(411 – 374 гг. до н.э.)

 


© Галина Росси

На мраморной таблице, которую исследователи считают одним из наиболее важных источников греческой хронологии, называемой «Паросский мрамор», указана дата основания города Саламина Тевкром – 1202/01 года до н.э. Проходили столетия. На престоле Саламина сменилась череда правителей, о которых до нас дошли только имена и приблизительные даты правления. Но об одном из царей древнего города - Эвагоре I, захватившем власть и установившем тиранический режим в V-IV веках до н.э. до нас дошло достаточно много сведений, дающих возможность восстановить картину общественной и политической организации, существовавшей на Кипре в то время.
Единого государства в современном понимании этого слова на Кипре в ту эпоху не существовало. Вся территория острова была поделена между автономными городами-государствами (полисами), которые возглавлялись наследственными монархами, обладавшими всей полнотой власти, как политической, так и судебной и жреческой. Правители-василевсы самостоятельно решали все вопросы внешней и внутренней политики подвластных им полисов, заключали договоры с другими государствами; в их собственности находились медные рудники, леса, земли… Постоянные междоусобные войны и вторжения извне также способствовали усилению царской власти и выдвижению военной аристократии.
К 411 году до н.э. Кипр переживал экономический упадок. Царь Дарий I Великий (годы правления 522–486 до н.э.), ввел на острове свою административную систему, поддерживавшую и укреплявшую власть Персии, и включил Кипр в состав пятой сатрапии, куда входили также Финикия и Сирия. Сатрапия должна была выплачивать ежегодную дань 350 талантов. Эти, весьма значительные выплаты в пользу персидской казны, блокирование внешней торговли, составляющей жизненно важную часть экономики острова, и политические эксцессы, выливавшиеся в открытую вражду между греческим и финикийским населением острова, привели к тяжелой кризисной обстановке.
Кипр нужен был герой – и он появился. Героем этим стал Эвагор.
До нас дошло произведение «Эвагор» греческого оратора Исократа (436-338 гг. до н. э.). Это похвальное слово, прославляющее правителя, и написанное уже после его смерти. Упоминания об Эвагоре сохранились также у историков Диодора, (ок. 90-21 до н. э.) и Павсания (II в.).
Авторы утверждают, что Эвагор возводил свою родословную к основателю города Саламина и его царской династии – Тевкру, и дочери правителя Пафоса Кинира. Однако сведений, подтверждающих это не имеется, и более того – не сохранилось никаких упоминаний о том, кто был отец Эвагора, что совершенно не вписывается в традиции той эпохи, и дает основание предполагать, что отцом, или дедом Эвагора был человек, возможно и родовитый, но из достаточно низкого социального слоя, и выпячивать этот факт будущему объединителю Кипра было не совсем удобно. Общепринятая точка зрения современных исследователей сводится к тому, что Эвагор не принадлежал к царской династии, основанной Тевкром, однако, исходя из политической ситуации, ему было необходимо объявить себя законным правителем и династическим потомком, ибо Эвагор планировал переворот и захват власти в Саламине, и вывод его из-под власти Ахеменидов, а для этого ему необходимо было привлечь на свою сторону население города.
Эвагор был изгнан из Саламина еще в молодые годы, и некоторое время жил в Солах, в Киликии. Там он набрал небольшой отряд верных ему людей (Исократ называет цифру 50 человек), высадился ночью вблизи Саламина и начал штурм царского дворца. Надо ли говорить, что силы защитников, несомненно, превосходили силы Эвагора, однако, несмотря на это дворец был взят. Местное население выступало в роли стороннего наблюдателя. Эвагор изгнал из города ставленника персов Абдемона и, как пишет Исократ, «сделал себя тираном города». Знаменательным является то, что после этого Эвагор некоторое время не предпринимал никаких военных действий против персов и продолжал исправно платить им дань; но и персы также его не трогали.
Приняв правление, Эвагор занялся восстановлением пришедшей в упадок экономики и хозяйства в целом. Он значительно расширил территорию Саламина, возвел вокруг него новые стены, построил мощный флот, возобновил и оживил торговлю и производство. Затем, Эвагор пригласил в Саламин из Эллады людей науки и искусства - ученых, музыкантов, артистов, скульпторов, гончаров, ювелиров – которые, беря за основу греческие образцы, создавали новый, оригинальный, характерный для Кипра стиль.
Одним из важных новшеств Эвагора было введение греческого алфавита и эллинского образования для знатной молодежи. Многие киприоты получили возможность ездить в Афины не только по коммерческим делам, или с целью организации торговых обществ, но и для учебы, заключения браков, приобретения земельных участков, а также для участия в афинских празднествах и спортивных состязаниях. Афиняне, в свою очередь, могли подолгу жить на Кипре, приобретать недвижимость и заключать браки.
В годы войны между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции (так называемая Пелопонесская война 431—404 годы до н.э.) Эвагор отправлял в Аттику на кораблях грузы с зерном и медью. И всего лишь через год после прихода к власти, в 410 году до н.э., получил статус почетного гражданина Афин. В 394 году до н.э. Эвагор вновь оказывает помощь Афинской коалиции в борьбе со Спартой (в битве при Книде), отправляя в порт Пирей суда, груженые зерном. За это деяние афиняне установили на Афинском акрополе его статую, рядом с прославленными полководцами Кононом и Тимофеем.


