Фреска, с изображением крестового похода

Если поведаем правду - превзойдем всякую вероятность
Раймонд Ажильский, историк похода

Освободители Гроба Господня

Несмотря на общеизвестность каннибализма во время первого Крестового Похода (ссылка на каннибализм в 1098 г. входит в любую Timeline(1) в интернете), иногда такие факты робко пытаются подвергнуть сомнению.
Например, некое "Общество изучения Крестовых Походов" так отвечает на этот вопрос:
"Вопрос: - Мне сказали, что во время похода вместо обычной пищи крестоносцы кормились местными младенцами, зажаренных на кольях. Это чудовищно. Не затруднит ответить?
Ответ: - "Поедание младенцев" - стандартное для цивилизации Запада обвинение против религиозного или политического противника. Так римляне обвиняли христиан в поедании младенцев, средневековый Запад обвинял в том же евреев и т. д… Раймонд Ажильский действительно сообщает о каннибализме Тафуров во время осады Мары, но он единственный из историков Крестовых Походов, кто пишет об этом. Возникает соблазн придти к заключению, что, поскольку обвиняемые являлись бедными воинами, крестьянами, презираемыми более благородными рыцарями, то последние могли считать их способными на любое извращенное поведение. Другими словами, обвинение скорее отражает страх и недоверие между классами, чем реальные события."(2)
Почему же у авторов не "возникает соблазн" заметить, что "стандартное для цивилизации Запада обвинение", как они сами и написали, предназначено для обвинения врагов, а не своих же братьев - христиан. Ах, да, забыл, классовая борьба же была! Маркс отдыхает. А ведь Раймонд Ажильский - непосредственный участник событий, находящийся в первых рядах при осаде Антиохии и Иерусалима (см. католическую энциклопедию 3). К тому же Раймонд Ажильский не просто христианин, а священник, организовавший "обретение Копья Лонгина" и спустя две недели вдохновлявший с его помощью крестоносцев на штурм Антиохии. "В бою участвовал и капеллан Раймунд Ажильский: поддерживая на ходу свою священническую сутану, он нес в руках копье Господне, вид которого должен был придать силы атакующим"(10).
Но действительно ли свидетельство Раймонда Ажильского единственное? Отнюдь нет. И странно, что "Общество изучения Крестовых Походов" об этом не ведает. Проблема в том, что обычно цитаты приводятся без всяких ссылок, что дает многим повод сомневаться в их происхождении и заявлять: "вы это сами все придумали". Попробуем исправить этот пробел.
Более реально, чем упомянутая выше "классовая борьба", выглядит списание "Благородными Крестоносцами" своих грешков на кого-нибудь другого - этакого "козла отпущения" - тафуров (по старому принципу: "мы цыгане хорошие, а лошадей воруют цыгане плохие, мы их не знаем"). Впрочем, о тафурах(17) - "нищих проходимцах, которые якобы выбрали своим королем одного нормандского рыцаря по имени Тафур и прослыли пожирателями человечины"(4) нам известно не так много, и этот вопрос требует отдельного изучения. Ведь большинство "освободителей Гроба Господня" отправились в поход из-за вполне определенных корыстных целей, а Тафуры, таинственные Святые Люди(18), Король которых был правой рукой Петра Пустынника и, считалось, короновал самого предводителя Крестового похода - герцога Готфрида Бульонского(18), были общиной бедствующих воинов, сражающихся с неверными не за деньги, а за христианскую идею. И рыцарям, вдохновленным на сражения лишь предстоящими грабежами Иерусалима, такая "христианская идея", как пожирание трупов, действительно могла казаться дикостью.
И христианские рыцари в ответ на жалобы по поводу такой диеты от эмира Антиохии, расположенной в 50 километрах от "эпицентра каннибализма" - Мары, лишь разводили руками: "Даже все вместе мы никак не можем повлиять на Короля Тафуров"(5). Здесь надо напомнить, что Папа Урбан II в 1096 г. на соборе в городе Клермоне (Франция) в речи, приведенной Гвибертом Ножанским(20) и Фулькерием Шартрским(21), провозгласил полное отпущение грехов всем христианам - участникам будущего похода.
"Летописец сухо сообщает, что ничего необычного в этом каннибализме не было и удивляется только тому, что крестоносцы иногда все же ели собак, а не только людей" - см. труд Миллза "История крестовых походов"(6)
Докладная записка Папе - "ужасному голоду подверглась наша армия при Маре, которая была поставлена перед отвратительной необходимостью питаться телами сарацинов...", обычно также цитируемая без ссылки, происходит из средневековой хроники "Gesta Francorum"(7).
Широко известная цитата, принадлежащая хроникеру похода Альберту Ахенскому(8) - "зловонные уже трупы врагов поедались христианами"(9) - последними не оспаривается, но отмечается, что Альберт Ахенский не был участником событий.
Христианская логика, как обычно, дает сбой. С одной стороны, даже непосредственный участник событий мог бы солгать, с другой, если некий врач Лука, никогда не видевший Иисуса Христа, пишет Евангелие, основанное на рассказах его босса, самозванного тринадцатого апостола Савла-Павла, который тоже никогда не видел Христа и даже не видел никого из Апостолов, кроме Петра (да и того только две недели), то христиане почему-то такому Евангелию верят беспрекословно. Но, действительно, насколько можно доверять Альберту Ахенскому?
Католическая энциклопедия сообщает, что хроника Ахенского написана беспорядочно и неразборчиво, хронология неточна, и лучше смотреть на его произведение, как "на излияние глубоко религиозного и поэтического сердца"(8) (образец "поэтического излияния" см. приложение 1)
Историк Заборов М.А. пишет, что если написанное Альбертом Ахенским о Петре Пустыннике, вероятно основано на легендах, то "его [Альберта Ахенского] рассказы о походах Петра и Готфрида Бульонского скорее всего опирались на свидетельства участников, а излагаемая им история государств крестоносцев в целом совпадает с данными из других источников".(10)
В "Истории упадка и разрушения Римской Империи" (1776-1780) Едвард Гиббон, писавший:
"Христиане всех сект спасались бегством от жестокости собратьев... От страшной потребности голода иногда жарили и пожирали плоть младенцев или взрослых пленников... Среди турков и сарацинов, идолопоклонники из Европы слыли человекоедами. Шпионы, которым удалось проникнуть на кухню Боэмунда, видели несколько человеческих тел не вертелах"(11), в примечаниях к 58-й главе дает нам ссылки и на другие источники - Анна Комнена, Гвилберт, Рауль Канский, Роберт Болдрик(12). Кстати, Боэмунд Тарентский, провозглашенный после победы правителем Антиохии - не "бедствующий тафур", а один из предводителей Первого Крестового Похода.
Для окончательного прояснения ситуации обратимся к книге любимого христианами известного историка Филипа Шаффа "История Христианской Церкви"(13). В книге отмечается, что "Поэтика Крестового Похода представлена в основном Раулем Канским в "Деяниях Танкреда" и др.(14) Участник же событий Рауль Канский (15) "поэтику похода" рисует так (см приложение 2). Что же касается так называемой Бойни на Маре, то свидетельство этого летописца не нуждается в дополнительных комментариях:
"В Маре наши воины варили взрослых язычников в котлах, детей же насаживали на колья и пожирали их уже поджаренными"(16).

