Global Folio Search
использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
 
 
 
 
 
 
  Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Хлодвиг. Династия Меровингов

В. В. Карева

(Глава из книги: В. В. Карева. История Средних веков)




Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг Франки — это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франков с римлянами были достаточно дружественными. В битве на Каталаунских полях (451 г.) франки сражались на стороне римлян в качестве федератов. Племена франков делились на две большие группы: салические франки, жившие по побережью Балтийского моря, и береговые франки, жившие по обоим берегам Рейна. Наиболее сильными были салические франки. Они подчинили вначале береговых франков, и это был их первый шаг в завоевании новых земель. Особенно усиливаются салические франки при короле Хлодвиге (481 -511). История франков отражена в двух источниках: в своде обычного права — «Салической правде», которая обязана этому племени своим названием, и в «Истории франков» епископа Григория Турского. Григорий Турский по происхождению был или галлом, или римлянином. Король Хлодвиг продолжил традицию Теодориха, приглашавшего к себе знатных и ученых римлян. Григорий Турский писал «Историю франков» во второй половине VI в., уже после смерти Хлодвига, но по живым воспоминаниям его детей, внуков, окружения и т.д. Интересны его описания королевского рода, с которым он был тесно связан. Франкский король V-VI вв. был еще очень похож на варвара. Григорий Турский пишет о том, что сам Хлодвиг и все члены королевского рода носили длинные волосы, и это не случайно. Существовало языческое поверье, которое сохранилось после христианизации франкского государства. Согласно этому поверью, в длинных волосах членов королевского рода пребывает некая мистическая сила, которая дает здоровье, силу, удачу, победы в сражениях и т.п. И когда франки хотели низложить короля, то первое, что они делали, — обривали его наголо, тем самым лишая его всех мистических свойств. Хлодвиг был выдающийся деятель, с именем которого связаны все наиболее крупные события этого периода в жизни франкского государства, которое при нем быстро развивалось. В V в., когда германские племена франков приходят из-за Рейна на Запад, Хлодвиг завоевывает прежде всего романизированную Галлию. Независимой оставалась только центральная часть Галлии с центром в Париже, которой управлял римский магнат Сиагрий. Завоевав северную Галлию, Хлодвиг спускается южнее, т.е. идет к Парижу. Сиагрий не смог оказать сопротивления франкам и бежал к вестготскому королю (в то время на юге Галлии находилось вестготское королевство). Вестготский король выдает Сиагрия Хлодвигу, и тот его убивает. Завоевав большую и важную территорию в центре Галлии (бассейн Сены и Луары), Хлодвиг поселяет на ней франков и щедро оделяет их землей. Таким образом центр будущей Франции становится территорией сплошного заселения франков. К концу своего царствования Хлодвиг уже значительно продвинулся на юг Галлии, дойдя до реки Гаронны. Здесь ему пришлось встретиться с вестготами. Хлодвиг завоевывает значительные территории вестготского Тулузского королевства. После смерти Хлодвига, отходя все дальше на юг, вестготы переходят Пиренеи и образовывают новое государство на территории будущей Испании с центром в г. Толедо. Хлодвиг пытался завоевать Бургундию, но это ему не удалось. Бургундия была завоевана его потомками. Тем не менее Хлодвиг обладал сильным влиянием на Бургундское королевство. В середине 90-х гг. V в. Хлодвиг принимает христианство. По преданию, Хлодвиг долго не решался принять христианство, пока в одной из битв не потерпел крупное поражение и над его жизнью нависла угроза. Тогда он дал клятву, что если он выиграет битву и останется жив, то примет христианство. Битву он выиграл, остался жив и христианство принял. Однако была еще одна причина, заставившая Хлодвига принять христианство. У него была жена, вестготская принцесса, и она была христианкой, так что дело, возможно, не в одной только битве, опасной для жизни короля. Вместе с Хлодвигом принимает христианство и его дружина. Постепенно обращались в христианство и низшие слои франкского общества. Принятие христианства имело для франков чрезвычайно важные последствия, не только духовные, но и политические. В результате завоевания романизированной Галлии франки и сами постепенно романизируются, становятся все меньше похожи на варваров. Поддержанные духовенством, Хлодвиг и его преемники смогли более успешно проводить завоевания как в Галлии, так и на востоке, где еще жили варварские германские племена — за Рейном, по берегам Рейна и т.д. Сам Хлодвиг завоевывает три четверти Галлии, остальная территория будет завоевана его сыновьями и внуками. Как это бывает после смерти крупного государственного деятеля, после смерти Хлодвига между его сыновьями и внуками начались междоусобицы. Они находились в постоянной вражде между собой, тем не менее уже сказывался западный рационализм, и сыновья Хлодвига продолжали расширение франкского государства. В первой половине VI в. им удалось сделать то, чего

* * *

Оглавление темы     Примечания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              Яндекс.Метрика