Нам неизвестно, каким путем Загуйе из Ласты пришли к власти; также мало сведений и о времени господства этой династии. Существует несколько разных преданий о приходе к власти Загуйе; одно из них мы уже пересказали. Согласно другому, у последнего правителя Аксума, Дыль-Нэада, была дочь Мэсобэ-Уорк, которую отец скрывал от мира, боясь, что сбудется предсказание, пророчившее ему лишение власти его будущим внуком. Но вот один зависимый от Дыль-Нэада военачальник полюбил Мэсобэ-Уорк, похитил ее, и оба они бежали в Ласту. Дыль-Нэад выступил против них с войском, однако военачальник победил в битве своего прежнего владыку, убил его и воцарился на троне. Звали его Тэкле-Хайманот, и был он основоположником династии Загуйе.
Другая легенда рассказывает, что Дыль-Нэад бросил свою дочь в море, когда услышал предсказание, что через нее лишится власти. Ее спас и воспитал Тэкле-Хайманот, а когда она выросла, то женился на ней. Случилось так, что царь, усомнившись в верности Тэкле-Хайманота, выступил против него, но во время битвы погиб, а Тэкле-Хайманот занял его трон и основал династию Загуйе.
В этом собрании легенд заслуживает упоминания. еще одна, которая утверждает, что первый правитель династии Загуйе был по происхождению из Бугыны (в Ласте), т. е. из той самой местности, из которой происходил муж кровавой Юдит, очарованный ее красотой Сэломон (в христианстве называвшийся Зэра-Яыкоб). Как было в действительности, нам не известно. С полной уверенностью можно только утверждать, что правители из династии Загуйе продолжали считать христианство своей опорой как во внутренней, так и во внешней политике. Несколько царей этой династии, согласно списку, воссозданному историками на основании преданий и позднейших записей, имели титул «кыддус» — «святой». Не скупился, видимо, на дары духовенству один из самых знаменитых правителей этой династии (рубеж XII— XIII вв.), зачисленный в разряд отечественных святых — Лалибэла (Лалыбэла). О его чудесном детстве и благочестивой молодости в «Синаксаре» записано так:
«Это день поминовения целомудренного и благословенного, посвященного в тайну небес Лалибэлы — царя Эфиопии. С самого рождения родители воспитывали его в богобоязни. А когда он вырос, то царь — его старший брат — услышал предсказание, что Лалибэла овладеет троном и царством. Обуял царя гнев, и потребовал он к себе брата. Прибыл Лалибэла и стал перед царем, который стал его обвинять, а затем приказал сечь с 9 часов утра до 3 часов дня. После чего снова вызвал к себе брата, а когда тот стал перед ним, то изумились царь и его солдаты, не видя никаких следов наказания. Ибо охранял его ангел господень. «Прости меня, брат, за то, что я сделал с тобой»,— сказал Лалибэле царь, и тогда воцарились мир и согласие между братьями».
Далее житие указывает, что Лалибэла, когда занял трон, богато одарил бедных и нуждающихся, а в честь бога построил 10 храмов, не похожих один на другой.
И действительно, Лалибэла прославился постройкой знаменитых монолитных храмов Эфиопии; вырубленные в скале, храмы в те времена, когда они воздвигались, были, несомненно, чудом архитектурной техники. Этот церковный ансамбль находится в городе, носящем имя легендарного царя (3). Другие правители династии Загуйе также возводили храмы и постройки светского характера, но лишь храмам Лалибэлы суждено было простоять века и сохранить до настоящего времени все свое великолепие. Храмы Лалибэлы относятся к известным «чудесам света». Их строили в гористой местности. Сначала освобождали скалу от покрывавшей ее земли, потом вырубали наружные стены и наконец делали интерьер таким образом, что даже алтари вытесывались из того же скального блока. Ансамбль состоит из двенадцати храмов, и среди них самый большой и великолепный — храм Мэдхане-Алем — храм Спасителя (размером 33,5 м на 23,5 м). Именно в этом храме находится камень, на котором, по преданию, сам Христос благословил Лалибэлу, и здесь якобы похоронен архитектор всего ансамбля, зодчий по имени Сиди-Мэскэль. Предполагается, что этот храм строился последним и завершал великие творения Лалибэлы и его зодчего (4).
Архитектура и декор храмов Лалибэлы свидетельствуют о бесспорном продолжении аксумского стиля. Итак, новое государство, хоть и отодвинутое от Аксума на юг, управлявшееся представителями другой, не аксумской, народности, стало наследником традиций первоначального государства, и, следовательно, период господства ластенской династии Загуйе можно признать историческим продолжением прежней аксумской государственности и культуры.
Мы располагаем самыми отрывочными сведениями также и о внешней политике Загуйе. Известно, что Загуйе установили и поддерживали связи с Египтом и Иерусалимом; это событие оказало влияние на последующее развитие литературы и культуры Эфиопии. Представителям этой династии, и прежде всего Лалибэле, приписывают политику шантажа в отношении окружающих мусульманских стран, в основе которой была угроза отвести воды Нила строительством плотины и этим ввергнуть в нужду Судан и Египет 5. Эта политика, возможно, позволила христианскому государству сосуществовать с исламизированными странами, которые все более тесно подступали к юго-восточным границам тогдашней Эфиопии. Власть Загуйе распространялась, вероятно, только на гористый округ Ласта (современная провинция Уолло). Север все еще был в руках беджа, на побережье утвердился ислам, в XIII в. проникший уже и в юго-восточные районы современного Шоа.

***

Лалибэла был последним могущественным царем династии Загуйе. После него на троне утвердился, вероятно, его племянник по имени Нэакуто-Леаб. К тому времени значительно усилились конфликты внутри самой династии Загуйе, которые, очевидно, были одной из причин ее падения. Так, сын Лалибэлы Йитбарэк претендовал на трон, занятый его двоюродным братом Нэакуто-Леабом.

Примечания:

3 Город Лалибэла находится в области Ласта, населенной народами камир и камта (из группы агау), а также амхара и галла. — Прим. Ред.

4 См.: Кауфман С. А. Зодчество и скульптура древней Эфиопии. — В кн. Искусство народов Африки. Отв. ред. Коростовцев М. А. М., 1975, стр. 58—78. — Прим. ред.

Глава "Загуйе — династия «узурпаторов». Церкви Лалибэлы — забытое чудо света"
из книги А. Бартницкого и И. Мантель-Heчко "История Эфиопии
Перевод с польского К. В. Большаковой, Н. М. Рукиной и М. Н. Черных
Издательство «Прогресс» 1976

Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003