© Галина Росси

Запрет вина - закон, считающийся с тем,
Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить - признак мудрости, а не порок совсем.

Омар Хаям


Производство вина было известно еще в древнейшие времена (6000-4000 лет до н.э.) народам Месопотамии, Персии, Финикии и Египета. Согласно библейскому преданию, вскоре после окончания Всемирного потопа: «...Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина и опьянел...» (Быт.9 ст.20-21).
В античную эпоху особое значение приобрели виноградники на территории Греции и Италии, культивировавшиеся греческими колонистами. Само происхождение слова «вино» согласно некоторым источникам возводится к древнегреческому слову «oinos», которое происходит от имени античного короля Ойноса, сына Орфея и внука Агамемнона. Согласно древнегреческой легенде пастух по имени Эстафилос обнаружил свою пропавшую овцу, поедающую виноградные листья. Пастух собрал с лозы неизвестные ему плоды, и отнес их царю Ойносу. Царь распорядился выжать из плодов сок и сохранить его. Так, через некоторое время из сока получился напиток, который назвали вином.
Кипр считается одной из первых стран, в которых зародилось виноделие. Самые ранние упоминания о виноделии на Кипре (ок.3000 г. до н.э.) находим в «Гимне Кипру» поэта Стасиноса, считавшегося приемным сыном Гомера.
Существует древняя античная легенда об Икариусе – первом из людей, обученном УВЕЛИЧИТЬбогом вина Дионисием, искусству виноделия. Легенду иллюстрируют великолепные древние мозаики в Пафосе, изображающие Дионисия, Икариуса и двух пастухов, надпись над которыми гласит: «Те, кто впервые выпил вино». Сделав вино, Икариус попросил пастухов попробовать его. В результате пастухи опьянели и испугавшись воздействия неизвестного для них напитка убили Икариуса, подумав, что он пытается их отравить.
В средние века виноделие расцветает во Франции, Испании, Португалии. На Кипре в период правления Лузиньянов и администрации венецианцев (1149-1571 гг.) виноделие достигло своей высшей фазы, после чего, в эпоху турецкого правления (1571-1878 гг.) пришло в полный упадок. Только в конце 19 века начались попытки возрождения виноделия на острове.
В наше время к традиционным производителям вина добавились Америка, Южная Африка и Австралия. Вино сегодня производится примерно в пятидесяти странах мира, однако основными производителями являются Италия, Франция и Испания обеспечивающие более 50% всей выпускаемой в мире винопродукции. Общая площадь виноградников во всем мире насчитывает 20 миллионов акров. На Кипре общая площадь виноградников около 30 тысяч гектаров. В странах Европы размещено порядка 47% всех виноградных насаждений мира.

Итак - сосуд закрыт. Пусть минет новый год,
Пускай апрель придет и полпути пройдет, -
Тогда в полночный час раскупори сосуд:
Как солнце яркое, струи вина блеснут.

Рудаки «Вино»


В древних греческих, римских и византийских, источниках имеются сведения о критских, алонийских, аркадских, кипрских, косских, родосских, санторинских, фасосских, книдских, хиосских и многих других винах. Эти вина считались лучшими в античном мире благодаря тому, что делались из сортов винограда, созданных многовековой селекцией. Виноград древних времен характеризовался высоким накоплением сахара в ягодах. Это достигалось особыми приемами агротехники: удаление части листьев, изгибание и перевязывание лоз, несущих грозди, поздний сбор винограда с подвяливанием его на кустах. В поэме греческого поэта Гесиода (8-7 в. до н.э.) «Труды и дни» рекомендуется после сбора винограда, для достижения большей сахаристости, увяливать грозди 10 дней на солнце и 5 дней в тени и только после этого давить. Об этом пишет и Гомер в «Одиссее»:

Там разведен был и сад виноградный богатый, и гроздья
Частью на солнечном месте лежали, сушимые зноем,
Частью ждали, чтоб срезал их с лоз виноградарь, иные
Были давимы в чанах, а другие цвели, иль осыпав
Цвет, созревали и соком янтарным наливались.

