В европейской истории нет каких-то "чистых" этносов, они складывались в условиях постоянных взаимоотношений с соседями и нередко территориального смещения двух или нескольких племенных групп. Современная наука в состоянии разобраться во всех этих коллизиях. Непременным условием при этом является всесторонний и целостный анализ, а не выборочный, сосредоточенный на истории только одного этноса.

Известия из Рима и Византии.

К началу I тысячелетия н.э. относятся первые извести о славянах в античных источниках. Римскими авторами они именовались венедами или венетами. О том, что под этим этнонимом действительно скрывались славяне, свидетельствует Иордан -автор "Гетики", написанной в середине VI века. Он сообщает, что венеты - "многочисленное племя", проживавшее "от истоков Висгулы (античное название Вислы) на огромных пространствах... Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами".
Венедами в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Германское название сохранилось за славянами до недавних пор - так именуются славяне-лужичане. Венедами называют славян и прибалтийские финны (эстонское wene, финское venelainen, карельское venea - русские, Vena - Русь). Предполагали, что это название славян было заимствовано от германцев. Однако это не так. Новейшие археологические изыскания показывают, что славяне вступили в контакты с прибалтийскими финнами независимо от германцев в середине I тысячелетия н.э., когда поселились на их землях в бассейнах Ильменя и Псковского озера. А пришли они из областей, прилегающих к Висле, которые, согласно Иордану, принадлежали славянам-венедам.
О венедах впервые упомянуто в труде Гая Плиния Старшего (23/24-79 годы н.э.) "Естественная история", содержащем географическое описание Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Варварская часть Европы описана там весьма туманно. Сообщается, что Энингия "населена вплоть до реки Висулы (очевидно, Вислы) сарматами, венедами, скирами, хиррами". Скиры - германское племя, до III века проживавшее где-то севернее Карпат, хирры - неизвестное, предположительно сарматское племя. Из этой информации следует, что венеды в I веке н.э. проживали где-то неподалеку от Вислы, по соседству с сарматами и скирами.
Интересные данные о венедах содержатся в сочинении Публия Корнелия Тацита "Германия", написанном в 98 году. Областью венедов, по Тациту, была территория между Германией и сарматами, западными пределами которых в это время было Среднее Поднепровье. Певкины - это ветвь бастарнов, заселявших области севернее Карпатских гор.
Более конкретны сведения Клавдия Птоломея, содержащиеся в его труде "Географическое руководство" (третья четверть II века). Там сообщается, что венеды - один из крупнейших этносов Европейской Сарматии и территория их проживания связана с Вислой. Ближайщие соседи их - гитоны, омброны, галинды и судины. Гитоны, как полагают исследователи, это готы, обитавшие в это время в нижнем течении Вислы. Омброны - ветвь уже знакомых нам бастарнов. Галинды и судины - западно-балтийские племена, хорошо известные по раннесредневековым источникам и жившие в районе Мазырских озер и Среднем Понеманье.
К III веку восходит географическая карта мира, называемая Певтингеровой, на которой венеды обозначены в двух местах. "Венеды-сарматы" там расположены южнее Балтийского моря и северо-западнее бастарнов. Просто "венеды" помещены рядом с гетами и даками, то есть между нижним Дунаем и Днестром, что, скорее всего, говорит о расселении части славян на юг.
Этим и ограничивается информация античных авторов о ранних славянах. Обширнее сведения в письменных источниках VI -VIII веков. Правда, целостного описания славянского мира мы не встречаем и здесь. Наиболее интересные данные о географии славян приводятся у известного нам Иордана, который использовал информацию не дошедших до нас произведений Алабия и Кассиодора конца V - начала VI века.
Немало информации о славенах и антах содержатся в сочинениях античных историков. Но она касается лишь той части славянского населения, которая устремилась к Дунаю и продвигалась на юг, осваивая земли Балканского полуострова, и не затрагивает славянский мир основных территорий.

Становление славян до нашей эры.