Три рагмента «Афинского почетного декрета», возможно, предоставлявшего Эвагору афинское гражданство
Этими действиями Эвагор заложил прочный фундамент в политических, культурных и экономических связях между Кипром и Элладой, которые в дальнейшем, после его смерти успешно развивались и укреплялись. И, если, во время захвата власти он не нашел себе сторонников среди местного населения, то после реформ приобрел достаточно почитателей не только в Саламине, но и в других царствах Кипра; а Исократ в своей речи называет его «народным вождем».
Верным помощником, правой рукой и, практически соправителем Эвагора был его старший сын Пнитагор.
Около 390 года до н.э., когда велась война между Персией и Спартой (Коринфская война 399 – 387 гг. до н.э.), Эвагор, умело этим воспользовался и, вместе с сыном начал объединение кипрских городов-государств под своей властью, действуя в одних случаях силой, в иных – путем дипломатических переговоров и политического шантажа. Объединение ресурсов острова было жизненно необходимо, так как разрозненные государства не могли противостоять посягательствам извне. Наиболее важным в этой политической игре был захват такого крупного и сильного кипрского царства, как Китион, на трон которого был посажен ставленник Эвагора - Демоник. Однако финикийское население городов Амафуса и Соли отказались подчиняться тирану, и запросили помощи у персидского царя Артаксеркса II, который не замедлил собрать на подготовку войны с непокорным Эвагором большие средства. Эвагор, в свою очередь, заключил военный союз с Афинами и Египтом, и в 390 году до н.э. началась десятилетняя Кипрская война. Победивший Артаксеркс разрушил флот Эвагора и вновь привел Кипр в повиновение. Однако, условия мирного договора были чрезвычайно мягкими, и, по крайней мере, номинальное правление Кипром было сохранено за Эвагором, как полным автономным правителем острова под патронажем Артаксеркса. Если точнее, то Эвагору было предписано, по словам Диодора «как царю повеления царя слушать».
Эвагор пришел к власти путем свержения существующего режима, установил тираническое правление, однако, при этом всячески стремился к тому, чтобы его признали именно царем. Поэтому, как говорилось выше, он не просто возводил свою родословную к первому царю Саламина – Тевкру, но и не пытался изменить суть давно устоявшихся порядков и традиций, сложившихся на Кипре, и правил в духе царственных особ, ему предшествовавших.
ТетроболТетроболСтатер
Монеты времени Эвагора
Эвагор процарствовал более тридцати лет, и созданное под его началом унитарное государство убедительно продемонстрировало преимущества единой политической системы над системой мелких и разрозненных царств. Монархическая форма правления, процветавшая в то время на Кипре, стала основой для создания централизованного государства на острове, а связующим звеном для этого послужила тираническая форма правления.
В 374 го до н.э. Эвагор и его старший сын Пнитагор погибли от рук заговорщиков, и на престол взошел младший сын – Никокл, продолжив династическую линию отца. Потомки Эвагора считались законными правителями, такими же, как и главы других кипрских царств, и древние историки называют их царями и тиранами. В найденных надписях и монетных легендах Эвагор, как и другие кипрские цари, именуется басилеем.

Галина Росси,
искусствовед
июнь 2004
© Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание,
а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.
Parent directory        Content         Portfolio         E-mail
"Kittim" - проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at February 2004