Голова царя-жреца


© Галина Росси

Так на Кипре появляется военачальник Кинир (Кинирас). Согласно «Мифологической библиотеке» Аполлодора, Кинир вел свою родословную от одной из правящих сирийских династий, о чем автор пишет так: «От Герсы и Гермеса родился Кефал, которого похитила влюбившаяся в него Эос. Сойдясь с ним в Сирии, она родила Тифона, сыном которого был Фаэтон. Сыном Фаэтона был Астиной, а его сыном Сандок, который отправился в Киликию из Сирии и основал там город Келендерис. Женившись на Фарнаке, дочери Мегассара, царя Гирии, он породил Кинира» который, став могучим правителем «... с большим числом людей переселился на остров Кипр... женился там на Мефарме, дочери кипрского царя Пигмалиона…».
Пользуясь тем, что Мефарма была верховной жрицей Афродиты, Кинир довольно быстро занял лидирующее положение в социально-религиозной иерархии, получив статус кипрского царя-жреца Афродиты, учредив потомственное в своем роду жречество в Пафосском храме, наследуемое по мужской линии, о чем упоминает в своей «Истории» Тацит: «…жреческие должности начали занимать лишь потомки Кинира.». При храме процветало искусство гаруспиков, которое, по словам Тацита, «… занес на Кипр киликиец Тамир».
Пафосский царский дом сохранял имя Кинирадов вплоть до конца IV века до н.э. Детей у Кинира и Мефармы, согласно дошедшим до нас источникам, было десять; Мирра, Эвна (ставшая супругой первого царя Саламина – Тевкра), Бресия, Лаогора, Орседика, Оксипор, Мигдалион, Лаодика, и трагически погибший возлюбленный Афродиты - Адонис.
Когда началась Троянская война, брат Агамемнона Менелай, а с ним Одиссей и Тафлибий отправились на Кипр, получить законную дань с Кинира, которую тот, по соглашению платил Агамемнону. На этот раз предводитель ахейцев потребовал снарядить для него от Кипра пятьдесят кораблей. Кинир встретил посланников торжественно, а когда они отбывали, передал Агамемнону в подарок великолепный нагрудный доспех, о котором пишет Гомер:

«После вкруг персей герой надевал знаменитые латы,
Кои когда-то Кинирас ему подарил на гостинец:
Ибо до Кипра достигла великая молвь, что ахейцы
Ратью на землю троянскую плыть кораблями решились;
В оные дни подарил он Атриду, царю угождая.
В латах сих десять полос простиралися ворони черной,
Олова белого двадцать, двенадцать блестящего злата;
Сизые змеи по ним воздымалися кверху, до выи,
По три с боков их, подобные радугам, кои Кронион
Зевс утверждает на облаке, в дивное знаменье смертным»
(Гомер "Илиада")

