Идея обращения иноверцев в хрониках Первого крестового похода

 

Примечания:

1 Описание этого эпизода см. в следующих хрониках Gesta Francorum et aliorum Hierosolymi tanorum / Ed. R. Hill L , 1962 P 66, Petn Tudebodi Histona Hieorosolymitano itinere / Ed. J.H. Hill LL, Hill P. 1977 P.108-109, Le "Liber" de Raymond d'Aguilers/Ed. J.H. Hill.LL, Hill P. 1969 P.79, Fulcheni Camotensis Histona Hierosolymitana / Ed. H. Hagenmeyer Heidelberg, 1913 P.247 La Chanson d'Antioche P, 1848 Vol.2 P.170-171

2 Le "Liber" de Raymond d'Aguilers P.70-80

3 Munro D.C. The speech of Urban II at Clermont, 1095 // American historical review 1905 Vol XI

4 Mayer H.E. Latins, Muslims and Greeks in the Latin kingdom of Jerusalem / History 1978 Vol 63 N208

5 Kedar В.Z. The Franks in the Levant, 11-th to 14 th с L , 1993

6 Cutler A. The first crusade and the idea of "conversion" // The Muslim world 1968 Vol LVIII N 1,2

7 См. Noth A. Heiliger Kricg und Heiliger Kampf in Islam und Chnstentum Bonn, 1966

8 La Chanson d'Antioche P , 1848, Vol 1, 2, La Conquete de Jerusalem / Ed С. Hippeau P , 1869

9 Cook R. "Chanson d'Antioche", "chanson de geste" Le cycle de croisade est il epique? Amsterdam, 1980

10 О рыцарских "жестах" первого цикла крестовых походов см. Trotter D.A. Medieval French literature and the crusades (1100-1300) Geneve, 1988, Les epopees de la croisade (I colloque inter national. Treves, 1984) Publ par К H Bender avec la collab de H Kleber Stuttgart, 1987 См также. Михайлов А.Д. Французский героический эпос (вопросы поэтики и стилистики) М, 1995.

11 Так, уже "Песнь Тщедушных" (1149) представляет собой фантастический рассказ об экзотических приключениях рыцарей - мусульманских пленников, которые чудом освобождаются из плена и встречаются со своими друзьями, чтобы всем вместе участвовать в осаде Иерусалима. См. Les Chetrfs / Ed by Geoffrey М. Meyers Alabama, 1981
В "Иерусалимских продолжениях рассказывается о добровольном крещении мусульманского эмира Кербоги, который начинает сражаться на стороне христиан против своего сюзерена и т.д. См. The Jerusalem continua tions Pan I La Chretientf Corbaran / Ed by P Gnilo Alabama, 1984, Pan II La Pnse d'Acre La Mort Godefroi et La Chanson des Rois Baudoum /Ed by P Gnllo Alabama, 1987. Тем не менее даже в фантастическом и преображенном виде исторические эпизоды очень часто попадают в героические песни Особенно разительны совпадения, подчас текстуальные, между "Антиохииской песней" и хроникой Анонима "Gesta Francorum". К сожалению, здесь нет возможности развивать этот увлекательный сюжет

12 О связи между исторической и литературной традицией уже говорилось в работах Ж Фраппье См Frappier J. Reflexions sur les rapports des chasons de geste et de 1'histoire // Zeitschnft fur romanische Philologie 1957 Bd 73 При этом французский литературовед отмечал не только движение от легенды к истории, но и обратное - от истории к легенде, от исторического произведения к эпическому Особый интерес представляет не столько факт прямого влияния героических песен на хроники, сколько тот культурный механизм, который сделал возможным такое влияние Речь идет, видимо, об особом способе постижения действительности, при котором грань между действительной историей и литературной фикцией не осознавалась столь четко Отсюда присутствие неявного вымысла в хрониках (подобные наблюдения см Гуревич А Я История и сага М , 1972)

13 Еще французский византинист Луи Брейе, один из издателей хроники Анонима, отмечал, что, отраженный в "Gesta Francorum" образ мусульман "легендарен и условен" См Histoire anonyme de la Premiere croisade / Ed L Brehier P, 1924 P VI.

