в Четвертом крестовом походе и событиях,
последовавших по его завершению


Аннотация:
Хелен Д. Николсон, кафедра истории и археологии Кардиффского университета. Перевод с англ. (с сокращениями), 2005 А.Трубников.


Насколько на самом деле были вовлечены в Четвертый крестовый поход госпитальеры и тамплиеры? Вероятно, не так уж и сильно. О них нет никаких упоминаний в записях, современных походу. Некоторые отрывочные сведения, датированные периодом после захвата Константинополя, наводят на мысль, что члены обоих орденов сопровождали крестоносцев на восток. Как бы то ни было, но по завершению похода оба ордена получили земли на территории нынешней Греции. Несмотря на то, что некоторые из переданных тамплиерам земель были у них отняты через несколько лет, этот орден продолжал удерживать земли в регионе. Тамплиеры имели владения в Греции вплоть до роспуска ордена в 1312 г. , в то время как госпитальеры имели там земли и влияние вплоть до XVI в. Тевтонский орден также присутствовал на Пелопонессе, но его история была достаточно полно освещена современными историками и я здесь не буду обсуждать ее в деталях.
В этой статье я не открою никаких новых фактов, и не буду выдвигать никаких новых гипотез. История Четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) хорошо изучена, и история государства франков "Романия" на территории ранее принадлежавшей Византии на востоке достаточно основательно описана современными историками. Задачей этой статьи является сведение вместе первоисточников и исследований современных ученых для того чтобы сделать обозрение участия госпитальеров и тамплиеров в Четвертом крестовом походе и особенно в последовавших за ним событиях и задать вопрос, чем руководствовались ордена, избегая его. Это особенно важно для истории госпитальеров, чье присутствие на Пелопонессе и в следующем XVI столетии было существенным как для региона так и для ордена. Я начну с обозрения роли орденов в походе, продолжу обсуждение того, какие дары получили ордена по завершению похода, и завершу соображениями, о том почему они были привлечены в регион.
Тамплиеры и госпитальеры были военно-монашескими орденами, основанными для охраны паломников на путях к святым местам в Святой земле. До конца XII столетия оба ордена принимали участие в организации крестовых походов: оба сыграли важную роль в Третьем крестовом походе (1189-1192гг.) и Немецком походе (1197-1198). Они приняли участие в призывах к Четвертому крестовому походу и сборе средств для похода в виде компенсаций за снятие крестоносного обета а также переводе денег и обеспечению прочих поставок на восток. Первая информация о присутствии братьев военно-монашеских орденов Храма и Госпиталя среди крестоносцев датирована временем после похода в письме папе Иннокентию III от 7 ноября 1204 г. от Балдуина Фландрского, ставшему латинским императором в Константинополе. Балдуин отправил Иннокентию письмо, сообщающее о том, что крестоносцы захватили Константинополь(13 апреля 1204 г.). Курьером по доставке этого послания был брат Бароцци (Barozz) из ордена тамплиеров. В другом письме примерно этой же даты папа Иннокентий выражает недовольство подесте и народу Генуи, так как Балдуин поручил брату Бароцци доставить дары для папы, среди них были: карбункул стоимостью 1 000 серебряных марок, драгоценный перстень и алтарное одеяние а также дары для ордена Храма - две иконы частица истинного креста, множество драгоценных камней два серебряных кубка и прочие драгоценности. В порту Модони(Modone) на юго-восточном берегу Пелопонесса два гражданина Генуи на семи галерах отобрали все эти вещи у брата Бароцци. Модони был передан Венеции императором в период лето-осень 1204 г. Венеция и Генуя были соперниками, хоть и не ведущими открытую войну, очевидно, что эти рейдеры сочли свою добычу честным военным трофеем. Рассерженный тамплиер потребовал возврата даров. Папа Иннокентий потребовал обуздать пиратов через архиепископа Генуи, пригрозив тем, что в ином случае они и город будут отлучены от церкви. Он также написал поздравительное письмо от 13 ноября священникам, которые сопровождали армию крестоносцев и письмо направленное "тамплиерам и другим почтенным легатам".