Древнеславянская этноязыковая группа сформировалась в северо-восточной части среднеевропейской общности на основе лужицкой культуры. Около 550 года из области Польского Поморья на эти земли начинается миграция племен поморской культуры. При этом местное население не покидало мест своего обитания. Поначалу могильники носителей лужицких и поморских древностей сосуществовали на одной территории, но очень скоро начался активный процесс смешивания пришлого населения с аборигенами, чему способствовали одинаковые уклады жизни и этническая близость. Возникают общие поселения и могильники, в которых преобладали лужицкие традиции. Постепенно все большее распространение получает обычай накрывать остатки трупосожжений крупным колоковидным сосудом - клешем (от польского klosz). В зоне смешения поморской и лужицкой культур складывается новое образование - культура подклешевых погребений. Имеются все основания отождествлять эту культуру с ранними славянами.
Таким образом, славяне как отдельный этнос сформировались около середины I тысячелетия до н.э. в условиях взаимодействия части древнеевропейского населения Висло-Одерского бассейна, представленного лужицкой культурой, с расселившимися на той же территории балтскими пламенами поморской культуры.
Среди населения лужицкой культуры были носители протославянских диалектов, которые в середине I тысячелетия н.э. развились в раннеславянские. Однако материалы, которыми располагает современная наука, не дают возможности выделить в составе племен этой культуры протославян, как, впрочем, не удается определить в древнеевропейском массиве протоиталиков или протогерманцев.
Областью культуры подклешевых погребений первоначально были бассейны среднего и верхнего течения Вислы и Варты, но очень скоро ее носители расселяются до среднего течения Одера на западе, до Волыни и Припятского Полесья на востоке.
Поселения были неукрепленными. Жилищами служили наземные прямоугольные строения со стенами столбовой конструкции. Очаги выкладывались из камней около одной из стен домов. Полы были земляными, перекрытия двускатными. Могильники грунтовые, господствовал обряд кремации усопших.
Основой экономики были земледелие и скотоводство. Археологами зафиксированы следы плужной обработки почвы, но железных пахотных орудий не найдено (очевидно, они были деревянными). Возделывались просо, пшеница, ячмень, горох, бобы и лен. Занимались также рыбной ловлей, охотой и собиранием лесных плодов.
Культура подклешевых погребений соответствует начальному этапу развития общеславянского языка (по периодизации Ф.П. Филина). В это время язык славян только что начал самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывалась собственная языковая структура и лексика.
Территория культуры подклешевых погребений по географической характеристике соответствует той местности, которая восстанавливается по данным лексики, как лесной, равнинный регион с наличием озер и болот, в стороне от морей, горных хребтов и степей.
Данные сравнительно-исторического языкознания также подтверждают нахождение ранних славян в области культуры подклешевых погребений. Лингвистика свидетельствует, что наиболее тесные контакты у славян были с западными балтами. Археологические данные также подтверждают это. На втором месте по значимости были контакты славян с германцами - населением ясторфской культуры. Очевидно, к этому времени относится исследованное языковедами В. Кипарским и В.В. Мартыновым славяно-германское лексическое взаимопроникновение древнейшей поры. На юго-востоке территория культуры подклешевых погребений подступала к скифскому (ираноязычному) археологическому ареалу.
Древним названием славян, как уже говорилось, были венеды. Этот этноним восходит к древнеевропейской общности и был, по-видимому, широко распространен в ее среде. Он фиксируется в разных местностях расселения древенеевропейцев -венеты в Северной Адриатике, венеты, покоренные Цезарем во время походов 58 -51 гг. до н.э. в Галлию и др. Очень вероятно, что венедами именовалась и часть племен лужицкой культуры. Если это так, то этот этноним мог быть перенесен соседями-германцами на формирующийся
славянский этнос.

Славяне и кельты.

