История похода императора Фридриха.
Третий Крестовый поход. Гибель императора Фридриха Барбаросса,
1190 г.

Barbarossa. From the Welf Chronicle

Владея Иерусалимом, Саладин со своей армией ушёл с полей сражений, оставив всех защитников Святой Земли в Тире, единственном крупном оплоте латинян на Востоке. В любом случае, армия завоевателей не смогла бы оставаться там долгое время, и, казалось маловероятно, чтобы Тир или его гарнизон могли чем-то помешать новому властителю Святой Земли. Саладин вполне мог позволить себе отложить захват Тира на более удобное время.
Новости о неудачах в Святой Земле быстро распространились на Западе. Стало очевидно, что планы Западного христианского мира по удержанию за собой святых мест в Палестине провалились, и только героические усилия могли спасти положение. 29 октября 1187 года римский Папа Григорий VIII призвал к новому крестовому походу ещё перед тем, как до него дошли новости о захвате Саладином Иерусалима. Римский Папа также предписал всем верующим полностью воздерживаться от мяса по пятницам в течение пяти лет во искупление грехов, которые привели к недавним поражениям на Востоке.
Ещё до того, как на Западе в полной мере узнали о поражении, стали предпринимать попытки призвать трёх величайших монархов Европы для осуществления великого похода в Палестину. Между германским императором, Фридрихом I Барбароссой, французским королём, Филиппом II Августом, и английским королём, Генрихом II, было заключено соглашение. Организация совместного похода этих монархов была сопряжена с большими трудностями. Барбаросса — уже пожилой человек — значительную часть своего правления провёл в противостоянии с папством. Филипп Август был не в восторге от этого предприятия, кроме того, он почти всё время воевал с английским королём Генрихом. Надеяться на то, что на Восток отправится кто-то из королей — французский или английский, — оставив в Европе своего соперника, не приходилось. Или они отправятся оба, или — никто, и этим двум людям нелегко будет договориться о совместных действиях.
В январе 1188 года французский и английский короли встретились около Жизора (1) для обсуждения положения. После долгих переговоров было заключено соглашение, по которому монархи со своими армиями вместе прибывают на Святую Землю. Правда мир между королевствами установился не сразу. Менее чем через год между ними снова началась война, затем, в июле 1189 года, в то время как противостояние всё ещё продолжалось, английский король Генрих II, умер. С приходом к власти его сына, Ричарда, перспективы похода значительно улучшились. Между английским и французским монархами произошла ещё одна встреча, на которой были достигнуты новые соглашения относительно крестового похода.
Между тем Барбаросса уже подготовил свою часть экспедиции, и в мае 1189 года немецкая армия двинулась в крестовый поход. У Барбароссы было огромное, хорошо вооружённое и дисциплинированное войско. Немецкая армия намеревалась пройти к Святой Земле сухопутным путём через Балканы и Малую Азию. Не считая некоторых стычек у Константинополя, немецкая армия прошла через Балканы с минимальными трудностями. В Малой Азии на немцев время от времени нападали турецкими воины, но генеральное сражение там было только одно, около Коньи 17 мая 1190 года. Люди Барбароссы вышли из него победителями, и армия императора прошла от Коньи через хребет Тавр на равнины Селевкии (2). Затем у них начались суровые испытания.

Июня 10 дня (3) передовой отряд разбил лагерь на равнинах Селевкии. А перед этим всей армии Святого Креста — богатым и бедным, больным и тем, кто выглядел здоровыми, — пришлось шагать под палящим солнцем и обжигающим летним зноем по изнурительной дороге, которая петляла по скалистым склонам, где бывают только горные козлы и птицы. Император, который делил со всеми опасности, хотел как-то спастись от необычно сильной жары и избежать подъёма на вершину горы. Поэтому он попытался переплыть очень быструю реку Каликадм (4). Однако, мудрец сказал, «не удерживай течения реки» (5) Несмотря на свою мудрость в других делах, император по глупости решил померяться силой с течением и напором реки. Невзирая на то, что все пытались остановить его, он вошёл в воду и погрузился в бурлящий поток. Тот, кто часто избегал серьёзных опасностей, бесславно погиб. Поясним же тайный промысел Бога, «которого ни один человек не посмеет спросить, почему же Ты сделал так?», когда он обрекает на смерть такого человека или же очень много людей. Император был настоящим рыцарем Христа и воином его армии. Он ушёл от нас во время осуществления достойной миссии по возвращению земли Бога и его Креста, поэтому, даже при таком его внезапном уходе от нас, мы полагаем, что он, без всякого сомнения, обрёл спасение. Поэтому, когда другие дворяне поспешили к нему, пытаясь помочь — хотя и было уже слишком поздно, — они вытащили его из воды и вынесли на берег.
Страшное горе охватило всех из-за его смерти. Оно было так велико, что некоторые, оказавшись между надеждой на спасение и страхом, были готовы закончить свой жизненный путь вместе с ним. Другие же отчаялись и, думая, что Бог уже не заботится о них, отказались от христианской веры, став язычниками среди варваров.
Скорбь и безграничное горе — ибо такой князь не заслужил смерти — вошли в сердце каждого, так, что теперь все глубоко переживали, повторяя слова пророка: «Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! От сего-то и изнывает сердце наше» (6) Предводителем армии Христовой был выбран и утверждён наиболее известный князь, бывший правой рукой своего отца, герцог Швабский (7). Он поднял тело своего отца и перенёс его в город Тарсус в Киликии, где внутренности императора с почётом были преданы земле.
Там армия разделилась. Одни отправились в Триполи, которым владели христиане. Другие, последовали за герцогом Швабским и двинулись к Антиохии (8). 17 июня они прибыли в Порт святого Симеона (9), а 19 июня — в Антиохию, куда для встречи с господином императором прибыли посланцы господина Льва Горного (10). Они ещё ничего не слышали о смерти императора, и когда узнали об этом, были потрясены сильнее других. В Антиохии императору, как полагается, устроили королевские похороны. После траурной церемонии, останки его тела похоронили в соборе Святого Петра, предстоятеля апостолов.

Примечания переводчика:

1 Жизор — небольшой город во Франции между Парижем и Руаном.
2 Имеется в виду Селевкия Каменистая в Киликии — ныне Силифке на юге Турции.
3 1190 года.
4 Каликадм — ныне Гёксу, река на юге Турции в устье которой находится город Силифке.
5 Премудрость Соломона, 4:30.
6 Плач Иеремии, 5:16–17.
7 Фридрих VI Швабский (1167–1191), который вскоре погиб в битве под Акко.
8 Антиохия — ныне Антакья на юге Турции.
9 Порт святого Симеона — ныне Самандаг, город на юге Турции в устье реки Оронт.
10 Имеется в виду Левон II — правитель горного армянского царства Киликия в 1187–1219 гг.

© Перевод с английского Алексея Кулакова

март 2008 г.

Выражаю признательность Алексею Кулакову
за любезное предоставление перевода порталу "Монсальват"
© Все права защищены.
Права на публикацию данного материала любезно предоставлены автором. Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается без согласия автора, Алексея Кулакова.
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003