Факт, что Балдуин имел тамплиеров в своем окружении, которым он мог доверить доставку письма Иннокентию плюс факт, что орден принял участие в дележе "даров" доставленных братом Бароцци свидетельствуют, что некоторые тамплиеры сопровождали крестоносцев. Дополнительным свидетельством этого является письмо брата Балдуина Генриха написанное 5 июня 1205 г. И сообщающее папе о поражении и пленении Балдуина в битве при Андрианополе болгарским королем Иоанницей. Он утверждает, что все христианские поселения на востоке, "и особенно почтенные братья тамплиеры и госпитальеры которые вместе с Нами", заявляют, что уния восточной и западной церквей, которая наступает с захватом Константинополя поможет освободить Святую землю и победить всех язычников - под которыми подразумевались все нехристиане.
Возможно, это были "местные" братья. В XII столетии госпитальеры содержали в Константинополе странноприимный дом, который управлялся приором, по-видимому для помощи латинским паломникам, совершавшим сухопутное паломничество в Иерусалим. Этот странноприимный дом был разграблен во время анти-латинских выступлений в 1282 г., но несмотря на это госпитальеры продолжали содержать в Константинополе церковь в 1203 г. она по-видимому была преобразована в странноприимный дом. Тамплиеры также имели собственность в Латинской империи до 1204 г. вероятно тоже для защиты западноевропейских паломников на пути в Святую землю.
Также возможно что братья которые прибыли в Константинополь из Святой земли давали моральную поддержку крестоносцам. До сих пор это самое подходящее объяснение того, почему браться сопровождали крестоносцев. Для тамплиеров и госпитальеров путешествие с крестоносцами на пути с запада в Святую землю было обычным явлением; для орденов это был удобный способ доставки своих братьев на восток. Это же происходило и во Втором и Третьем крестовых походах. Брат Бароцци происходил из венецианской фамилии сеньоров Санторини и Теразы (Santorini and Therasia) и был ранее командором тамплиеров в Ломбардии, весьма вероятно, что он сопровождал крестоносцев из Венеции на восток. Но это не означает, что братья сражались во время захвата Константинополя, в современных событиям источниках отсутствуют упоминания об этом. Вероятно, они действовали как прочие священнослужители и не принимали участия в сражениях. Установлено точно лишь то, что они, как и прочие монашеские ордена приняли участие в разделе добычи
Сохранилось несколько дарственных грамот в пользу Храма и Госпиталя в период после завершения Четвертого крестового похода. Нам известно несколько таких территорий, потому что имеются упоминания о том что они были отобраны, или ордена их оспаривали, а также из подтверждений папы о дарениях. Так, например, 31 октября 1208 г. папа Иннокентий III подтвердил Магистру и братьям ордена Храма что заморское владение Саталия (Satalia), которая была им отдана Балдуином Фландрским, первым латинским императором Константинополя должна быть им возвращена. Не ясно, какая Саталия подразумевалась. Археолог Питер Локк отмечает, что она могла находиться в Евбее (Негропонте)( Euboea (Negroponte), или же это должно быть Саталия(Анталия) которая находится на юго-западе современной Турции и являлась частью незавоеванных территорий, которые Балдуин собирая земли империи раздавал как лены. Практика предоставления военным орденам земель, которые еще не захвачены была довольно распространена и практиковалась также в Испании и Латинском востоке. Как бы то ни было, в данном случае дарительная грамота должна была бы определять, была ли собственность уже захвачена, или находилась в руках противника или что то вроде этого, но подтверждение Иннокентия об этом умалчивает. Таким образом непонятно, было ли на самом деле это владение передано тамплиерам..
Дарение очевидно было сделано Балдуином до его смерти в июне 1205 г. В марте 1205 г. Балдуин передал госпитальерам четверть герцогства Неокастро (Neocastro) в Анатолии, возможно в районе Пергама (Бергама, находится на западе современной Турции), для религиозных целей. Опять же, если эта территория не находилась под властью крестоносцев такой подарок имел умозрительный характер. Это не показывает что орден собирался ее отвоевывать, а просто могло быть частью захватнических планов императора в Малой Азии.
