Описанная
в предыдущей главе древнейшая неолитическая культура кипрского протогорода
Хирокития достойна того, чтобы внимательно взглянуть на нее не только
с точки зрения найденных там археологических артефактов. Намного более
интересно попытаться хотя бы приблизительно понять систему взглядов этих
людей на окружающий их мир, идеи, пронизывающие их странную, загадочную
культуру, и то, что сейчас принято называть «духовной жизнью».
Долгое время считалось, что глубинная человеческая сущность неизменна.
Люди с их характерами, страстями, желаниями, нуждами остаются всегда такими,
как мы их знаем, а история – это лишь смена событий, нравов и быта… На
самом же деле, изменение общества – это прежде всего изменения психологии
людей.
При исследовании истории человеческого общества, в поле зрения ученых,
в основном, оказывается лишь очень узкий сектор – каменные, глиняные,
костяные изделии древнего человека, остатки жилища; при этом совершенно
игнорируется природная среда, а возможные концепции духовной, религиозной,
культурной жизни древних сообществ так, по сей день и не выстроены в законченную
систему.
Тем более интересным представляется взглянуть на некоторые аспекты этих
загадочных культур глазами оккультных и эзотерических мыслителей, которые,
возможно, не всегда сильны в вопросах археологических спецификаций и датировок,
однако обладают исключительно тонким и отточенным пониманием эволюции
духовных и религиозных концепций человечества. В качестве отправной точки
можно выбрать факт, с которым и научно-критическая и эзотерическая и мысль
находятся в полном согласии: известной нам эпохе господства религиозных
культов, начиная от древнейших, предшествовала намного более длительная
эпоха практической, можно даже сказать, утилитарной в своей прагматичности,
магии. Отдаленные отголоски этого явления дошли даже до нашего времени,
в виде так называемых шаманских или магических практик, сохранившихся
у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев
Америки.
Несмотря на разнообразие в местных деталях, все эти практики с древнейших
доисторических времен были пронизаны единой фундаментальной концепцией
– наш мир всего лишь часть намного большего мира, в котором обитает множество
живых, обладающих осознанием существ. В этом мире могут обитать и люди
при определенных условиях, причем обитать не в смысле отчлененной от тела
души в той или иной форме загробного инобытия, а полноценно и практически
продолжать свою жизнь человеческого индивидуума, безгранично расширившего
рамки своей вселенной. Именно эта, очень прагматическая концепция кроется
за «наивными» фразами шаманизма о «духовных силах предков», пронизывающих
наш объективно-реальный мир. Именно концепция продолжающего свою жизнь
в качественно ином состоянии индивидуума, активно взаимодействующего и
воздействующего на своих собратьев-людей, прежде всего на своих ближних
и потомков, в этом мире, в своем роде «охраняющего» путь перехода в новое
бытие для живущих пока здесь, и позволяет взглянуть под новым углом зрения
на загадочные неолитические культуры.
Ведь действительно, сам собой напрашивается очевидный вопрос: почему люди,
жившие в древнейшем неолитическом поселении Кипра - Хирокитии, поступали
со своими умершими таким странным образом? Почему они не хоронили их на
особых кладбищах, как принято, последние несколько тысяч лет, у большой
части человечества, или почему они не кремировали их, как принято с древнейших
времен у другой, большой части человечества. Иначе говоря, почему, вместо
максимальной и окончательной изоляции умерших, ставшей самоочевидной нормой
у всего человечества последние несколько тысяч лет, эти люди, наоборот,
держали своих умерших как можно ближе к себе, к своим семьям, к своим
домашним очагам – хоронили их под полом своих жилищ, как-будто выделяли
им особые «спальные помещения» для вечного сна в родном доме. Если учесть,
что умершие уже с очень давних пор вызывают у своих живых собратьев, пусть
подсознательное, но сильнейшее желание изолировать их как можно надежнее,
неизбежно приходишь к выводу, что глубинные основы человеческой психики
в эпоху неолита были иными. Объяснением такой необычной для нас традиции
может служить древнейшая, и практически забытая в наше время концепция,
сводящаяся к тому, что известный людям мир, с его предметами, растениями
и животными – лишь одна из граней безграничного и реального истинного
мира. Другой его гранью являются совершенно невообразимые для людей, но,
не становящийся от этого менее реальными, вселенные, в которых обитают
существа, не просто наделенные сознанием, но и способные к взаимодействию
с людьми.