Таким способом достигалась высокая сахаристость ягод - 40-50%, при которой брожение проходит медленно, а когда спирта в вине становится 15-16% объёма и вовсе прекращается, поскольку дрожжи в такой среде не могут продолжать свою жизнедеятельность. В вине остается несброженный сахар, и оно получается крепким и очень сладким. В древние времена для сбраживания и хранения вина УВЕЛИЧИТЬУВЕЛИЧИТЬ  (Уго да Карпи. Гравюра, 16 век)использовались специальные толстостенные сосуды из обожженной глины, называемые пифос. Изнутри их обмазывали смесью смолы с пчелиным воском и обкуривали растительным ладаном. Готовый пифос с вином вертикально зарывали в землю. Пифосы были огромного размера. Именно в пифосе, а не в бочке, изобретенной намного позже, жил древнегреческий философ-киник Диоген. В лежавшем горизонтально пифосе он устроил себе жилище, достаточно просторное даже для двух-трех человек. Сохранились античные изображения визита великого завоевателя Александра Македонского к Диогену, когда, спросив философа, что тот хочет получить в дар, услышал в ответ: "Не загораживай мне солнце", где хорошо виден пифос и высунувшийся из него мудрец. Другое упоминание о пифосе можно найти в мифе о Геракле, где царь Эврисфей спрятался в пифос, испугавшись Эриманфского вепря, приведенного к нему во дворец героем.
У греков с давних времен сохранилась пословица: «начиная пифос и кончая, насыщайся, середину же сбереги». Совет этой пословицы сводится к тому, что открывая пифос, не жалеть вина нужно в двух случаях. Когда пифос полон, теснящееся у отверстия вино имеет нежелательное соприкосновение с воздухом. Вино же на дне пифоса находится вблизи пагубного для него винного отстоя.
А вино, находящееся в середине пифоса – лучшее, более крепкое и его нужно
беречь. После одно- или двухлетней УВЕЛИЧИТЬУВЕЛИЧИТЬвыдержки вино переливали в большие, как правило, двуручные кувшины, называемые амфора, снабжали их надписью с указанием происхождения вина и года сбора урожая, затыкали паклей и заливали сверху смолой или воском. Благодаря узкому горлышку амфоры напиток меньше и медленнее окислялся, испарялся и болел. Заостренное дно позволяло лучше накапливать выпавший из вина осадок, удержать прохладу вина и кроме того легко закреплять амфору в песке. Особая удлиненная форма амфоры с округлыми «бедрами» давала возможность без труда сливать вино, лишь слегка склонив ее, при этом почти не потревожив собравшийся на дне осадок. Такие амфоры, вместимостью 20-30 литров вина, называют «транспортировочными», так как в них перевозили вино, укладывая «веером» в трюмах судов. Имелись и «столовые» амфоры - овальный сосуд с двумя ручками. Эти амфоры покрывались изысканной росписью на мифологические сюжеты, в них вино подавалось на пиршества.

Зачем ты водою разбавил вино
Столь старое - крепость утратит оно!
Дал знак Пешутен - не разбавив водой,
Вино виночерпий несет молодой.

Фирдоуси "Шахнаме"


Обычай греков, перешедший затем к римлянам, разбавлять вино водой возник отнюдь не потому, что они хотели уменьшить опьяняющие свойства вина. Зная о древних обычаях обильных возлияний трудно себе представить, что эти люди были слабы на выпивку. Ответ на эту «загадку» кроется в том, что вина того времени сильно отличались по своим свойствам от современных. Они были сладким, ароматизированным и густыми настолько, что их, пожалуй, можно было есть ложкой. Кроме того существовал обычай выпаривать вина – этот способ назывался фурмариум. А в Аркадии – свидетельствует Аристотель (384 - 322 до н.э.) вина выпаривались так долго, что превращались в сироп. Заблуждение о том, что древние вина представляли собой текучую жидкость, подобно современным, укоренилось настолько давно и глубоко, что доже такой знаток вин как А.С.Пушкин написал:

Да будет проклят дерзновенный,
Кто первый грешною рукой,
Нечестьем буйным ослепленный,
О страх!.. смесил вино с водой!

Старые, выдержанные вина очень высоко ценились в античном мире. Петроний пишет о столетнем «Фалернском», а Плиний - о двухсотлетнем вине, по своей консистенции напоминающем мед. Как вы сами понимаете, такое вино было бы трудно пить, не разбавив водой.
В зависимости от густоты вина УВЕЛИЧИТЬУВЕЛИЧИТЬдревние разбавляли его нечетным числом частей воды в двуручном широкогорлом сосуде, называемом кратер. Вначале в кратер наливалось необходимое количество вина, а затем, из специального сосуда, называемого гидрия подливали воду. Гидрии были весьма изящной формы, часто расписные, и имели две горизонтальных и одну вертикальную ручки. Размешав вино с водой в кратере, виночерпии особыми сосудами в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой УВЕЛИЧИТЬчерпали вино во время застолий. Такой черпак называется киаф (он использовался также как мера жидкостей и сыпучих тел - около 0,045 л). Одна из древних легенд повествует о том, как в городе Флиунте, расположенном на востоке Аркадии, жил виночерпий по имени Киаф. Геракл, возвращаясь из сада Гесперид, остановился в этом городе передохнуть. Для него были накрыты столы и поставлено вино. Но Гераклу не понравилось поданное питье, и он одним пальцем ударил виночерпия Киафа, но тем не менее убил его. Геракл весьма сокрушался о содеянном. Позднее, согласно упоминаниям древних историков, Киафу был поставлен памятник в городе Флиунте напротив храма Аполлона.
Некоторые сосуды для черпания и питья вина украшались драгоценным камнем – аметистом. Кристалл аметиста было также принято класть в кратер, где смешивали вино с водой. В переводе с греческого «аметист» означает «не пьяный», и, как считается с глубокой древности, обладает магическими свойствами хранить от опьянения, ограждать от спиртных излишеств и изгонять винные пары. О происхождении аметиста повествует трагическая легенда о прекрасной нимфе Аметист, к которой бог вина Дионис воспылал внезапной страстью. Но нимфа отвергла его, потому что любила музыканта и любимца Аполлона - пастуха Сприкоса. Оскорбленный Дионис собирался заключить нимфу в свои объятия, но та, убегая, призвала на помощь богиню Артемиду, превратившую ее в статую из мерцающего лилового камня. Этот камень был назван по имени нимфы, а в память об отвергнутом боге вина ему была дана сила хранить от пьянства. В античные времена перстни с аметистом носили как талисман, считая что он придает бодрость, храбрость и благоразумие, сохраняет память и отгоняет дурные
мысли. Магические свойства аметиста в наибольшей степени проявляются в феврале и марте. Он активизируется как талисман по субботам, а как амулет - по средам.
УВЕЛИЧИТЬДля разлива вина использовался также сосуд, назваемый ойнохойя. Ойнохоя - это кувшин с носиком весьма оригинальной формы, имеющим не один, а три стока для жидкости. Таким образом процесс наполнения чаш при использовании ойнохойи ускорялся в три раза, что было весьма удобно при обильных возлияниях.