Следующая группа переданных владений нам известна, так как они были затем отобраны. В сентябре 1210 г. Папа Иннокентий III написал архиепископу Афин и Неопатраса и епископу Даулии о жалобах от братьев ордена Храма на то, что император Константинопольский отобрал у них некое место именуемое Сидони (в целом историки соглашаются, что это Ламия в восточной Греции) которая принадлежала им и была передана сделано Гвидо Паллавичино и Амеди де Пофуа, констеблями маркиза Бонифация Монферратского(одного из вождей Четвертого крестового похода), где ими был построен замок для защиты территории "не без большого труда и затрат". Это достаточно странное заявление, так как крепость Ламия был построена византийцами и не требовала больших затрат труда или денег для приведения ее в боевую готовность. Император передал крепость одному из своих нобилей, который в свою очередь отказался возвращать его тамплиерам. Тамплиеры также жаловались Иннокентию, что император Генрих забрал Равеннику, место неподалеку от Сидони, которая была пожалована им маркизом Бонифацием Монферратским очевидно до его смерти 17 сентября 1207 г. Орден не вернул себе эти земли. В октябре 1211 г. Папа Иннокентий писал императору Генриху, требуя вернуть замок "Стиум" под Равенникой тамплиерам: это скорее всего латинизированное искажение названия "Сито", бывшее вторым названием Ламии. Папа жалуется, что, что он часто обращается к Генриху по этому вопросу, и главной задачей Романии, которой он владеет является помощь Святой земле, император остался глух к его призывам. Так как тамплиеры более никогда не упоминаются в записях, относящихся к этим землям, можно предположить, что Генрих продолжал игнорировать орден.
Питер Локк связывает пожалование и конфискацию земель с ломбардскими интересами в Латинской империи. Он аргументирует это тем, что брат Бароцци, дипкурьер императора Балдуина I был в прошлом командором Храма в Ломбардии, вероятно он сопровождал крестоносцев в свите Бонифация Монферратского. После захвата Константинополя Бонифаций завоевал Фессалоники и проник в центральную Грецию. Пожертвованния Сидони и Равенники расположены в центральной Греции были сделаны от Бонифация и его союзников-ломбардцев. В сентябре 1207 г. Бонифаций был убит и оставил наследником своего сына и группу нобилей-североитальянцев, создавших регентский совет. В него вошли Гвидо Паллавичино и Амеди де Пофуа - те которые передали Сидони тамплиерам. Локк утверждает, что эти нобили желали сделать владения Монферрата независимым государством. В декабре 1208 г. Император Генрих пришел с войском в Фессалоники и установил там императорскую власть. Локк предполагает, что Генрих конфисковал эти особые территории тамплиеров чтобы взять их под контроль и наказать тамплиеров за поддержку ломбардских вельмож при попытке восстания.
Локк также связывает с этой препятствия, которые чинила тамплиерам маркиза Монферрат. Маргарита Венгерская, вдова Бонифация Монферратского должна была остаться регентом после смерти мужа. На следующий день Иннокентий пишет относительно Сидони и Равенники архиепископу Неопатраса и Лариссы и епископу Ситрензи (Citrensi) о проблемах которые маркиза создает тамплиерам с их имуществом которое им передал ее покойный муж.
Цели изначальных пожертвований из этих документов неясны. Из того что тамплиеры укрепили Сидони/Ламию возможно предположить, что они получили эту землю для помощи в защите католических завоеваний от греков. Как бы то ни было, орден был создан не для войны с христианами, его предназначением была защита Святой земли, и его доходы предназначались для этих целей. Кроме того, письмо Иннокентия не утверждает, что орден был должен воевать с греками. Это означает, что орден отремонтировал замок не для этих целей и не потому что пожертвование подразумевало эти цели. Вызванная постоянными нападениями на франкских оккупантов греками фортификация была практически необходима. До сих пор, как мне известно, тамплиеры не укрепляли ни одно из владений в этом регионе.
Прочие пожертвования известны также благодаря их последующему оспариванию. В октябре 1210 г. Иннокентий написал латинским епископам Даулии и Заратонезиса (Zaratoriensis) и епископу Назориенсиса (Nazoriensis ??Kastoria??) о том, что Раванно, сеньор Негропонте (Евбея, совр. Евойя) отобрал у тамплиеров некое владение, которое им передал Иаков, покойный сеньор Авесне. Опять же, дворянин (Ni. of St. Amero), диоцеза Фив, потревожил тамплиеров относительно земель данных им милостью Роландино и его брата Альбертино. Более мы не слышали об этих территориях поэтому мы не знаем, вернули ли их тамплиеры.