14 Подобные наблюдения по старофранцузской литературе см Bancourt P Les musuimans dans les chansons de geste du cycle du Roi Aix-en-Provence, 1985 Vol 1-2, Darnel N An interpretation of the chansons de geste Edinburgh, 1984, Meredith-Jones С The conventional Saracens of the chansons de geste // Speculum 1942 Vol XVII, N 2

15 Первые три песни - "Антиохийская", "Завоевание Иерусалима" и "Песнь Тщедушных" - датируются соответственно 1100, 1135 и 1149 гг Цикл песен о Рыцаре с Лебедем (La Naissance du Clevalier au Cygne /Ed by E Mickel, Jan A Nelson Alabama, 1977, Le Chevalier au Cygne et la fin d'Elias/Ed by Jan A Nelson Alabama, 1985, Les enfances Godefroi / Ed byEJ Mickel Alabama, 19°1) датируются периодом между 1190 и 1220 гг

16 Подробнее о датировке и рукописной традиции хроник см работу Р Хиштанда Hiestand R 11 cronista medievale e il suo pubblico Alcune osservazioni in margme alia stonografia delle crociate // Annali della facolta di lettere e filosofia dell'Universita di Napoli 1984 Vol XXVII

17 Парис датировал "Песнь о Роланде", как и "Коронование Людовика" концом XI в См Pans G. Histoire poetique de Charlemagne P , 1929. Лишь Буассонад высказывал взгляд, согласно которому "Песнь о Роланге" была создана после Первого крестового похода, но его точку зрения не поддержали См Boissonnade P De nouveau sur la Chanson de Roland P 1929

18 В "Песни о Роланде" описание эпизода, в котором мусульманский эмир Балиган получает письма от окруженного христианскими войсками короля Марсилия, просящего о помощи, весьма сходно с описанием реального события из хроники Тудебода, рассказывающего о том, как потерпевший под Антиохией поражение мусульманский правитель Яги-Шиан просит по мощи у ата^ека Мосула Кербоги См Ross GA The Baligant episode in the "Chanson de Roland" and the "Histona" of Peter Tudebode//Olifant / A publ of the Societe Roncesvals 1988 Vol 13, N 3, 4 Подобные интерполяции достаточно характерны для хроник и песен

19 Petn Tudebodi Historid de Hierosolymitano itinere / Ed J Hill, L Hill P , 1977 P 108-109, Gesta Francorum P 66, Le "Liber" de Raimund d'Aguielers P 79 В этом пассаже отражено типичное для средневековья представление, согласно которому мусульмане рассматриваются как вероотступники См Norman D. Islam and the West the making of an image Edinburgh, 1960 P 83-84

20 Baldnci episcopi Dolensis Histona Hierosolymitana // Recueil des histonens des croisades Histonens Occidentaux T IV P 73 (далее - RHC)

21 Fulchenus Camotensis Histona Hierosolymitana / Ed H Hagenmeyer Heidelberg, 1913, Lib .cap XXI P 247

22 Baldnci Dolensis P 73 В этом "изысканно вежливом" обмене репликами примечательно то, что мусульмане определяют христианство так, как и свою очередь христиане определяли ислам

23 Petn Tudebodi Histona Р 108-109 "Vultis namque scire quod vobis dicemus" Revenimmi ergo quan-tocius et dicite vestns senionbus quod si per omma cupirent effici Turci

24 Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография К вопросу о месте классика жанра в истории жанра М, 1973 С 95

25 См. La Chanson de Roland / Ed G Moignet Pans, Bruxelles, Montreal, 1969 P. 38-39, V 190-191

26 Ibid P 252-253 V 3597-3599

27 LeCouronnementdeLouis/Ed E Langlois P.I 920 P 855-859

28 Ibid P 806-809

29 Petn Tudebodi Histona P 79-80

30 La Chanson de Roland P 55 V 433-434 3' Gesta Francorum IX, XXVIII "Sin autem, sciant se per omma capitalem subire sentenciam, aut deducti in vmculis Corrozanem in capnvitate perpetua servirent ", Chanson de Roland V. 433-434

31 Se cet accorde ne vulez otner, Pns e liez serez par potested

32 Чтобы не перегружать текст примерами многочисленных аналогий, приведем лишь ссылки на соответствующие пассажи См Fierabras/Ed A Kroeber.G Servois P 1860 Р 1317-1318, Petn Tudebodi Histona P 79-80

