В современных европейских языках слово «эгида» обозначает понятия «защита», «покровительство».
В древнегреческих мифах мы встречаемся с этим словом, когда читаем об Афине Воительнице, чьим непременным атрибутом была эгида. Один из эпитетов Зевса – «Эгидодержавный» - говорит о том, что он тоже был обладателем «наводящей ужас» эгиды, которую не в силах одолеть даже молния.
Эгида представляет собой круглый щит из выделанной козьей шкуры, натянутой на раму. Само же название «эгида» уходит корнями в далекие века и приводит нас в древнюю страну Ливия, раскинувшуюся на Африканском материке к западу от Египта, откуда это слово и попало в Элладу.
Эгидой в Ливии называлась украшенные бахромой передники из выделанной козьей шкуры. Они были обычным элементом костюма ливийских девушек и надевались поверх одежды. В Ливии эгида считалась символом целомудрия, и есть указания на то, что если мужчина снимал без согласия владелицы ее эгиду (передник из козьей шкуры), то ему за это грозила смерть.
Геродот пишет, что: «Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок... Даже и само название указывает на то, что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения. Ведь ливиянки носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные мареной. Из этого-то слова «эга» эллины и взяли [название] эгиды». «Эга» в дословном переводе с древнегреческого означает «коза».
Согласно мифам эгида Афины была сделана из шкуры убитого ею крылатого козлоподобного гиганта Палланта, а «бахромистый эгид» Зевса - из шкуры вскормившей его козы Амалфеи.
Щиты Афины и Зевса, называемые «эгида» были сделаны именно из козьей шкуры, тогда как обычный щит назывался «аспис» или «аспида». Слова эти имеют также значение «змея». С этим связан интересный факт: эгиду Афины Воительницы украшала голова Горгоны Медузы, взгляд которой превращал человека в камень, а вместо волос у нее на голове были живые змеи. И, основываясь на информации из античных первоисточников, можно предположить, что слово «аспис» стало обозначать «щит» после того, как Афина прикрепила к своей «эгиде» голову Медузы и, таким образом первая дала повод к тому, чтобы на щиты стали прикреплять амулеты и наносить защитные изображения, в том числе и изображения змей.
Эгидой также назывались и шейные украшения, напоминающие большой воротник, которым приписывались защитные функции.
Таким образом, слово «эгида», изначально обозначавшее передник из козьей шкуры, в дальнейшем стало символизировать понятия целомудрия, воинской доблести и покровительства.

 

Галина Росси
искусствовед

 
 

Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание, а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.

 
 
 

Вы можете прочитать как Афина победила Горону Медузу
Рождение и деяния Афины (выдержки из книги Р.Грейвса "Мифы древней Греции")

Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003