Здесь нас интересует хронологический вопрос, никем ранее не отмеченный.
Вопрос о корреляции этого реально происходившего каннибализма с принятием догмата о поедании реального тела Христа в Евхаристии.
В 1059 "каннибальский догмат" о присутствии "истинной плоти Христа" в евхаристии становится новым догматом Церкви. Теперь христианин, причащаясь, должен есть не хлеб, "но подлинное тело Христа, которое едят зубами" (Беренгар Турский, 1059 год), должен "наложить зубы на Его Плоть", ощущать эту плоть "дрожащим языком, покрасневшим от крови" (Святой Иоанн Златоуст).
И следующие поколение христиан в Первом Крестовом походе (1096 - 1099 гг.) в поедании человеческой плоти ничего противоестественного уже не видит....

Приложение:

Альберт Ахенский:

"Произошли чудесные сцены, достойные запечатления. Некоторые из наших людей - а это были самые милосердные из наших - резали головы врагов. Другие же из наших сражали их стрелами, а некоторые же кидали их живьем в огонь, а затем еще долго пытали и медленно убивали. Улицы городов были полны срубленными головами, руками и нижними конечностями. Так, что даже ходить по улицам, то и шаг, не спотыкаясь об эти конечности и головы было довольно затруднительно. Но все это было ничто по сравнению с храмом царя Соломона. А, вам интересно, что было там? Если рассказать вам начистоту, то, думаю, вам сложно будет поверить в мой рассказ. Скажу вам, по крайне мере вот что, кровь, лившаяся в храме царя Соломона, доходила до коленей наших людей". (p1)