33 Le Couronnement de Louis, XX-XXX

34 В странных описаниях хронистами идолов Мухаммада, якобы находившихся в мусульманских мечетях, также можно видеть следование определенной, существующей в старофранцузском эпосе, литературной традиции См Лучицкая С.И. Араб глазами франка конфессиональный аспект восприятия мусульманской культуры//Одиссей, 1993 М.1994 С 26

35 Chanson d'Antioche Vol. II P.170-171 Один из самых дотошных исследователей "Антиохий ской песни" Л Самберг не случайно ставил под сомнение реальность самого эпизода и правди вость сообщений о нем как автора песни, так и хронистов Первого крестового похода См SumbergLA La Chanson d'Antioche Etude histonque et litteraire P, 1968 P 291-292

36 См. Petn Tudebodi Histona P 35

37 См., например Radulphi Cadomensis Gesta Tancredi in expeditione Hierosolymitana // RHC P , 1866 T III P 636

38 Kantorowici E H Laudes Regiae a study in liturgical acclamations and medieval ruler worship Berkley Los Angeles, 1946, Cowdrey H EJ The Anglo-Norman Laudes regiae // Viator, Medieval and Renaissance Berkley, Los Angeles, London, 1981 P 37-79

39 Так, Фульхерий Шартрский говорит о мученичестве крестоносцев, страдающих из-за любви к Христу "О quot milia martyrum in пае expeditione beata morte fimennt'" (Fulcheni Camotensis Histona Hierosolymitana / Ed H Hagenmeyer Heidelberg 1913 P 117)

40 Г Каудри выделяет в хрониках четыре мотива, связанных с тематикой мученичества См Cowdrey H EJ Martyrdom and the first crusade // Crusade and settlement Papers read at the First con ference for the study of the crusades and the Latin East / Hd P W Edbury Cardiff, 1985

41 См. об этом BrayJ The Mahommetan and idolatry//Studies in church history 1984 Vol 21

42 Petn Tudebodi Histona P 79-80, Chanson d'Antioche Vol 1 P 261-275

43 "Et sic martynzati fuerunt omnes isti" (Petn Tudebodi Histona P 80)

44 Beati Rabani Maun Martyrologium//Patrologiae cursus completus Senes latma Vol CX Col 1138 (далее - PL)

45 "LeMartytologed'Usuard/TexteetcommentaireparJ Dubois Bruxelles, 1965 P 206,233 "Perignem passionis martynum consummaverunt"

46 Егоров Д.Н. Славяно-германские отношения в средние века Т. 1 Колонизация Мекленбурга М, 1915 С 165

47 “"Ramalde, vis honeste nobiscum vivere?" - Ramaldus respondit "Quomodo vobiscum honeste vivere sine peccato potuero?” (Petn Tudebodi Histona P 79)

48 "De martyno captivorum nobilium et ignobilium" (Galteni Cancelani Bella Antiochena / Ed H Hagenmeyer Innsbruck, 1986 P 126

49 Ibid

50 См об этом литургическом обряде Wegman НА! Liturge in der Geschichte des Chnstentums Regensburg, 1994, Russell J The Early Chnstian Tradition L, 1981 P 102, Kelly НА The Struggle against Satan in the liturgies of baptism and Easter // Chronica 1979 24, Spring

51 " Tune Ramaldus projecit se in orationibus, junctis manibus, contra onentem, humilitei Deum rogans ' (Petn Tudebodi Histona P 80 См так же Wegman НА I Op cit S 126)

52 Это хорошо показано в работе П Сенака, базирующейся как на литературной, так и на иконо графической традиции См Senac P L'lmage е l'autre L'Occident medieval face a 1'islam P.1983

53 Robert! Monachi Histona Hierosolymitana//RHC P, 1866 T III Lib IV Cap XVI

54 Petn Tudebodi Histona P 83, Guiberti Novigentis Lib VII Cap XVII История Фируза отраже на и в песнях первого цикла крестовых походов В "Рыцаре с Лебедем" речь идет о некоем жи теле Антиохий по имени Адриен, который вошел в доверие к мусульманскому эмиру, а затем предал его В "Антиохийской песни" этого героя зовут Дациен См Chanson d'Antioche T 1 Р 192, Le Chevalier au Cygne et Godefroi de Bouillon / Ed Baron de Reiffenberg Bruxelles, 1846 T II Col 6675-6680