Следующий период славянской истории связан с их контактами с кельтами. Кельты внесли исключительный вклад в европейскую металлургию и металлообработку. Эти отрасли латенской культуры стали основой развития всей последующей металлургии Западной Европы. Раскопками изучены крупные производственные комплексы кельтов с множеством сыродутных горнов. Высок был уровень и кузнечного ремесла. Кельтские мастера владели технологией науглероживания, закаливание, сварки железа и стали, а кузнечный инструментарий насчитывал более 70 видов. Кельтский мир знал плужные лемехи, бороны, косы, топоры, тесла, скобели, пилы, молотки, напильники, рашпили, сверла, ножницы и др. Кельтам Европа обязана также дверными замками и ключами. Высокоразвитым было и кельтское гончарное производство. Гончарный круг появился и распространился у кельтов в V - VI веках до н.э., и вскоре в изготовлении глиняной посуды они достигли технического совершенства. Образовались крупные специализированные поселки гончаров, изделия которых распространялись по обширной территории. Высокому качеству керамики способствовали совершенные гончарные горны с тепловыми каналами и колосниками. Кельтские ремесленники достигли больших успехов также в бронзолитейном и ювелирном деле и в деревообработке.
Около 400 года до н.э. начинается мощная экспансия кельтов. Из рейнских и верхнедунайских земель они мощными потоками устремились на восток. Уже к середине IV века кельты освоили Среднее Подунавье, а в следующем столетии вторглись на Балканы. В первой половине III века до н.э. кельты осели в Нижнем Подунавье. В процессе расселения они легко смешивались с местным населением, но всюду побеждала латенская культура кельтов.
В начале III века до н.э. группа кельтов пересекла Судеты и поселилась в Силезии. В следующем столетии новые группы кельтов, преодолев Карпаты, осели на Одере и в верхнем течении Вислы, придя в соприкосновение с населением культуры подклешевых погребений. Начался период активного кельто-славянского взаимодействия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян.
Наиболее мощное кельтское воздействие пришлось на II век до н.э., в результате чего культура подклешевых погребений трансформировалась в пшеворскую.
Часть глиняной посуды пшеворской культуры наследует местные традиции, а своеобразный облик ей придает посуда, откровенно подражающая кельтской. Под кельтским влиянием в пшеворской среде распространяются латенские фибулы, орудия труда ремесленников, новые типы вооружения и предметы быта. Кузнечное дело продолжало и развивало традиции металлообработки кельтов. Кельтское влияние проявляется не только в материальной, но и в духовной культуре. В частности, его следы видны в языческих культовых постройках.
В это время, по всей вероятности, наметилось первое диалектное разграничение внутри славянского мира. Обусловлено это было тем, что проживавшие в бассейнах верхней Вислы и Одера кельты в пшеворское время подверглись ассимиляции и влились в славянский этнос. Славяне же более северных областей Висло-Одерского региона развивались вне воздействия кельтов. В археологии первое членение славян проявляется в керамическом материале римского времени - в южной части территории пшеворской культуры получила широкое распространение серая ("сивая", по терминологии польских археологов) керамика со специфическими формами сосудов, которая отсутствует в более северных местностях, где кельты не жили. Со временем культурные различия между этими регионами углубились.

Славяне в римское время.

