Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Анджей Сапковский    Мир короля Артура    
стр. 29    


МИСТЕРИЯ ЛЮБВИ

Нет ни неба, ни земли, ни бездны, ни ада. Есть только Беатриче. Да, собственно, и ее тоже нет. Ян Лехонь
And therefor all ye that be lovers, calle unto youre remembraunce the monethe of May. <И поэтому все те, кто когда-либо был любовником, призывают в воспоминаниях месяц май. (англ.)> Сэр Томас Мэлори
1275 год. Флоренция. Некий Данте Алигьери, прогуливаясь, неожиданно видит девятилетнюю девочку, резвящуюся в ручье. Девочка - Беатриче Портинари, дочь флорентийского дворянина. Молоденькая Беатриче видит глаза поэта. Она еще не знает, что в этот момент все решилось. Еще не знает, что обретет бессмертие, что будет известна всему миру, а имя ее на веки веков будет связано с чистой, возвышенной, идеальной любовью. Беатриче Портинари об этом еще не знает. Но Данте уже знает. Лес Брокилианде. Чародей Мерлин, прогуливаясь, натыкается на светлый ключ, у которого сидит прелестная черноволосая девочка. Мерлин неожиданно понимает, у него возникает поразительная уверенность, что все уже решено. Он знает, что ради этой девочки он отдаст все. Свою чародейскую силу, славу, обязанности перед Артуром и Британией. “Кто ты, о прелестная?” - спрашивает он. Девочка поднимает фиолетовые глаза. “Я - Нимуэ, - отвечает она. - Ты только что обрек себя на меня”. Май (the monethe of May). Ланселот прибывает ко двору Артура и видит Гвиневеру... Тристан прибывает в Ирландию и видит Изольду... Вся любовная литература мира. Камелот. Двор короля Артура. Праздничный день. Для одних - Троицын День. Для других - время мистерии Бельтайн. Перед глазами собравшихся в тронной зале рыцарей Круглого Стола появляется Чудотворный Сосуд. Джозеф Кэмпбелл в упомянутой выше книге утверждает, что явление Грааля глазам рыцарей Артура соотносится с ощущением “эстетического очарования” (aesthetic arrest), восхищения, именно такого, которое охватило Данте Алигьери при виде плещущейся в ручье Беатриче. При этой сцене с Данте (как и с рыцарями) происходит перемена: томление его сердца, до того смертно чувственное и прозаическое, осветилось поэзией. А книга Теодора Парницкого называется “Только Беатриче”, и в книге этой звучат такие слова: "Ты окрепнешь, станешь отважнейшим меж отважных, ибо Грааль - источник могущества и отваги, а Грааль над Граалем - моя женственность”. Есть только Беатриче. И, собственно, ее нет. Энигма. Загадка. Тайна. Мистерия. Вся любовная литература мира. Грааль - это женщина. Но слова, приведенные Теодором Парницким, произнесла не женщина. Их произносит Богиня. Поскольку - как говорит Марион Зиммер Брэдли в “Туманах Авалона” - богов много и много у них имен. Но Богиня только одна. Великая, Белая, Тройственная. Та, которая была, есть и будет.

ВЕЛИКАЯ, БЕЛАЯ, ТРОЙСТВЕННАЯ

У бриттов была своя Дон, у гоиделов своя Дана и ее дети. Но кто и для кого по
строил Стоунхендж около 1800 года до рождения Христа и более чем за два тысячелетия до короля Артура? Кто и для кого возвел в Ирландии каменные по
стройки Бруга на Боинне или Нью-Гранж в те времена, когда в Египте еще не по
строили ни одной пирамиды? Это сделали не кельты, их экспансия на Британские о
строва началась лишь около VI века до Р.Х. Значит, по
стройки - дело рук “иберов”? А может, неведомой, прадревней, кто знает, действительно первоначальной народности О
строва? А для кого и зачем их возвели? Меня не убеждает ни Дэникен, ни выдумки о “календарях”, “а
строномических обсерваториях” или “сигналах для космитов”. Подобные Стоунхенджу сооружения могли выражать только одно - почитание. Их
строили для богов. Богов много, и много у них имен. Но Богиня только одна. Та, изображения которой выскребали на стенах пещер, фигурки которой вырезали из клыков мамонтов не за два, а за двадцать пять тысячелетий до рождения Христа. Та, которая есть Тройственная: Дева, Беременная Мать и Старуха-Смерть. Та, что пришла из Хаоса еще до возникновения Времени. Та, что отделила Воды от Небес и плясала на них, а ее пляски породили ветер - и мир начал дышать... Она дарит жизнь и жизнь отбирает - для того, чтобы она возникла вновь. Великая Богиня, которой позже дали множество имен: Мут, Анат, Иштар, Тиамат, Астарта, Инанна, Кибела, Изида, Шакти, Гея, Артемида, Терра Матер, Бона Дея, Минерва, Диана, Лилит, Дану, Дон, Ардуйна, Эпона, Кериддвен, Арианрод, Морриган... Та, жрицей которой скорее всего была Мария из Мигдал-Эля, позже названная Марией Магдалиной... Та, для которой у
страивали танцы на Крите, в честь которой устанавливали менгиры и кромлехи. Для которой по
строили Стоунхендж, Эвбери, тумулкясы Бруга на Боинне.

* * *

Оглавление темы     Примечания