Вероятно, что в связи с этой серией проблем, тамплиеры были обеспокоены тем, чтобы добиться поддержки папы и относительно прочих пожертвований, которые были сделаны в Романии, и в конце сентября 1210 г. папа Иннокентий подтвердил права на перечень пожертвований: церковь св. Люсии называемой Фота под Фивами и дом Филокалия в Фессалониках переданных им Бенедиктом, кардиналом-настоятелем св. Сюзанны, когда он был папским легатом в Романии, для помощи в защите Святой земли.
Роландино и Альбертино , теперь с упоминанием их фамилии Каносса, вместе с Хью де Колони передали землю Рупе вместе с Иоанном, сыном Николо де Вианет и его братьями и сестрами со всем их имуществом. Рупе была крепостью неподалеку от Оропоса на побережье Аттики. Дворянин Раванно, покойный Иаков Авеншский и Губерт передали тамплиерам дом Лагнана и усадьбу Оиспарис в Негропонте и еще некоторую недвижимость. Покойный архиепископ Фив передал тамплиерам сад в Фивах, когда он был архиепископом, это пожертвование Локк датирует августом 1206. На Пелопонессе они получили три усадьбы или деревни: дворянин Вильям де Ресси передал им усадьбу именуемую Пазалан и Хью де Безансон передал усадьбу Палиопин (Палиополис?), оба пожертвования утверждены их сюзереном, Жоффруа де Вилгардуэном . И наконец , Вильям де Шампли передал им усадьбу Лаффустан или Луффестан.
Эти пожертвования были недвижимостью подобной той, которую Орден получал и на Западе: деревни, доходы от которых получались путем ведения сельскохозяйственной деятельности, крепостные, некоторые доходные дома и церкви. Цель передачи сада менее понятна, может там собирали фрукты? Ордену также была отдана церковь в Фивах. Кроме того, они получили монастырь в Герокомионе (под Патрасом) и монастырь Провата, эти пожертвования были оспорены архиепископом Патраса.
В случае с Герокомионом тамплиеры в конце-концов победили. Единственное владение, которое определенно имело военное предназначение было замком тамплиеров построенном или укрепленном в Сидони/Ламии. Здесь мы считаем сильным аргументом что причиной оспаривания территории стала конструкция замка.
Имеется другая информация об имуществе, переданном ордену на Пелопонессе, еще известном как Ахайа или у крестоносцев Морея. Французские и греческие "Морейские хроники" утверждают, что в 1209 г. Морея была захвачена франками и орден святого Иоанна был пожалован "долей четырех рыцарей" - т.е четырьмя фьефами, и Храм пожалован долей четырех с правом поднятия флага (т.е обязательством нести военную службу), и Тевтонский орден пожалован четырьмя долями территории Каламата в Мессине на юго-западе Пелопонесса. Прочие священнослужители также получили некоторые пожертвования. Епископы, церковь, Храм и Госпиталь были освобождены от гарнизонной службы, но несли все обязанности мирских вассалов, и должны были предоставлять военную помощь и принимать участие в походах и сражениях когда бы это не потребовалось сюзерену в интересах государства.
Все версии хроник в Италии, Франции, Греции и Арагоне были написаны через сто лет после событий, но французская и греческая версии в основном согласны друг с другом и историки считают, что они достаточно достоверны.
Греческая версия "Морейских хроник" рассказывает что Жоффруа 1 Вилгардуэн, принц (князь) Ахайский или Морейский (1209-1228 гг.) по просьбе епископов, священников и военно-монашеских орденов передал церкви третью часть завоеванных им владений, с условием оказания ему военной помощи с целью окончательного завоевания Мореи. Те отказались, ссылаясь на то, что получили эти земли непосредственно от папы и не обязаны служить принцу. Ответом Жоффруа стал захват всех церковных земель, и на протяжении трех лет он направлял все доходы от них на постройку замка Клемузи или Клермон на западной границе Мореи. Через три года он отправил послов на переговоры к папе, обратив его внимание на то, что Морея не была защищена против греков и католическая церковь могла потерять там свои владения. Папа согласился. Жоффруа достиг соглашения с архиепископом Патраса, епископами, командорами тамплиеров и госпитальеров в Морее, таким образом что прелаты и военно-монашеские ордена согласились предоставлять военную помощь как прочие мирские вассалы за исключением охраны замков и крепостей и после этого вернул им их земли. В 1258 г. когда Вильям де Вильгардуэн принц Ахайский отправился воевать с Ги ла Рош - сеньором Афин, он призвал баронов, рыцарей, епископов, тамплиеров и госпитальеров и всех горожан принять участие в экспедиции. Тем не менее , тамплиеры и госпитальеры не сыграли никакой значительной военной роли в Морее, в то время, как лишь Тевтонский орден был вероятно привлечен к защите замка Клемузи "в случае необходимости".