Кроме того, Кинир поклялся, что обязательно даст пятьдесят кораблей. Однако свое обещание царь Кипра выполнил весьма своеобразно. В условленный день к греческим берегам подошел Глиняный кораблик с экипажем (из Кало Хорио Клиру)только один корабль, кормчий которого, по приказу Кинира, спустил на воду сорок девять маленьких глиняных корабликов, на которых сидели кукольные матросы. Это была отнюдь не шутка. Отправляя эти игрушечные кораблики, Кинир, таким образом, налагал на Агамемнона заклятие: по обычаю египтян, прижившемуся на Кипре, терракотовые лодочки всегда клались в могилы царям для путешествия в мир мертвых. В Амафунте, в районе Некрополиса, найдено большое количество терракотовых корабликов, возможно именно такие и были «подарены» Агамемнону.
Надо ли говорить, что Агамемнон был в бешенстве, однако физически отомстить в данный момент был не в состоянии, так как собирал войска на войну с Троей. Он пошел по другому пути – в свою очередь предал смертному заклятию Кинира. Позднее его заклятие исполнилось: Кинир вступил в кровосмесительную связь со своей дочерью, не ведая об этом, а, узнав, погубил себя.
С именем Кинира древняя историческая традиция и современная археология связывают строительство храма Афродиты в Палеопафосе (Древнем Пафосе), о чем упоминает Корнелий Тацит в «Истории»: «…храм поставил Кинир — на том самом месте, куда прибой вынес рожденную морем богиню».(1)
Это был наиболее эффективный метод для расширения зоны своего влияния в средиземноморском регионе, и Кинир избрал его после того, как укрепил свою власть на Кипре. Хотя никаких письменных упоминаний о месте, где происходили мистерии Афродиты, не сохранилось, многие исследователи склоняются к мысли, что, как и в культах других богов, обряды происходили обычно в священных рощах, где воздвигались специальные жертвенники. В одной из таких рощ Пигмалион просил Афродиту оживить Галатею. По преданиям, божество, как правило, само давало определенные знаки, и указывало, где именно надо воздвигнуть храм. Именно этой причиной объясняют то, что многие святилища находились в пустынных, далеких от жилья местах. Таким образом, исходя из дальнейшей всемирной известности кипрского храма Афродиты и его особой роли в культурной традиции античности, уместно предположить, что само место для постройки храма было выбрано отнюдь не случайно.
Согласно единодушному мнению современных археологов и историков, в среде догреческого населения Кипра уже задолго до описываемого периода существовал древнейший, по сути своей оргиастический культ, обтекаемо определяемый современной наукой как культ «богини плодородия». На основе археологических находок считается, что «богине плодородия» начали поклоняться в районе древнего Пафоса до 3 тыс.до н.э., однако о сакральных деталях этих мистерий не сохранилось практически никакой информации
Интересно отметить, что в расшифрованных местных силлабических письменах не содержится упоминаний имени Афродита. На Кипре в эту эпоху она известна под именем «Vanassa», которое современные лингвисты интерпретируют как «госпожа». Общеизвестное имя богини Афродита – не что иное, как один из ее титулов – «Пеннорожденная» («афрос»- по-гречески «пена») и появляется намного позже, в античных текстах греческих авторов 8 века до н.э., в то время как имя Ванасса естественным образом ассоциируется с принятым в латинской традиции именем богини «Venus», которое, судя по всему, является намного более древним, чем греческие аналоги.
Итак, из всего вышесказанного вполне можно сделать вывод, что на месте будущего храма в течение многих веков существовала особая священная роща, связанная с древнейшим, доахейским культом кипрской богини.
Первым этапом строительства храма было создание специальной площадки, называемой теменос, что означает «освященный участок, священное место», и имеет тот же корень, что и слово «темно» - «скреплять жертвоприношением, освящать жертвой». Теменос всегда отделялся оградой (или межой) от мест неосвященных, дабы предохранить священное место от возможного осквернения. По приказу Кинира место, где располагалось святилище Афродиты, имевшее размеры 20х50 метров было обнесено стеной сложенной из больших гладко отесанных каменных блоков и существенно отличалось от традиционного греческого храма. Это было открытое огражденное пространство, где находился жертвенник, не дошедший до наших дней, но который неоднократно пытались реконструировать, опираясь на сохранившиеся находки подобного типа. Вероятнее всего, что алтарь Афродиты, тесно связанный с местом культа был неподвижным (переносные жертвенники встречались в храмах крайне редко), имел четырехугольную форму и стоял на небольшом возвышении в несколько ступеней. Поскольку на алтаре приносились сожжения, то устроен он был под открытым небом, для того, что бы дым мог беспрепятственно подниматься к небу. Впрочем, в культе Афродиты часто упоминаются «безогненные» или «бездымные» жертвы, то есть жертвы не кровавые, которые не предавались сожжению. По словам Тацита «В храме принимают любых жертвенных животных, каких кто принесет, но для заклания выбирают самцов; прорицания считаются самыми верными, если они составлены по внутренностям молодых козлят. Обливать жертвенники кровью запрещается, лишь молитвы и чистое пламя возносятся с алтарей, и, хотя они находятся под открытым небом, не было еще случая, чтобы дождь залил огонь».
Сакральным центром святилища был находившийся под небольшим красивым навесом, темный серо-зеленый конический камень. Павсаний (II век н.э.) упоминает, Конический идол Афродитычто видел камни – не обработанные и обработанные в виде куба, пирамиды или конуса - как культовые символы во многих храмах, где они служили предметом величайшего поклонения. О некоторых из таких камней рассказывали, что они являются аэролитами – то есть были посланы божеством с неба.
Так, в Эмесе центром поклонения богу Солнца был большой черный конусообразный камень (аэролит), олицетворявший Элагабала; в Дельфийском храме Аполлона хранился камень, который, согласно мифу, Рея запеленала вместо родившегося Зевса и подала Крону, пожиравшему всех своих детей. Крон проглотил этот камень, но после того, как был свергнут, изрыгнул его из уст, а победитель Зевс сбросил камень на священное место; в замке Пессинус (Турция) хранился большой метеорит конусообразной формы, олицетворявший «Мать богов».
В эзотерической традиции подобные камни считаются вместилищем жизненной энергии, и фиксированными точками Вселенной, своеобразными центрами, где человек может получить избыточную силу и овладеть с ее помощью самыми невероятными сверхъестественными способностями.
Знаменитый камень Афродиты, служивший центральным символом культа богини, имеет форму трехгранной пирамиды, высотой 1.22 метра. Тацит пишет об этом камне так: «Идол богини не имеет человеческого облика, а напоминает мету на ристалищах — круглый внизу и постепенно сужающийся кверху. Почему он такой — неизвестно».
Сегодня этот камень называют «карадаш», что означает «черный камень», однако, это название появилось, вероятно, позднее эпохи расцвета культа.

(1) Место, где расположен храм, находится на возвышенности, в нескольких километрах от береговой линии

1  2  3  4  5  6  7

Parent directory        Content         Portfolio         E-mail
"Kittim" - проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at February 2004