© Галина Росси

Наиболее древнее письменное свидетельство о заселении острова традиционно связывается с библейскими преданиями о Киттиме, упомянутыми в книге Бытия. А именно: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. Сыны Иавана; Елиса, Фарсис, Киттим и Додаим. От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт. 10: 1-5).
Мнение древних писателей, что в число этих «островов народов в землях их» совершенно определенно входил и Кипр, было настолько прочным и общераспространенным, что, спустя много столетий, после написания книги Бытия иудейский историк и военачальник Иосиф Флавий (1 век н.э.) в знаменитом труде «Иудейские древности» пишет о Кипре-Киттиме так: «У сыновей Ноя были потомки, в честь которых лица, завладевавшие какою-либо страною, называли ее население», и далее «Хетим, наконец, завладел островом Хетимою (он теперь именуется Кипром), отчего все острова и большинство прибрежных пространств называются евреями Хетим. Доказательством верности моего сообщения служит один из городов на острове Кипре; этот город до сих пор сохранил название Китиона, как именуют его те, кто переделал его имя на греческий лад, причем, таким образом, имя его не особенно сильно отличается от слова «Хетим».
Объективности ради, следует отметить, что археологические раскопки, открыли древнейшие поселения людей, датируемые шестым тысячелетием, то есть, более чем за три тысячи лет до рождения Киттима.
Современная историография полагает, что, первоначально, название Киттим прилагалось ко всем приморским странам и островам Средиземного моря, и лишь позднее стало обозначать именно остров Кипр. В пророческих книгах Ветхого Завета - Иеремии, Иезекииля, Исайи, Даниила – достаточно много упоминаний о земле Китийской или островах Хиттимских. Причем, некоторые пророчества связаны с войнами и разрушениями, отступлением от веры. Интересно отметить, что в словаре библейских названий имя Киттим переводится как «ломка, разрушение».
Уже сам факт глубинного вплетения Кипра-Киттима в библейскую историю красноречиво свидетельствует о том, что цивилизация этого острова являлась важным звеном общего историко-культурного процесса, развивавшегося в Средиземноморье. Влияние кипрской цивилизации распространялось достаточно далеко, иногда даже за пределы средиземноморского региона. Например, древнюю керамику, с характерными узорами, присущими кипрской культуре того времени, в идентификации которой у современных ученых практически не возникает сомнений, находили, и продолжают находить в местах древнейших поселений Малой Азии, Месопотамии, Палестины, Африки и других регионах. О значимости кипрской цивилизации того времени свидетельствует и вторжение около 2650 года до н.э. царя Шумера и Аккада Саргона I. Обратим внимание, что Саргон лично возглавлял военную экспедицию, что уже само по себе является достаточным свидетельством важности этого предприятия, так как обычный захват мирных территорий он мог поручить кому-либо из своих военачальников. Об этой таинственной и могущественной цивилизации Кипра той эпохи известно крайне мало – намеки, смутные упоминания, трудно поддающиеся толкованию находки. На сегодняшний день эта до-ахейская и до-финикийская цивилизация – одна большая загадка, о которой ученым даже трудно спорить – настолько о ней мало известно.
То немногое, что дошло до нас от этой древнейшей культуры – в особенности предметы их культа и магических ритуалов – производит странное впечатление совершенно другого, по сравнению с нашим, восприятия окружающего мира древними жителями Кипра.
С достаточной долей уверенности можно предполагать лишь то, что Кипр той эпохи населял самобытный народ, с высокоразвитой культурой и мощной, по меркам того времени, цивилизацией. Народ воинственный, предприимчивый, внушавший уважение и страх соседям. Народ, который затем исчезнет, практически не оставив следов, под натиском череды волн миграций, переселений и захватов.

Галина Росси, искусствовед
ноябрь, 2004 г.

Цитаты из Библии

Иер 2:10 Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что- нибудь подобное сему?
переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.
Иез 27:6 из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских;
Ис 23:1 Пророчество о Тире. - Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской.
Чис. 24:24 придут корабли от Киттима и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!
Дан 11:30
ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета.

© Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание,
а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.

Старые карты Кипра

УВЕЛИЧИТЬ УВЕЛИЧИТЬ УВЕЛИЧИТЬ
Parent directory        Content         Portfolio         E-mail
"Kittim" - проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at February 2004