Фактически неизвестно какие именно территории военно-монашеские ордена получили от политики передачи всем орденам "по четыре фьефа". Антонин Бон указывает, что в начале XIV столетия госпитальеры имели Пикотин под Палеополисом на западе Мореи и делает вывод что это скорее всего был один из их четырех фьефов, с другой стороны, он мог принадлежать тамплиерам и был им передан после роспуска ордена в 1312г. В эти четыре фьефа, скорее всего были включены три деревни, пожертвование которых тамплиерам было подтверждено Иннокентием III, в то время как Тевтонский орден владел землями под Каламатой.
Маржиан Тамлер установил, что Тевтонский орден имел командорства в Мостенице и Модони. Госпиталь святого Иоанна в Андраведе был передан им же Жоффруа де Вильгардуэном, но папа воспротивился пожертвованию и позже оно было передано тамплиерам.
Записи в греческих хрониках Мореи намекают, почему военно-монашеским орденам передавались земли в Романии и почему некоторые из них потом отбирались назад мирскими владельцами. Пожертвования являлись благодарностью богу за завоевания франков. Как военно-монашеские ордена предназначенные для защиты Святой Земли, так и крестоносцы, изначально были направляемы в Святую землю и помогли Святой земле завоевав Константинополь, таким образом, резонно было передать часть этих пожертвований орденам. Ордена считали пожертвования данной им милостыней отданной папой, а не местными сюзеренами (Заметим, что тамплиеры добивались от папы подтверждения всех полученных дарений). Но они не собирались воевать для пожалованные им земли. Когда греки начали военные действия, и мирским сюзеренам франков понадобились воины, такая позиция последних совершенно не устраивала. И они стали конфисковывать земли орденов, монастырей и епископов, как сделал это Жоффруа де Вилгардуэн. В случае Жоффруа было достигнуто соглашение по которому ордена стали исполнять ограниченную воинскую службу. Необходимо подчеркнуть, что это была мирская война, а не война священная, она не являлась обязанностью военно-монашеских орденов, но от военизированных землевладельцев требовалась нормальная военная служба. В других регионах, таких как Негропонте и Сидони(Ламия) такие соглашения не были заключены и орден потерял свои территории.
Таким образом ,видно, что военно-монашеские ордена Храма и Госпиталя прибыли в Романию как пассивные получатели пожертвований. Но далеко не все источники представляют ордена как жертвы. Многие документы говорят о них как об агрессорах предъявляющих претензии на земли и права им не принадлежащие.
В марте 1208 папа Иннокентий писал архиепископу Вериссы и епископу Селимбрии относительно жалоб от настоятеля и диакона собора св. Георгия в Константинополе, что братья госпитальеры из Иерусалима, господин Ламро и некие другие люди из Константинополя забрали доходы, движимое и недвижимое имущество госпиталя св. Георгия в Константинополе. В то же время он писал Дину казначею храма св. Софии Константинопольской о судебном иске, которое мастер В., чиновник, возбудил против рыцарей братьев ордена Храма в Константинополе из-за церкви св. Иомении. Самая крупная официальная тяжба тем не менее была из-за из-за церкви Гардики в Фессалии.
