Global Folio Search
использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
 
 
 
 
 
 
  Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Предыдущая    Начало    Следующая


Елена Сизова
Фридрих II Гогенштауфен и его династия в зеркале литературы
стр. 27

 

X. Образ монарха в «Новеллино»

Личность императора была популярна и у безымянного автора сборника на итальянском «Новеллино, или Сто древних новелл». Сборник составлен, предположительно, в 1280-90-е гг. Приведем несколько отрывков:
«К  благородному  и  могущественному  императору Фридриху, который в словах своих и обычаях  поистине  являясь  зерцалом всего света, любил изысканную речь и умел давать мудрые ответы. …Император ответил им так: «Скажите от меня своему господину, что самое лучшее на этом свете – мера» (по Аристотелю). Уехали  посланные  и  рассказали  обо  всем,  что  видели  и  слышали, расхваливая двор императора, прекрасные обычаи и манеры его рыцарей» (Новелла I).
«Император Фридрих был благороднейшим государем, и люди одаренные стекались к нему отовсюду, потому что он щедро награждал  и  оказывал  все знаки внимания тому, кто был искусен в каком-либо  деле.  К  нему  приходили музыканты,  трубадуры,  рассказчики,  фокусники,  фехтовальщики, участники турниров, люди всякого рода» (XIX).
«Однажды император Фридрих, одетый  по  обыкновению  в  зеленый  костюм,  отправившись  на  охоту,  повстречал   у   источника   человека,   по   виду простолюдина;  перед  ним  на  зеленой  траве  была  разостлана  белоснежная скатерть, возле него стояли тамарисковая фляга  с  вином  и  чистая  кружка. …А простолюдина богато одарил за его чистоплотность» (XXI).
«И решили: тому, кто сказал, что отнимать и давать произвольно  допустимо,  он (император) подарил одежду и коня, как жонглеру за его угодливость. А тому, кто заявил, что превыше всего справедливость, поручил судопроизводство» (XXII).
«Принялся он думать о своем  бедственном положении и вспомнил об императоре Фридрихе, который был  с  ним  в  большой дружбе и при своем дворе много раздавал и тратил.  Решил  он  отправиться  к нему, надеясь, что будет принят им с великими почестями.  Пошел и предстал перед императором.  Тот  спросил  его,  кто  он,  хотя отлично это знал. Он назвал свое имя. Император  спросил  о  его  состоянии. Рассказал тогда рыцарь, что с ним произошло, как прожил больше, чем думал, и все растратил. Император ответил: «Уходи прочь с моего двора! И под страхом смерти не смей   появляться  в моих владениях, потому что ты  из  тех,  кто  не  хочет,  чтобы  после  него кому-нибудь жилось хорошо»  (XXIX).
«Однажды император Фридрих дошел до горы Старца и был там принят с большими почестями. Чтобы показать, как все подданные его  боятся,  Старец нарочно при Фридрихе взглянул вверх  и  увидел  на  башне  двух  ассасинов. Дотронулся он до своей большой бороды; те кинулись вниз на землю и разбились» (С).
«Императору, как блюстителю закона, донесли, что кузнец этот работает все дни подряд:  и  в  воскресенье,  и  в  Пасху,  и  в  другие  престольные праздники, равно как и в будни.  Узнав  об  этом,  император  тут  же  велел привести к себе кузнеца и стал его расспрашивать, правда ли то,  что  о  нем говорят. … Услышав это, император рассмеялся и сказал: «Ступай себе, добрый человек, ты оказался мудрее всех моих мудрецов,  и  да  поможет  тебе  бог» (CXXXIX).
В следующей новелле мы узнаем о методах воспитания, применяемые к юному Конраду, сыну Изабеллы Иерусалимской:
«Рассказывают,  что  когда  король  Куррадо,  отец  Куррадино,  был мальчиком, при нем находились двенадцать  мальчиков его возраста.  И если король Куррадо совершал ошибки, учителя, которым он  был  поручен,  били  не его, а этих мальчиков, его товарищей. И когда он спрашивал: «За  что  вы  их бьете?», - учителя отвечали: «За твои ошибки». А он говорил: «Почему же вы бьете не меня, ведь я виноват?». Учителя отвечали: «Потому что ты - наш господин. А за тебя мы бьем  их. Но если у тебя благородное сердце, ты должен страдать тем более, что  другие несут наказание за твои провинности».
И поэтому, как говорят, из жалости к  своим  товарищам  король  Куррадо очень старался не совершать ошибок» (XLVIII).
Как мы видим, составитель Новеллино постарался изобразить императора как покровителя искусства, справедливого, мудрого правителя и отца.
Показательна новелла об отношениях Фридриха II с одним из своих зятьев – Эццелино III Грозном ди Романо, о котором мы не раз упоминали:
«Рассказывать о том, какой страх внушал мессер Аццолино, можно  было  бы долго. Это известно многим. Вспоминают о том, как  однажды  оказался  он  со своей свитой в обществе императора, и как он побился об заклад,  чей  меч лучше. Император вынул свой из ножен - он был великолепно украшен золотом и драгоценными камнями. Тогда мессер Аццолино сказал: «Очень хорош, но мой еще лучше». И выхватил  свой.  Тут  шестьсот  рыцарей,  что  были  с  ним,  тоже схватились за мечи.
Увидев это, император сказал: «Да, действительно, этот еще лучше» (LXXXIV).
В «Новеллино» также нашло отражение еще одно увлечение монарха –   соколиная охота:
«Когда император Фридрих осаждал Милан,  его сокол залетел в  пределы этого города. Он отправил туда послов, прося вернуть ему сокола» (XX  «О том, как сокол императора Фридриха улетел в Милан»).
«Император Фридрих отправился однажды на соколиную охоту.  И  был  у него  превосходный  сокол,  которого  он  очень  ценил,  больше  даже,   чем какой-нибудь город»  (XC).

 

 

Предыдущая    Начало    Следующая

Оглавление темы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              Яндекс.Метрика