Потекут незабываемые реки,
Водопады нескончаемые вин.
Возвращайтесь, меднопанцырные греки,
Под платаны густотенные Афин!


К.Кожурин


Во времена античности для пития вина употреблялись не рюмки и фужеры, как сегодня, а специальные чаши, называемые килик. Это были керамические или металлические двуручные сосуды в форме открытой плоской чаши на приземистой или высокой ножке. Как и кратер, гидрия и ойнохойя, килики расписывались УВЕЛИЧИТЬсюжетами из древней мифологии, на них делались и надписи, знакомящие нас с символикой, связанной с винопитием в ту эпоху. Иногда эти надписи достаточно остроумны: «Счастливая пагуба!», «Употреби с пользой!» или даже «Чем больше несчастье, тем больше выпьешь, чем больше счастья, тем больше выпьешь!». Один из киликов с надписью, датируемый 550-530 годами до н.э., был найден при раскопках древнего города Марион на Кипре. Известный художник того времени Тлесон, сын Неарха, оставил на нем надпись, которую можно перевести на русский язык так: «Радуйся и пей!». Эту надпись сегодня вы можете увидеть на винных этикетках завода «КЕО», где в английском варианте она звучит как «Be happy and drink well». Другой сосуд, из которого в античные времена пили вино – это УВЕЛИЧИТЬканфар, представляющий собой УВЕЛИЧИТЬдвуручный кубок на высокой ножке. Канфар считался символом Диониса, и многие произведения искусства изображают бога вина, держащего в руках этот кубок. Для питья вина использовался и сосуд в форме чаши с двумя горизонтальными ручками, называемый скифос (или котила). Древние римляне использовали скифос и как меру жидкости (0,27 л).
Кроме обычных чаш, из которых пили все, существовали и специальные глубокие сосуды с одной ручкой, употребляемые исключительно в религиозных обрядах и ритуалах –
ритоны. Они были предназначенны для жертвенных возлияний богам и духам умерших. Ритоны делали в виде рогов животных и украшали изображениями голов животных или людей, сделанными из драгоценных металлов.
В произведениях греческих и римских авторов упоминается более 80 сортов вин.
Многие века ведутся споры о том, из какого региона вино лучше. Самыми известными винами Древней Греции называют «Аргосское» и «Хиосское»; славой пользовались также «Косское» вино, подаваемое перед трапезой для возбуждения аппетита ( по нашему апперитив). О «Фасосском» вине Эпиликус писал: «Какая бы тоска ни глодала мне сердце, стоит мне выпить этого вина, как я возрождаюсь к жизни». А знаменитый философ античности Аристотель считал что «Лесбосское» вино, сладкое и деликатное, лучше чем более знаменитое вино – «Родосское». У Гомера в «Илиаде» находится упоминание о том, как владыка острова Лемнос прислал ахейскому ополчению под Трою «корабли, нагруженные винами Лемна». И ахейцы стали выменивать у лемноссцев присланные ими «тысячу мер вина»:

Прочие мужи ахейские меною вино покупали:
Те за звенящую медь, за седое железо меняли,
Те за воловьи кожи или за волов круторогих,
Те за своих полоненных.

В «Одиссее» Гомер упоминает о «Прамнийском» вине, поданном волшебницей Цирцеей Одиссею и его спутникам

Смесь из сыра и меду с ячменной мукой и прамнийским
Светлым вином подала им, подсыпав волшебного зелья
В чашу, чтоб память у них об отчизне пропала...

«Лучшим из лучших» называл вино, производимое на острове Наксос, греческий поэт Архилох. Но многие греческие правители отдавали предпочтение винам острова Крит, жители которого выращивали виноград задолго до того, как виноградарство появилось на материковой Греции.
Из азиатских вин знаменитыми считались «Вифинское», и особенно «Мареотис» - любимое вино царицы Клеопатры.


Галина Росси, искусствовед

март-апрель 2002

© Права на статью принадлежат автору Галине Росси.
Статья может быть скопирована при условии, что полное содержание,
а также это уведомление об авторских правах останется без изменений.
Parent directory        Content         Portfolio         E-mail
"Kittim" - проект историко-искусствоведческого портала "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at February 2004