О владениях госпиталя в центральной Греции нет достаточной информации. Ясно, что они имели там некоторое имущество, так как в октябре 1208 г. архиепископ Фив жаловался папе, что госпитальеры в его провинции говорили господам и простолюдинам что они должны платить меньше церковной десятины и натурального налога Фиванской церкви, которые и так были собраны церковью с большим трудом. В июле 1210 г. папа Иннокентий писал архиепископу Неопатраса, приору св. Дементия в Фессалониках и прокуратору диоцеза Домоко что епископ Бартоломью из Гардики отправил слезную жалобу что братья ордена св. Иоанна в Фиталии (?) захватили этот диоцез и замок и не думают его возвращать.
Выбор папой арбиторов показывает, что это вероятнее была Гардика в Фессалии, а не Гардика в Мессине на юго-западе Пелопонесса или замок Гардика на юге Корфу. Епископ получил письма от папы с требованиями к госпитальерам о возврате владений, но они его проигнорировали. Никто не отдал ему никакой продукции с этих земель. Они прогнали посланников епископа, предъявивших письма папы угрожая им смертью и заявляя, что никакие епископские грамоты не заставят их сдаться. Они также удерживали аббатство в Амиро (или Велестино), которое папа решил передать епископу, там они построили свой дом. Изгнанный епископ, не имевший никакой поддержки, впал в нищету. Папа направил на арбитраж архиепископов Афин и Фив, и епископа Фермопил, которые разрешили спор в пользу епископа Гардики, затем когда госпитальеры отказались сдаться, они отлучили из от церкви, но и это не помогло. Тогда папа направил еще прелатов для обеспечения выполнения своего указа.
Месяцем позже Иннокентий вновь писал об ужасном положении епископа Гардики. Он убеждал императора Генриха, чтобы тот, как только возможно защитил его. В конце августа он снова писал архиепископу Неопатраса, приору и прокуратору. Госпитальеры за свое упрямство согласно решению арбитров должны были быть отлучены от церкви. Госпитальеры отвечали, что епископ заключил с ними соглашение, и просили папу его утвердить. Епископ не отрицал о заключении соглашения, но утверждал, что оно нанесло большой ущерб церкви Гардики и было заключено без согласия церковного совета. Мы не говорим о том, что это было за соглашение, но папа аннулировал его и снова распорядился, чтобы арбитры разрешили спор. Это письмо фактически заменяло июльское письмо, так как на полях реестра оно помечено сразу после него. Наша последующая информация о событиях в Гардике относится к концу мая 1212 г., папа писал архиепископу Фессалоник и Филиппи и епископу Ситонезиса (Сито/Ламия?)
В опследнем письме он объясняет, "что госпитальеры по своей мошеннической привычке обращаться ко лжи" игнорируя отлучение от церкви затягивают время и продолжают отправлять церковную службу в храме божием.
Назначенные папой арбитры пришли к решению, что епископ должен получить обратно третью часть замка и иметь свободный вход и выход. Госпитальеры должны укрепить и защищать замок за свой счет, разрешив епископу пользоваться цистернами с водой. Епископу присуждалась замковая церковь с земельным участком, а также и дом Амиро или Валентино, две мельницы, а также некоторые поступления, и убытки епископа подлежали возмещению.
Но это решение возмутило госпитальеров. Они пытались убить одного из арбитров, а остальных пугали заточением. Они устроили епископу Гардики засаду, с целью убить его, когда он направлялся в Пентекост в поисках правосудия, но епископ узнал об этом и обошел засаду. Взбешенные арбитры в конце-концов прибыли в Гардику и привезли епископа чтобы восстановить его право собственности, но госпитальеры не только отказались возвратить имущество, но и насильно забрали прочее имущество из церкви в Гардике, приведя вооруженную толпу из греков и латинян настроенную против арбитров. Месяц спустя они апеллировали к папе, но не видно, когда были им вызваны. Епископ, разоренный расходами и нанесенным ущербом, лишенный всех ресурсов, прибег в конце концов к тому что получил от папы подаяние.
Папа требовал от своих порученцев вернуть епископа в его владения, заставить госпитальеров выплатить 200 марок штрафа и наказать всех кто игнорирует отлучение их от церкви. Также он писал Жоффруа де Вильгардуэну, графу Бертольду Кацленбогген, сеньору Велестино и императору Генриху Константинопольскому, прося утвердить в правах и защитить епископа . То что Вилгардуэн просил помощи истеблишмента чьи лены находились не в Морее скорее всего означает возможно он был самым сильным латинским правителем оставшемся в центральном регионе и самым подходящим для защиты епископа лицом, так как на центральную Грецию в начале 1212 г. напал Эпирский деспот и в июне 1212г. Ларисса была захвачена.