55 Примеры таких внезапных обращений, известные из житий святых, см. Wemstew D. Bell R.H. Saints in society The two worlds of Western Chnstendom 100-1700 Chicago, 1982 P 17 48-52 О подобном же случае рассказано в хронике Роберта Монаха, где речь идет о некоем мусульманине, который обратился в христианство "по собственному побуждению" (Robert Monachi Histona Lib IX Cap XVIII)

56 В житии св. Мартина говорится о том, как еретики внезапно обращаются в христианство - чудеса убеждают их в истинности веры святого (Sulpicn Seven De Vita bean Martini // Sources chretiennes T 133 Lb I Cap 40)

57 La Chanson d'Aspremont. Chanson de geste du XII s / Ed L Brandm P, 1919 Vol. 2 P 426, 8597-8600, 9392-9395 См также Михайлов АД Указ соч С 320

58 Так в старофранцузском эпосе именуется языческий государь и предводитель армии либо нехристианский народ Очевидно, от араб аль-гулам - "мальчик", "слуга"

59 Robert Monachi Histona // RHC T III Lib V Cap VII

60 WErdmannC Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens Darmstadt, 1935 S 3

61 Weitzmann К Icon painting in the Crusader kingdom // Dumbarton Oaks Papers 1966 N.20 P.51-83

62 Alberti Aquensis Histona Hierosolymitana //RHC P, 1879 T IV Lib III Cap LXV P 386

63 Ibid Lib VI Cap XLIII

64 См., например Kedar В. Crusade and mission European approach towards the Muslims Pnnceton, 1985 P 73

65 De laude novae militiae. III, 4 // S Bernardi opera / Ed J Leclercq, H M Rochais Rome, 1963 Vol 3 P 217 "Nuncautemmeliusestutoccidantur,quamcerterelinquaturvirgapeccatorum super sortem lustorum "

66 Chanson de Roland P 3670-3671

67 Roberti Monachi Histona Lib VII Cap XXII

68 Рукопись сочинения Гильома Тирского хранится в OP ГПБ (Ms fr fol v IV 5, t 1-2) Миниатюры см fol 27r, Збг Автор считает приятным долгом поблагодарить М.Г. Логутову за оказанную при работе с рукописями помощь

69 Впервые обративший внимание на миниатюры этой рукописи немецкий искусствовед Г Бухталь лишь отметил их сравнительно невысокую художественную ценность, не пытаясь достаточно глубоко проникнуть в их содержание См Buchlal H Miniature panting in the Latin kingdom of Jerusalem Oxford, 1957 Более детальный анализ миниатюр в контексте истории искусства государства крестоносцев предпринял Я Фольда См. его капитальный труд Folda J Crusader manusenpt illumination at Saint Jean d'Acre, 1275-1291 Pnnceton, 1976 P 27-42

70 На протяжении XII-XIV вв наблюдается постепенный переход от идеи крестового похода к идее миссии, что находит отражение и в иконографии См Hunt L.A. "Excommunicata generatione" Chnstian imagery of mission and conversion of the Muslim Other between the first crusade and the early fourteenth century//Al-Masaq Studia Arabo Islamica Mediterranea 1995 Vol 8 P.79-153

71 Constable J., Kntzeck J. Peter the Venerable and the Islam Pnnceton, 1969

72 Petn Tudebodi Histona P 113

73 Alberti Aquensis Histona Lib III Cap XI

74 Ibid Lib II Cap XXVI " sed hoc potius timore suspectae mortis, quam aliquo catholicae fidei amore "

75 Ibid Lib VI Cap V P 469

76 Gesta Tancredi // RHC T III Cap XLIII "Quosdam de populo Raimundi, sive coactos Esune dira, captosve cupidme falso, Chnsto posthabito, Mahummet Jura colentes Turcatos "

77 Roberti Monachi Histona Hierosolymitana Lib VII Cap IX

78 Alberti Aquensis Histona " vehementer ira motus est apprehensus viros qumque decollan Jussit Sextum autem quia sectam Turcorum ampuit, vitae reservan praecepit

79 См Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы М, 1979

80 См Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике Вып. 1 // Учен зап. Тартуского гос ун-та Вып.160

81 Kedar В.Z. Op cit P.62-64

 
Оглавление раздела "Проявления духа времени"  
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at june 2003