Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Анджей Сапковский    Мир короля Артура    
стр. 36    


с именем полулегендарного владыки Даль-Риады Аигусом Мак Эрком.

ГВИНЕВЕРА

Reodogran, the Kind of Cameliard, Had one fair daughter, and none other child, And she was fairest of all flesh on earth, Guenevere, and in her his one delight. <У Леодограна, короля Камелиарда, Была красавица дочь и не было других детей. Была она прекрасней всех на свете, Гунивер, И в ней была его единственная отрада.> Теннисон
Whyle she lyved she was a trew lover, and therfor she had a good ende. <При жизни она умела любить по-настоящему, И поэтому ее ждал хороший конец.>
Сэр Томас Мэлори

В валлийских легендах она выступает под именем Гвенвифар, “Белый Призрак”, при этом у Артура было три супруги с одинаковыми именами <Обратите внимание как на количество Артуровых жен, так и на их имена. Три Гвенвифар - три “Белых Призрака”. Иначе говоря - одна Великая, Белая, Тройственная. Гвиневера из самой ранней легенды об Артуре - это не кто иная, как Великая Богиня. - Примеч. авт.>. Однако в миф перешла лишь Гвенвифар ферх Оргирвран, вначале как Wenhaver, Guanhamara, Gvewenour либо Ganhumara, позже, во французской версии, Guenievere либо Guinevere, а в оригинальном написании Мэлори “Гвиневера, дочь Лодегранса” (Gwenyvere). Если Пенелопа, жена Одиссея, вошла в литературу (и даже разговорную речь) как символ супружеской верности, то Гвиневера слывет и бытует до сего дня как нечто совершенно противоположное. Ее любовная, внесупружеская связь с Ланселотом, стержень мифа, наверняка уходит корнями в поступки “исторической” Ганхумары Джефри Монмаутского, жены “исторического” Артура, которая отдалась предателю Медравту. Однако личность Гвиневеры также имеет, несомненно, мифологическое происхождение. Ведь в “Мабиногион” мы находим неверность и предательство Блодьюведд, “цветочной” жены Ллеу. Там также рисуется история некоего Гвавла, который “положил глаз” на Рианнон, жену Пуйла. Детальную, ставшую образцом версию поступка Гвиневеры можно найти в классических валлийских и ирландских героических легендах. Валлийская повествует о романе Эссильт Финвеп - жены короля Марха, с рыцарем Артура Тристаном, сыном Туллуха, откуда позже и родилась французско-бретонская повесть о Тристане, Изольде и короле Марке. Имеется несколько ирландских версий, они даже образуют целый куст преданий, именуемых “aithed”, то есть историй о соблазнении женщин. Одна из наиболее известных и примыкающих к легенде о неверной Гвиневере - это повесть о любви прекрасной Граины, жены Финна Мак Кума-ила, к Диармуйду О'Дуибне, племяннику Финна. Другие предания рассказывают о бегстве Деирдре, любовницы короля Конхобара, с Наоиси, сыном Уснаха. Еще более древней - и наверняка сыгравшей роль источника для артуровского мифа - можно считать ирландскую сагу о боге Мидере, который соблазнил и увлек в Тару прекрасную Этайну, жену Эохайда Айрема, верховного короля Ирландии, что послужило поводом к крупному конфликту. Заслуживает внимания тот факт, что “Эохайд” по-ирландски означает “конь”. Такое же значение имеет в валлийском языке слово “Марх” - имя короля, у которого “увел” жену Тристан. Любопытное совпадение <Вообще-то в истории с соблазненном жен Эохайда и Марха, как говорится, “конь не валялся”. Но не об этом речь. Лошадь-конь - фигура символическая. Некоторые историки (Жанет Кейв и Марджери дю Монд, а также Поль де Сент-Илар) сообщают, что кельтскому королю приходилось участвовать в буквально понимаемом соитии, при котором партнершей владыки была.., белая кобыла. Король здесь играл роль.., жеребца, покрывающего Богиню Лошадей (как известно, например, из произведений Грейвса, белая кобыла была атрибутом и воплощением Великой Богини). После акта кобылу забивали, четвертовали и варили в котле, а король купался в бульоне. Надо думать, предварительно все же остуженном. Восходя в 1399 году на престол, Генрих IV Ланкастерский учредил Орден Бани. Связь очевидна - тем самым Генрих хотел подчеркнуть, что является законным повелителем бриттов - у него-де за плечами “инициация в купели” по примеру легендарных королей о
строва. - Примеч. авт.>. Мотив умыкания королевских жен, бесспорно, основан, на верованиях, обычаях и самой природе кельтов. Жена кельтского короля во время церемонии обручения (и позже) символизирует Землю, которой управляет король. Следовательно, “соблазнение жены” представляет собой факт, не только подрывающий авторитет короля как мужчины (рогоносец, рогоносец!!!), но и ставящий под сомнение его способность осуществлять власть. Мотив “умыкнутых жен” пришел в артуровский миф напрямую из мифологии кельтов - в повествовании, придуманном Джефри Монмаутским, Медраут (Модред) метит на трон Артура, одновременно отбирая у того жену. Такой ход мы обнаруживаем еще в одном фрагменте легенды: на власть

* * *

Оглавление темы     Примечания