Примечания:                                                              Вернуться к тексту

1. Lettres de Gerbert / Ed. J.Havet. P., 1889. Nr. 74, 128.

[2] Культ Адельгейд имел локальное значение, не выходя за пределы Верхнего Рейна и Эльзаса. Даже канонизация, точная дата которой не известна (конец XI в.), не способствовала его распространению. – Paulhart H. Zur Heiligsprechung der Kaiserin Adelheid // Mitteilungen des Instituts für österreichische Geschichtsforschung (MIÖG), Bd.64, 1956. S.65 ff.; Görich K. Otto III. öffnet das Karlsgrab in Aachen. Überlegungen zu Heiligenverehrung, Heiligsprechung und Traditionsbildung // Herrschaftsrepresentation im ottonischen Sachsen. Sigmaringen, 1998. S.381 ff. [3] Hier. ep. 112, 3: "epitaphium autem proprie scribitur mortuorum".

[4] "Анналист Саксонец" в своей хронике прямо называет Одилона автором этого произведения, правда, употребляя для его обозначения термин "Vita". Annalista Saxo // MGH SS VI. P.637: "Hic vitam Adelheidhis imperatricis descripsit".

[5] Arbusow L. Colores rhetorici. Eine Auswahl rhetorischer Figuren und Gemeinplätze. Göttingen, 1948. S.91 ff.

[6] Simon G. Untersuchungen zur Topik der Widmungsbriefe mittelalterlicher Geschichtsschreiber bis zum Ende des 12. Jahrhundеrts // Archiv für Diplomatik, Bd.4, 1958. S.52 ff.; Bd.5/6, 1959/60. S.73 ff.

[7] Сопоставительный анализ проведен в работе: Paulhart H. Widmungsbrief und Vorrede des Epitaphium Adelheids // MIÖG, Bd.68, 1960. S.244 ff.

[8] См. гл.7. На наш взгляд, в этом проявился не столько конфликт поколений, сколько различие мировоззрений и жизненных позиций.

[9] Die Lebensbeschreibung der Kaiserin Adelheid von Abt Odilo von Cluny (Odilonis Cluniacensis abbatis Epitaphium domine Adelheide auguste) / Bearb. von Herbert Paulhart. Graz/Köln, 1962.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Андрей, аббат расположенного западнее Павии монастыря Сан–Сальваторе. Письмо Одилона Андрею предпослано основному тексту "Эпитафии" в части дошедших до нас ее рукописей, что и воспроизведено в издании, использованном нами для перевода.

[2] Одилон, в 994-1048 гг. аббат Клюни, бенедиктинского монастыря, учрежденного в 910 г. См.: Borgolte M. Die Mittelalterliche Kirche. München, 1992. S. 19 ff.; Tellenbach G. The Church in Western Europe from the Tenth to the Early Twelfth Century. Cambridge, 1993. P. 79
sq.

[3] В Средние века считали, что именно там место язычнику Цицерону, хотя при этом и восхищались его даром красноречия.

[4] Перечисленные знатные римлянки воплощали под руководством Иеронима идеал аскетической жизни; им он адресовал несколько сочинений и многочисленные письма. См.: Penna A. San Girolamo. Torino, 1949.

[5] Она родилась предположительно (точная дата не известна) в 931 г. Ее родителями были король Бургундии Рудольф II и Берта, дочь герцога Швабского Бурхарда.

[6] Бракосочетание состоялось в Павии в 947 г.; Лотарь – король Италии в 947-950 гг., Гуго – в 926-947 гг.

[7] Эмма, дочь Адельгейд от брака с Лотарем, вышла замуж за короля Франции Лотаря I (945-986); их сын – Людовик V, король Франции в 986-987 гг., умер 21 мая 987 г.

[8] 22 ноября 950 г.

[9] 1 Тим. 5, 6.

[10] Одилон, видимо, цитируя по памяти, не точно передал слова Писания: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12, 6).

[11] В заточении в крепости Гарда Адельгейд пробыла ровно четыре месяца, с 20 апреля по 20 августа 951 г.

[12] Ф.П.Виммер полагал, что это была болотистая местность близ Мантуи (Wimmer F.P. Kaiserin Adelheid, Gemahlin Ottos des Großen. Regensburg, 1889. S. 19 Anm. 1), однако в таком случае не понятно, откуда на болоте взялся рыбак, о котором далее говорится. Скорее всего, речь идет о болотистых, поросших камышом берегах озера Гарда, где и стояла одноименная крепость.

[13] Вооруженный отряд епископа Реджо Адальхарда, сопроводивший Адельгейд в Каноссу. См.: Köpke R., Dümmler E. Kaiser Otto der Große. Leipzig, 1876. S. 196 Anm. 2–3.

[14] Имеется в виду присяга на верность, принесенная итальянскими магнатами после вступления Оттона I в Павию в сентябре 951 г. (Köpke R., Dümmler E. Op. cit. S. 196 Anm. 4). Адельгейд вместе Оттоном I была помазана и коронована в качестве императрицы 2 февраля 962 г. в Риме.

[15] Прит. 31, 20-23, 25-29.

[16] Одилон намекает на собственное присутствие в окружении Адельгейд.

[17] Книга Нием. 12.

[18] Оттон I скончался 7 мая 973 г. в Мемлебене.

[19] См.: Рим. 12, 19: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию".

[20] Конрад – сын короля Бургундии Рудольфа II (937-993); Матильда – дочь короля Франции Людовика IV и Герберги, сестры императора Оттона I.