Наибольшего расцвета пшеворская культура (I век до н.э. - начало V века н.э.) достигла в римское время. В начале нашей эры Римская империя путем завоеваний продвинула свои границы с варварским миром до Дуная и Адриатики. Римская цивилизация оказывала мощное воздействие на соседние племена, на пограничных территориях образовались провинциально-римские культуры с крупными ремесленными центрами (кузнечные, гончарные, ювелирные), изделия которых распространялись на широких территориях со сравнительно высокоразвитым пашенным земледелием. К таким провинциальноримским культурам принадлежат пшеворская и черняховская культуры.
Их территории не были замкнутыми и, как правило, не имели естественных рубежей. В их пределы неоднократно более или менее крупными группами вторгались различные племена из других земель. Их привлекали богатства и ценности, создаваемые провинциальноримской цивилизацией. В результате население и пшеворской, и черняховской культур было многоэтничным.
Помимо славян там проживали различные германские племена. Это проявляется в деталях погребальной обрядности, домостроительстве, в лепной керамике. Античные авторы кроме венедов упоминают племена вандалиев, гариев, гельвеконов, манимов и других. На основе данных археологии можно утверждать, что в бассейнах Вислы и Варты доминировало славянское население, а западнее в ряде местностей было немало и германцев.
Пшеворская культура соответствует среднему этапу эволюции праславянского языка, который, согласно изысканиям Ф.П. Филина, характеризуется серьезными фонетическими и грамматическими изменениями. Это было результатом внутрирегионального взаимодействия славян с германцами. Именно в это время славянский язык пополнился значительным числом германизмов (князь, печеный хлеб, хлев, холм, разбой, купля, долг, блюдо, меч, шлем и др.).
В конце I тысячелетия до н.э. и в начале нашей эры пшеворское население освоило Волынь и Верхнее Поднепровье и более или менее крупными группами начало продвигаться на восток вплоть до левобережных районов Среднего Поднепровья. Лесостепные земли междуречья Днестра и Днепра занимали сарматы и остатки позднескифского населения. Под воздействием переселенцев-земледельцев местное ираноязычное население постепенно изменило свой хозяйственный уклад. Кочевники переходили на оседлый образ жизни и начинали заниматься земледелием. Проживание на одной территории вело к смешению этносов и ассимиляционным процессам. Сложился славяноиранский культурный и этнический симбиоз, результатом которого стало новообразование, известное по источникам VI - VII веков как анты.
Анты появились на территории черняховской культуры, занимавшей обширную территорию от Нижнего Дуная до Северского Донца. Здесь проживали сарматы, поздние скифы, франкийцы, гото-гепиды и славяне. Археологи выделяют в черняховской культуре Подольско-Днепровский регион (наиболее плодородные лесостепные земли от Днестра до Днепра), который по деталям домостроения, лепной керамике и особенностям погребальной обрядности связывается с антами. Здесь преобладали полуземляночные жилища, которые в раннем средневековье становятся одним из признаков анто-славянской культуры. В условиях славяно-иранского симбиоза сложился антский диалект, восстанавливаемый поданным фонетики, грамматики и лексики. Сам этноним анты иранского происхождения (antas - край, конец, то есть анты - окраинные жители).
Некоторые исследователи, отмечая, что славяне не были известны античным авторам под своим именем, полагают, что римская цивилизация не затронула славян, которые будто бы проживали в это время в лесных землях верхнего Поднепровья. Только в V веке, когда германцы покинули Северное Причерноморье и Висло-Одерский регион, славяне из Верхнего Поднепровья широкими массами двинулись на юг и на запад, быстро достигнув Эльбы, Дуная и Пелопоннеса.
К настоящему времени наукой собрано немало фактов, достаточно определенно свидетельствующих о том, что славяне были знакомы с римским миром и освоили ряд элементов его цивилизации. Так, не подлежит сомнению, что наименование календарных циклов (коляда, русалии и др.) было воспринято славянами от римлян еще в общеславянский период. Исследователями подмечено, что славянские раннесредневековые сосуды изготавливались в точном соответствии с римскими мерами жидких и сыпучих мер. Название денежной единицы цята несомненно унаследовано от римского мира.
В этом отношении существенны изыскания Ф. Малингудиса, которые со всей определенностью показывают, что славяне, расселившиеся в VI - VII веках в Греции, были знакомы с развитым земледелием и высокой культурой. Уровень их социальных отношений, культуры и особенно сельскохозяйственной деятельности, засвидетельствованный материалами языкознания и топонимики, дает все основания говорить о том, что славяне были достаточно глубоко знакомы с провинциальноримской цивилизацией, а не вышли из лесов Верхнего Поднепровья, где доминировали примитивные формы земледелия. Знакомство славян с римской культурой проявляется также в строительном деле, обработке металлов и дерева, в ткачества, рыболовстве и пчеловодстве.

Великое переселение.