Для мировоззрения шаманизма характерно представление о том, что Вселенная
состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только так называемые духи
(под духами, в данном случае понимаются очень конкретные живые существа,
наделенные осознанием и энергией, но не имеющие материальной оболочки);
Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения; а также
Нижнего, куда уходят души умерших. Шаманы всегда имеют духов-помощников
и духов-покровителей, к которым они обращаются во время определенных ритуальных
действий, называемых камлание. Духи-помощники могут выступать в образе
зверей, рыб или птиц (отсюда позднейшие тотемные покровители племен, отголоски
о которых, почти угасшие, дошли даже до наших дней в виде особых зверей
и птиц, изображенных на гербах древнейших правящих фамилий), а духи-покровители
это, как правило, духи умерших предков шамана.
Основным смыслом магии или шаманизма является налаживание прямого и активного
взаимодействия между мирами духов и привычным всем нам реально-объективным
бытием.
И результат этого взаимодействия может, при определенных условиях, быть
более чем замечательным. Ибо эти невероятные существа-духи или, как называли
их древние маги, «обитатели уровней тьмы» (название это отнюдь не подразумевает
отрицательной окраски, присущей нашей постхристианской эпохе) способны,
при определенных условиях, обеспечить энергетическому телу человека, его
осознанию, его индивидуальности, необозримо длительное существование в
их мире. Причем существование активное и полноценное – энергетические
ресурсы человека, перешедшего в их мир, пусть даже и без физического тела,
возрастали неизмеримо, как неизмеримо возрастала возможность влияния на
осознание своих собратьев в этом мире. Но, апофеозом этой сложнейшей конструкции
практической магии была идея создания «моста» между двумя мирами. Создать
такой мост можно только одним способом – взаимодействием двух различных
типов осознания – человеческого и «обитателей уровней тьмы». На практике
создание такого моста производилось по технологии особого типа захоронения
избранных людей, с определенными способностями, в местах, с выходом специфической
энергетики Земли. Делалось это путем построения специальных камер, как
правило, круглых в плане (именно так выглядят дома хирокитийцев), где
создающий мост человек замуровывался наглухо, на десятилетия, а, иногда,
и на столетия. Но это отнюдь не означало, что данный человек умирал. Эзотерическая
мысль утверждает, что, пользуясь определенными приемами, эти люди входили
в особое состояние, позволявшее им устанавливать прямой контакт с «обитателями
уровней тьмы», и перемещаться в своем энергетическом теле в их мир, оставаясь
там сколь угодно долго. Физическое тело такого путешественника, при этом,
не претерпевало никакого ущерба, находясь десятки, или даже сотни лет,
в коматозно-летаргическом состоянии. Энергетическая связь таких путешественников
с существами другого мира создавала особую силовую конфигурацию, пользуясь
которой, и другие члены племени, при определенных условиях, могли переместиться
в этот иной мир.
Разумеется, все эти путешествия в мир иной отнюдь не отменяли трезвого
и реалистичного взгляда людей той эпохи на смерть, как таковую. Сам факт
отсутствия религиозных и культовых доктрин и институтов в ту доисторическую
эпоху, красноречиво свидетельствует, о том, что люди неолитической поры
однозначно понимали смерть как окончательный распад и дезинтеграцию. Ибо
любая религиозная и культовая доктрина не может существовать без опоры
на надежду, что смерть – это не конец, и что-то там еще есть после нее.
При раскопках Хирокитии, в захоронениях были найдены две разновидности
предметов, назначение которых и по сей день неизвестно. Это небольшие
каменные фишки куполообразной формы с награвированным орнаментом, и плоская
резная галька. Общее мнение специалистов, разбирающихся в эзотерическом
аспекте данного вопроса, сводится к тому, что это были так называемые
«предметы силы», то есть, вещи, несущие на себе особый энергетический
заряд иных миров и, таким образом, могущие служить для выполнения определенных
магических действий.
|