Рауль Канский:

... везде убивают, грабят и опустошают..
Всякий рыщет за тем, в чем нужду имеет...
Одежды - нагой, жаждущий - чашу к вину добывает,
К сокровищам алчный торопится...
...Душит старцев один, другой отбирает младенцев,
Многих заботит (одно): повырывать из ушей украшенья. (p2)

Раймонд Ажильский:

"Тут ты увидел бы поразительное зрелище ... На улицах и площадях города можно было видеть кучи голов, рук и ног. Если поведаем правду - превзойдем всякую вероятность. Достаточно сказать, что в Храме Соломоновом и в его портике передвигались на конях в крови, доходившей до колен всадника и до уздечки коня ... Драгоценным зрелищем было видеть благочестие пилигримов перед Гробом Господним и как они рукоплескали, ликуя и распевая новый гимн Богу".

Фулькерий Шартрский:

"Спасавшиеся арабы и эфиопы, бежав, приникли в башню Давида; а другие заперлись в храме возле Гроба Господа и Соломона: В этом храме было зарезано почти десять тысяч человек. И если бы вы там были, ноги ваши до бедер обагрились бы кровью убитых. Что сказать? Никто из них не сохранил жизни... Не пощадили ни женщин, ни младенцев".

Примечания:

(1) Timelines
http://www.timelines.info/history/
conflict_and_war/medieval_wars_and_conflicts/the_crusades/first_crusade/

http://www.umich.edu/~eng415/timeline/detailedtimeline.html

(2) - I have been told that while campaigning the crusaders would eat local babies roasted on a spit in lieu of more readily available fodder. This sounds beyond barbaric. Care to answer?? - 'Eating babies' is a standard accusation in Western civilisation against one's religious or political opponents. It is the ultimate taboo, as you will realise. Hence the Romans accused the early Christians of eating babies, the medieval West accused Jews and heretics of eating babies, in medieval literature pagans eat babies, the Revolutionary French peasantry accused the French nobility of eating babies. The crusaders did eat their horses (which in Britain at least is only one step up from eating babies) and during the first crusade one group of warriors (the 'Tafurs') were accused of eating babies…. The Tafurs were recorded to have resorted to cannibalism at the siege of Ma'arra; this was reported by Raymond of Aguilers, but not by other chroniclers of the First Crusade (France, Victory, p. 315 and note 49). It is tempting to deduce that they were accused of this crime because they were poor warriors, even peasants, despised and feared by the more noble warriors who regarded them of being capable of any depravity. In other words, the accusation reflects fear and distrust between classes, rather than what actually happened. Society for the Study of the Crusades http://freespace.virgin.net/nigel.nicholson/SSCLE/Crusade%20Faqs/f-babies.html

(3) Raymond d'Agiles (Or AGUILERS.) (Раймонд Агильский, Раймунд Ажильский) - A chronicler and canon of Puy-en-Velay, France, toward the close of the eleventh century. He accompanied the Count of Toulouse on the First Crusade (1096-99), as chaplain to Adhemar, Bishop of Puy, legate of Pope Urban II. With Pons de Balazuc he undertook to write a history of the expedition, but, Pons having been killed, he was obliged to carry on the undertaking alone. At a sortie of the crusaders during the siege of Antioch (28 June, 1098) Agiles went before the column, bearing in his hands the Sacred Lance. He took part in the entry into Jerusalem, accompanied the Count of Toulouse on his pilgrimage to the Jordan, and was at the battle of Ascalon. After this he is lost sight of. His "Historia Francorum qui ceperunt Hierusalem" (P.L., CLV, 591-668) is the account of an eyewitness of most of the events of the First Crusade. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company http://www.newadvent.org/cathen/01210b.htm

(4) Перну Р. Крестоносцы. Перевод с французского: Карачинский А. Ю. и к.и.н. Малинин Ю. П. / Научный ред. к.и.н. Малинин Ю. П. — СПб.: «Евразия», 2001. — 320 с. ISBN 5-8071-0072-7 /// Pernoud R. Les hommes de la croisade. — J. Tallandier. — 340 p.

(5) "When the Emir of Antioch protested about the cannibalism of the Tafurs, the princes could only admit apologetically: 'All of us together cannot tame King Tafur'." (N. Cohen, In Search of the Millennium, pp. 66-7.)

(6) One chronicler dryly says there is nothing surprising in the matter, and wonders that they sometimes ate dogs in preference to Saracens. Charles Mills, History of the Crusades, vol. i., pp. 173, 227.