[21] Их примирение, благодаря посредничеству короля Бургундии Конрада и аббата Клюнийского Майоля, состоялось в декабре 980 г. в Павии, куда Оттон II прибыл 5 декабря. См.: Hlawitschka E. Kaiser Otto II. (973-983) // Mittelalterliche Herrscher in Lebensbildern / Hrsg. von K.R.Schnith. Graz, 1990. S. 144 ff.

[22] Оттон II умер 7 декабря 983 г. в Риме. Его преемником стал сын Оттон III, рожденный в 980 г. от византийской царевны Феофано, которая сделала немало полезного для Германии, как в политике, так и в области культуры. И все же, несмотря на это, ее многие не любили, что отчетливо проявилось и в отношении к ней Одилона, выраженном в "Эпитафии". См.: Fried J. Kaiserin Theophanu und das Reich // Köln. Stadt und Bistum in Kirche und Reich des Mittelalters / Hrsg. von
H.Vollrath, S.Weinfurter. Köln, 1993. S. 139 ff.; Leyser K. Theophanu Divina Gratia Imperatrix Augusta // Idem. Communications and power in Medieval Europe: The Carolingian and Ottonian centuries. London, 1994. P. 143 sq.

[23] Иоанн Филагат, ставший благодаря Феофано сначала аббатом Нонантулы, а затем архиепископом Пьяченцы.

[24] Феофано умерла 15 июня 991 г. в Нимвегене.

[25] Императорская коронация Оттона III состоялась 21 мая 996 г. в Риме. См.: Althof G. Otto III. Darmstadt, 1996. S. 79 ff.

[26] Пс. 128, 1.

[27] Рим. 8, 18.

[28] 2 Тим. 2, 12.

[29] Неточное цитирование 2 Кор. 1, 7.

[30] Рим. 12, 19.

[31] Сейчас Пайерн, кантон Ваадт, Швейцария; монастырь св. Марии учрежден около 957 г.

[32] Монастырь Сан-Сальваторе, учрежденный в 972 г.

[33] Матильда, сестра Оттона II, абатисса Кведлинбургская. См.: Fleckenstein J. Pfalz und Stift Quedlinburg. Göttingen, 1992, passim.

[34] Церковь посвящена св. Петру. Примечательно, что ее освящение состоялось 18 ноября 996 г. – в тот самый день, когда в Риме празднуется освящение базилики Петра и Павла.

[35] Точнее, за три года: Адельгейд умерла в декабре 999 г.

[36] Ср.: Лук. 16, 9.

[37] Ср.: 1 Кор. 3, 11.

[38] Иов 29, 13.

[39] Рудольф III, король Бургундии в 993-1032 гг. О феодальных распрях того времени см.: Althoff G. Spielregeln der Politik im Mittelalter: Kommunikation in Frieden und Fehde. Darmstadt, 1997. S.117 ff.

[40] Ср.: Матф. 14, 13-21.

[41] Пс. 141, 2.

[42] Пс. 118, 53.

[43] 2 Кор. 11, 29.

[44] Ср.: 1 Тим. 1, 17: "Царю же веков нетленному..."

[45] Смысл пророчества заключался в том, что, по Одилону, Адельгейд предвидела безвременную кончину своего внука Оттона III, наступившую в Италии 24 января 1002 г.

[46] Церковь и монастырь Сен-Виктор.

[47] Кафедральный собор Нотр-Дам в Лозанне.

[48] О происхождении архиепископа Бурхарда II Лионского (973-1033) и епископов Гуго II Женевского (990-1025) и Генриха I Лозаннского (985-1019) см.: Poupardin R. Le royaume de Bourgogne. Paris, 1907. P. 118 sq.

[49] Орб, кантон Ваадт, Швейцария.

[50] В монастыре Св. Мартина в Туре случился сильный пожар в 997 г.

[51] Так в оригинале, хотя вместо местоимения "mei" должно быть "sui", поскольку посланец передает слова Адельгейд.

[52] Святой Мартин Турский (316/317-397) в период службы в гвардии Константина Великого разделил, будучи в Амьене, свой плащ с нищим. Таким образом, Адельгейд, жертвуя часть плаща своего сына Оттона II, уподобляет его упомянутому святому. О почитании святых и реликвий см.: Angenendt A. Heilige und Reliquien: die Geschichte ihres Kultes vom frühen Christentum bis zur Gegenwart. München, 1994.

[53] "Некий монах" – сам Одилон, бывший в ближайшем окружении Адельгейд.

[54] Лук. 23, 42.

[55] Зельц, (см. Прим. 32).

[56] Образное противопоставление жизни активной (Vita activa) и созерцательной (Vita contemplativa) на примерах из Ветхого и Нового Завета. См.: Быт. 29, 6 и сл. и Лук. 10, 38 и сл.

[57] Рим. 7, 24.

[58] Рим. 7, 25.

[59] 7 декабря, день смерти Оттона II в 983 г.

[60] Ср. Быт. 18, 2.

[61] Виллигису, архиепископу Майнцскому в 975-1011 гг., эрцканцлеру Империи, в свое время осуществлявшему вместе с Адельгейд опеку над малолетним Оттоном III. См.: Герье В. Виллигиз, архиепископ Манцский 975-1011. М., 1869. С. 11 и сл.; Böhmer H. Willigis von Mainz. Leipzig, 1895. S. 39 ff.

[62] Ср.: Рим. 12, 15; Исх. 15, 20; Пс. 150, 4.

[63] Пс. 83, 11.

[64] Фил. 1, 23.

  Вернуться к тексту

 
Оглавление раздела "Проявления духа времени"  
 
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at june 2003