Результатом широкого расселения славян стали членение единого славянского этноса на отдельные народности и дифференциация праславянского языка на отдельные славянские языки. Формирование народностей протекало в разных местах славянского ареала неодинаково. Так, сербы, хорваты, карантанцы, сорбы и лужичане складывались на основе крупных племенных образований предшествующего времени; чехи - путем объединения небольших родственных племен при главенствующей роли одного из них. Становление болгар стало результатом синтеза разноплеменного славянства с расселившимися в его среде болгарами-тюрками. Самые крупные раннесредневековые славянские народности - польская и древнерусская - складывались в условиях интеграции различных племенных образований праславян.
Древнерусская народность включала в себя несколько разнодиалектных племенных образований славян и ассимилированное местное население Восточно-Европейской равнины. Одним из явлений, активно способствовавших интеграции восточного славянства, была миграция славян из Дунайского региона. Она относится уже к тому времени, когда Восточно-Европейская равнина была освоена славянами. Началась она еще в VII - VIII веках, а наиболее крупный прилив дунайских переселенцев имел место в VIII - IX веках и продолжался еще в начале X века. Проникновение славян из Дунайских земель было многоступенчатым процессом, переселения осуществлялись более или менее крупными группами и затронули все восточно-славянские земли. Отлив славян с Дуная в Восточную Европу отразился в русском фольклоре и обрядности, а также в летописях.
Весьма существенным моментом объединения славянских племен Восточной Европы в единый этнос было формирование военно-дружинного сословия, впитавшего представителей разных племен, в том числе скандинавов-варягов и финнов. Древнерусская дружина стала основным элементом государственного управления на Руси, она участвовала в сборах податей и осуществляла местную судебную власть. Определенную роль в интеграции славянского населения Восточной Европы принадлежит и развивающимся торговым связям. Славянские земли пересекли два международных водных пути - "из варяг в греки" и Волжский путь в страны Востока.
Огромнейшая роль в становлении древнерусской народности принадлежит городам и их обитателям - городскому сословию. К XII веку на Руси насчитывалось более 220 городов, а в начале XIII столетия их число превысило 300. Городское население было своеобразным новообразованием, составленным из разных племен. В условиях города прежние региональные различия стирались, создавалось единое население с единой городской культурой, оказывавшей нивелирующее влияние и на сельские округи.
В укреплении древнерусской народности несомненную роль сыграло и христианство, но определяющим стало создание и упрочение единого государства. Государственная власть осуществляла свои функции на всей территории Руси, не считаясь с прежним племенным строением. Определяющую роль Древнерусского государства в развитии единого восточно-славянского языка подчеркивал еще академик А.А.Шахматов.
Летописи и памятники XI - XII веков свидетельствуют, что на первых порах руссами именовали себя военно-служилое и церковное сословие, но очень скоро Русью, русскими людьми стали считать себя и широкие слои населения всего Древнерусского государства. Вопрос и происхождении этнонима "русь" остается дискуссионным. С одной стороны, в Днепровско-Донском регионе существовало славянское племя русь, и это имя в Древней Руси могло распространиться на всю территорию восточного славянства. Об этом, кажется, говорит и "Повесть временных лет". В 882 году Олег, организуя поход из Новгорода в Поднепровье, берет в свое войско "мнози варяги, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи" (руси в дружине не было). И только после того, как Олег утвердился в Киеве, "варязи и словени и прочи прозвашася русью". С другой стороны, та же летопись сообщает, что в 862 году "русь, чюдь, словени и кривичи и вси" решили пригласить князей из-за моря и обратились "к варягам, к руси". "И от тех варяг прозвася Русская земля". Племени русь в Скандинавии никогда не было, западные финны так называют шведов. Отсюда распространенная в литература гипотеза, что русью первоначально звались варяги, затем представители дружинного сословия независимо от этноса, и на следующей стадии этот термин был перенесен на всех жителей Древней Руси.
Древнерусская народность была вполне сформировавшейся этноязыковой общностью. Во второй половине XIII - XIV веков восточно-славянская территория оказалась политически раздробленной, но единство древнерусского этноса сохранялось еще некоторое время, о чем свидетельствуют летописи и хроники того времени. Однако интеграционные процессы были прерваны, возобладали иные тенденции: началось становление отдельных языковых образований - русского, украинского и белорусского.

Валентин Седов, член-корреспондент РАН
Источник: Журнал "Этносфера", N-5 (44) '02.

Оглавление раздела "Проявления духа времени"
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003