(7) Medieval Sourcebook: Gesta Francorum Circa 1100-1101, an anonymous writer connected with Bohemund of Antioch wrote the Gesta francorum et aliorum Hierosolymytanorum (The Deeds of the Franks) This text was used by the later writers as a source. http://www.fordham.edu/halsall/source/gesta-cde.html
The Gesta Francorum and other medieval chronicles describe how starving Europeans ate dead Saracens in the absence of any other sustenance during the First Crusade. http://www.britarch.ac.uk/ba/ba65/letters.shtml

(8) Albertus Aquensis (Альберт Ахенский) - A chronicler of the First Crusade. His "Chronicon Hierosolymitanum de bello sacro", in twelve books, from 1095 to 1121, printed in Bongars (Gesta Dei per Francos, I, 184-381), is also found in the fourth volume of the "Recueil des historiens des croisades". It is now usually accepted that he was a canon of Aachen (Aix-la-Chapelle), though Wattenbach asserts (Deutsch. Gesch. II, 179) that it is yet doubtfulwhether the earlier locating of him at the church of Aix-en-Provence be not correct. His narrative is written with little order and less critical skill, his chronology in inexact, and his topographical references are often greatly disfigured. But the work is to be looked on as the outpouring of adeeply religious and poetic heart, which saw in the contemporary Christian knighthood the salvation of the civilization of Christendom. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company

(9) Chronist Albert Aquensis Am 15 Juli 1099 wurde ... der Feinde wateten", Am 11.12.1098 wurden bei der Eroberung der Stadt Marra (Maraat an-numan) wieder Tausende umgebracht. Wegen der darauf einsetzenden Hungersnot wurden "die schon stinkenden Leichen der Feinde vom Christenvolke verzehrt", berichtete der christliche Chronist Albert Aquensis. [WW36]

(10) Заборов М.А. Историография крестовых походов. М., 1971, КРЕСТОНОСЦЫ НА ВОСТОКЕ

(11) "They consumed, with heedless prodigality, their stores of water and provision: their numbers exhausted the inland country: the sea was remote, the Greeks were unfriendly, and the Christians of every sect fled before the voracious and cruel rapine of their brethren. In the dire necessity of famine, they sometimes roasted and devoured the flesh of their infant or adult captives. Among the Turks and Saracens, the idolaters of Europe were rendered more odious by the name and reputation of Cannibals; the spies, who introduced themselves into the kitchen of Bohemond, were shown several human bodies turning on the spit: and the artful Norman encouraged a report, which increased at the same time the abhorrence and the terror of the infidels." The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/chap58.htm

(12) "This cannibal hunger, sometimes real, more frequently an artifice or a lie, may be found in Anna Comnena, (Alexias, l. x. p. 288,) Guibert, (p. 546,) Radulph. Cadom., (c. 97.) The stratagem is related by the author of the Gesta Francorum, the monk Robert Baldric, and Raymond des Agiles, in the siege and famine of Antioch.] " The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/nt580/079.htm

(13) Schaff, Philip (1819-1893) Schaff, Philip, History of the Christian Church, (Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, Inc.) 1997. The material has been carefully compared and corrected according to the Eerdmans reproduction of the 1907 edition by Charles Scribner's sons, with emendations by The Electronic Bible Society, Dallas, TX, 1998. History of the christian church http://www.ccel.org/s/schaff/history/ Chapter vii. the crusades http://www.ccel.org/s/schaff/history/5_ch07.htm

(14) "The Poetry of the Crusades is represented chiefly by Raoul De Caen in Gestes de Tancrede; Torquato Tasso, the Homer of the Crusades, in La Jerusalemme liberata; Walter Scott: Tales of the Crusades, Talisman, Quentin Durward, etc. The older literature is given in full by Michaud; Bibliographie des Croisades, 2 vols. Paris, 1822, which form vols. VI., VII, of his Histoire des Croisades." Schaff, Philip, History of the Christian Church

(15) Radulphus Cadomensis (Raoul [dit] de Caen) (Рауль Канский) - ученый историк; род. около 1080 г. Приняв в 1096 г. участие в крестовом походе, он примкнул к знаменитому Танкреду и написал историю этого похода под заглавием "Gestes de Tancr e de", так как главной ее целью является прославление этого героя и его подвигов. Написанное на месте действий, на глазах участников и очевидцев, оно отличается достоверностью и дает подробности, которых нет в других источниках. Издано Мартеном (Mart e ne, "Anecdota", т. III), Муратори и Гизо (Guizot, "M emoires relatifs a l'histoire de France"). Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/085/85939.htm

