейцария, названия датских рунических знаков подаются так: “Feu — первый, Ur — за ним, Thuris — третий знак, Os — над ним, Rait на конце напиши Chalion, здесь отделить; Hagal, Naut имеет Iss, Ar и Sol, T, Bria и Man посредине, Lagu — исполненный света, Yr заканчивает все”. Норвежские календарные руны, происходящие от датских рун, имеют несколько другие названия (их эквиваленты в старшем футарке приведены в скобках): Prey (Feoh); Ur (Ur); Thor (Thorn); Os (Os); Reid (Rad); Kaun (Ken); Hagl (Hagal); Naud (Nyd); Is (Is); Ar (As); Sun (Sigel); Туг (Туг); Biark (Beorc); Laugur (Lagu); Madur (Man); Aur (Yr); Aurlaugr (составная руна из Aur и Laugur = Yr и Lagu); Twimadur (составная руна из Aur и Madur, Man и Yr) и Belgtzhor Qara).
В настоящее время работа с рунами ведется, большей частью, на основе либо старшего футарка из 24 знаков, либо системы Арманен (см. рис. 26). Современные мастера и любительницы рун создают свои собственные варианты, особые формы и порядки, которые отвечают каким-то персональным запросам или видению мира. С 1980 г. вошли в моду рунические талисманы и амулеты. Невозможно объяснить, почему на талисманах, которыми торгует Нью-йоркский Археологический трест, появились вновь изобретенные руны для букв D, X и Z. Но хотя эти новшества вызывают некоторые на рекания среди тех, кто пользуется рунами, их появление в настоящее время является очевидным доказательством жизнеспособности рунического письма. Лично я с одобрением отношусь к удлиненным руническим рядом, таким, как нортумбрийский, но, в сущности, это дело личного предпочтения, так лица, занимающиеся рунами, в ходе практики найдут ту систему, с которой они смогут работать наилучшим образом.
Наиболее значительной из этих современных вариантов является система Арманен, широко используемая в немецкоязычных странах. Эта система, которая содержит 18 букв, происходит от скандинавских рунических рядов с двумя добавочными рунами. Она была изобретена или открыта австрийским мистиком Гвидо фон Листом в начале 20-го столетия. Когда он лежал в темноте с завязанными после операции глазами, для него прояснились тайны рун. Каким бы ни было их происхождение, все эти руны имеют в своей геометрической основе руну Hagal, которая в Арманене приняла форму шестилучевой “звезды”. Все остальные руны вписаны в шестиугольную решетку - производную от этой “Материнской руны”. Большинство из них имеют формы, подобные или идентичные скандинавским рунам. Арманен имеет специфический порядок и числовые соответствия от 1 до 18. Это Fa (F), Ursache (U), Thor (Tb), Os (О), Rit (R), Ka (K), Hagal (H), Not (N), Is (I), Ar (Ai, Sig (S), Туг (Т), Bar (В), Laf (L), Man (M), Yr (Y), Eh (E) и Gibor (G). В рамках этой системы возникла целая школа рунической магии, гадания и упражнений в рунах. Важной частью этой рунической системы является руническая йога, в которой практикующийся принимает напоминающую руну позу, называемую stodhur, и повторяет звук, который она представляет. Этот метод, изображенный на двух старинных датских рогах из Галлехуса, был разработан Зигфридом Адольфом Куммером и Фридрихом Бернардом Марби, а позже развит дальше Карлом Списбергером и в настоящее время широко используется практиками рун в Германии.


Система Арманен из 18 рун, предлагаемая Гвндо фон Листом

 


Фигуры в рунических позах, вырезанные на роге, найденной в
Галлехусе (Дания). Эти изображения послужили толчком для развития
современной рунической йоги

 


1  2  3  4  5

Найджел Пенник "Руны" (глава из книги "Магические алфавиты")

 
 
Оглавление раздела "Проявления духа времени"  
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003