11 декабря 1212 г. в Велестино было подписано окончательное мировое соглашение между епископом Гардики Бартоломью и братом Стефаном, командором дома госпиталя в Фиталее и других домов госпиталя св. Иоанна Иерусалимского в Романии и его братьями. Папа, император и бароны Романии были ознакомлены с ним для утверждения.
Трудно точно установить, что же случилось в Гардике, но похоже, что госпитальеры и епископ достигли соглашения после того как епископ отдал им замок и землю в обмен на часть доходов с земель, но его церковный совет не утвердил соглашения. Очевидной причиной передачи замка госпитальерам было то, что они могли его защитить и арбитры признали это резонным, так как позволили госпитальерам владеть замком. В любом случае, овладев замком и землями, госпитальеры были в состоянии владеть и управлять ими. Это было разумно, так как орден имел серьезные обязательства на Востоке, как и тамплиеры, они были вовлечены в имущественные споры в Киликийской Армении и Антиохийском княжестве, а также имели обязательства в Испании. Все это требовало всех ресурсов, которые только можно было привлечь.
Таким образом, орден, овладев замком Гардика в пограничной зоне, взял его под военную ответственность. Может быть, орден отнесся к собственности в Гардике как к важной для защиты этой территории в регионе.
Так какие выводы о мотивах Тамплиеров и госпитальеров можно сделать? Вместе с императором Генрихом они надеялись, что захват Константинополя поможет возврату Святой земли. Они получили в дар земли, доходные дома, и церкви от захвативших Грецию франков пожертвованных "из благочестия", чтобы "помочь Святой земле". Есть некоторые указания, что взамен дарители ожидали получить военную службу - но в Морее и Пелопонессе ордена изначально отказались это делать и были насильно лишены имущества. Тамплиеры укрепили или завладели замком Сидони/Ламия а госпитальеры завладели замком Гардика, который находится на востоке Греции в южной Фессалии. Это должно было быть донорским вливанием так что орден должен был играть военную роль против греков в этих двух местах, но об этом нет никаких свидетельств. Фактически в 1237 г. тамплиеры жаловались папе Григорию IX что имущество в Константинополе и по ту сторону залива уничтожено греками, так как они не имеют разрешения воевать с ними, что свидетельствует, что они изначально утвердились в регионе без военных действий против греков.
Тем не менее ясно, что ордена были чрезвычайно озабочены удержанием любой собственности полученной в регионе. Тамплиеры прилагали большие усилия, чтобы добиться подтверждения прав на переданные им владения и госпитальеры до конца сражались за Гардику. Представляется маловероятным, что ордена могли получать большие доходы от этих разорванных войной земель, но недавние потери в Святой земле сделали их менее склонными к потере имущества, которое могло обеспечить хоть какой-то доход. Таким образом, мое предположение что главным мотивом для внедрения в этот регион было получение земель и доходов, которые должны были быть направлены для поддержки военных действий на востоке. Это говорит о том, что местные связи, как прослеживает Локк, между тамплиером братом Бароцци и ломбардской знатью в центральной Греции должны были внедрить орден на территорию скорее из местнических интересов, чем к выгоде ордена в целом. Опять же ордена должны были быть озабочены созданием сети поддержки паломников направляющихся на восток через Грецию: в 1309 г. госпитальеры получили странноприимный дом в Коринфе, на протяжении XIII столетия Тевтонский орден а затем тамплиеры содержали госпиталь в Андраведе на западе Мореи и тевтонский орден похоже, организовал госпиталь для паломников в Модони.
В конце концов, участие военно-монашеских орденов в Четвертом крестовый поход и последующие за ним события показывают много разных ролей и видов активности орденов и не оправдавшиеся расчеты, которые возлагали на них их патроны.

Перечень известных владений ордена Храма в бывшей византийской империи, 1204-1310

1. Саталия в Евбее (Негропонте), или Анталия на юго-западе Турции. Передана императором Балдуином перед его пленением в апреле 1205г. Утверждено папой Иннокентием 3, 31 октября 1208. Осталось лишь на бумаге.