(16) "In Maarra our troops boiled pagan adults in cooking pots; they impaled children on spits and devoured them grilled." (Radulph of Caen) The Frankish chronicler Radulph of Caen http://www.crusades.org/chronology.htm

Тафуры

(17) "Peter the Hermit became their spiritual leader and saint; they moreover elected a military commander whom they called Tafur, the Turkish for King of the Beggars; and laid down certain rules; for instance, no one was to be tolerated among them who possessed any money; he must either quit their honorable community, or hand over his property to the King of the Beggars for the common fund. The princes and knights did not venture into their camp except in large bodies and well armed; and the Turks said of the Tafurs, that at they liked nothing so well to eat as the roasted flesh of their enemies." Von Sybel, History and Literature of the Crusades, p. 31, 32.

(18) "This same bishop from Calabria was a friend of one Arnaulf, a very minor ecclesiastic who, with the help of the bishop, was later elected the first Latin patriarch of Jerusalem! "A strange group survived from the earlier 'people's crusades' called TAFURS, who earned a certain notoriety when some of their numbers were accused of cannibalism by the emir of Antioch. Of this group there was an inner 'college' presided over by a King Tafur. The contemporary chronicles present King Tafur as a man whom even the crusade princes approached with humility, even reverence. It was this King Tafur who is said to have performed the coronation of Godfroi de Bouillon. Moreover, King Tafur was said to be associated with Peter the Hermit. Could it be possible that this inner group, and the King, were the representatives from Calabria? The name TAFUR could, with one letter change, be an anagram for ARTUS, a ritual name...." "the princes ... while admitting the effectiveness of the Tafurs in battle clearly regarded them with misgiving and embarrassment. Yet, if one turns to a vernacular epic written from the standpoint of the poor one finds the Tafurs portrayed as a Holy People and 'worth far more than the Knights.'" by Norman Cohn. The Pursuit of the Millenium.

(19) According to Guibert of Nogent, one of the few literate crusaders, these foot soldiers "marched barefoot, bearing no arms, and had no money at all. Entirely filthy in nakedness and want, they lived on the roots of plants". But they also developed a taste for human flesh, revelling in their reputations as man-eaters. "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating," wrote Guibert. The crusaders resorted to cannibalism several times on their three-year trek to Jerusalem. At the siege of Ma'arra, near Antioch in Syria, another chronicler, Fulcher of Chartres, described how "our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there". Eventually, now numbering just one third of their original strength, 10,000 foot soldiers and 1,000 knights arrived at Jerusalem, on June 7, 1099. Their first assaults were a fiasco as they had no means of scaling the walls, and were driven to a frenzy as defending Muslims spat down on their crosses. On July 15 they finally breached the wall and, in a 36-hour orgy of destruction, every man, woman and child in the city was massacred. "Our squires and footmen split open the bellies of those they had just slain in order to extract from the intestines the gold coins the Saracens had gulped down into their loathsome throats while alive," wrote Fulcher. "Our men ran through the city, not sparing anyone, even those who begged for mercy." http://portal.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news
/2001/09/18/wmid318.xml&sSheet=/news/2001/09/18/ixhome.html

(20) Гвиберт Ножанский (Guibert of Nogent) - хронист, аббат, теолог, участник похода, автор "Monodiae" ("Vita sua"): "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating".

(21) Fulk (or Fulcher) of (de) Chartres. (Fulсherii Сarnotensis) Фулькерий Шартрский (Фульхерий Шартрский) - французский священник и хронист, автор "Иерусалимской истории" (Historia Hierosolymitana / Gesta Francorum Hierusalem peregrinantium), сопровождавший отряд герцога Роберта Нормандского, а затем в качестве капеллана графа Балдуина Бульонского (Балдуина 1, короля Иерусалима) во время штурма Эдессы: "Our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there, which they chewed and devoured though it had been insufficiently cooked".

(p1) August C. Krey, The First Crusade: The Accounts of Eye-Witnesses and Participants, Pinceton & London, 1921, s. 261

(p2) Radulphi Cadomensis. Gesta Tancredi. - Recueil des historiens des croisades. Historiens Occidentaux, t. III, Paris, 1866, p. 694, 697. (пер. М. А. Заборова) Текст воспроизведен по изданию: История крестовых походов в документах и материалах. М. 1975


© Absentis 2004

 
Оглавление раздела "Проявления духа времени"  
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at june 2003