2. Sydoni(Ламия), на востоке Греции. Сейчас называется Цейтунион (Zeitounion), В средние века также называлась Сито. Передана тамплиерам "из благочестия" Ги Паллавичино и Амеди де Пофуа, констеблями покойного маркграфа Бонифация Монферратского. Тамплиеры построили замок для обороны этого региона "не без большого труда и затрат". Фактически до их появления она и была византийской крепостью, поэтому неясно, что делали тамплиеры в этом месте. Отобрана у них императором Генрихом Константинопольским в начале 1209 г.
3. Равенника, в окрестностях (под) Сидони/Ламией. Передана Бонифацием Монферратским до его смерти в сентябре 1207 г. Отобрана императором Генрихом до 1 мая 1208 г. (Равенникского парламента).
4. Церковь св.Люсии называемой Фота Греческий под Фивами и дом Филокалея в Фессалониках. Переданы Бенедиктом, кардинал - настоятель св. Сюзанны, когда он был папским легатом в Романии для оказания помощи Святой земле. Подтверждено папой Иннокентием 3 в сентябре 1210.
5. Земля Рупе. Передана Руфальдино и Альбертино Каносса с Хьюго Колонна. Земля передана вместе с Иоанном, сыном Николаса де Вианет, его братьями и сестрами и их имуществом. Дарение подтверждено папой Иннокентием III в сентябре 1210.
6. Дом Лагнана и усадьба Ойспарис в Негропонте, и некоторые доходные дома. Переданы дворянином Раванно, покойным Иаковом из Авеснеса и и Губерта. Подтверждено папой Иннокентием 3 в сентябре 1210.
7. Увеселительный сад (?) в Фивах. Передан покойным архиепископом Фив, когда он был архиепископом (август 1206). подтверждено папой Иннокентием III в сентябре 1210.
8. Усадьба Пасалан, переданная дворянином Вильямом де Ресси и усадьба Палиополин, переданая Хьюго Безансоном, идентефицируется как Пикотин под Палиополисом, передана в 1312 г. госпитальерам. Оба пожертвования утверждены их сеньором, Жоффруа де Вильгардуэном. Подтверждено папой Иннокентием III в сентябре 1210.
9. Усадьба Лаффустан или Луффестан на Пелопонессе. Передана Вильямом де Шампли. (идентефицируется как Фустина, владение госпитальеров в конце XIV столетия)
10. Четыре фьефа на Пелопонессе. Могли включать три упомянутых усадьбы. Переданы в 1209 г.
11. Церковь в Фивах. Подтверждено папой Иннокентием III в сентябре 1210.
12. Монастырь Герокомиона, под Патрасом (?). Передан до октября 1210 г. Отобран архиепископом Патраса.
13. Монастырь (аббатство) Провата под Патрасом(?)Передан до октября 1210 г. Отобран архиепископом Патраса.
14. Госпиталь св.Иоанна в Андраведе, передан тамплиерам папой Иннокентием IV, подтверждено около 1250 г. Вильямом де Вилгардуэном.
15. Церковь святой Иомении в Константинополе. Передана до марта 1208. Мастер В. Клерк, вел судебное дело против тамплиеров. Собственность в герцогстве афинском в 1307г. 14 января 1314 папа Клемент V передал эту собственность Гоше де Бриенну графу Порсьена констеблю Франции, но так как герцогство было завоевано каталанской Компанией вероятно что эти земли достались ей.

Примечание переводчика:

Из текста изъяты многочисленные ссылки.
Из текста приложений изъяты перечни имущества госпитальеров и тевтонов
В общих рассуждениях предпочитался смысловой перевод, в фактах - буквальный.
Некоторые расхождения с мнением автора не комментировались
Научное редактирование на предмет корректности написания собственных имен и географических наименований не проводилось.
Часто встречающееся слово casal переведено как усадьба


Хелен Д. Николсон, кафедра истории и археологии
Кардиффского университета.
Перевод с англ. (с сокращениями) 2005 А.Трубников.
Оригинал на английском языке находится по адресу: http://www.hmml.org/centers/malta/publications/lecture3.html
Оригинал перевода расположен на сайте "Журнал "Самиздат"

 
Оглавление раздела "Проявления духа времени"  
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003