Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Вера Космолинская
Первый крестовый поход
стр. 5


своими сподвижниками основал в христианской части Иерусалима мужской и женский монастыри и странноприимный дом – "госпиталь" для пилигримов, с часовней святого Иоанна Милостивца. После захвата Иерусалима (которому содействовали и ранние госпитальеры), многие крестоносцы по разным причинам присоединялись к монахам-госпитальерам, оставшись ухаживать за ранеными товарищами и приезжающими в Иерусалим паломниками. И к 1118 году в братстве возникла военная ветвь, куда принимали лишь отпрысков благородных семей. Так возник духовно-рыцарский орден Госпитальеров или Иоаннитов – "Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского". В 1123 году патриарх Иерусалимский признал еще один орден – Тамплиеров, или Храмовников (если перевести буквально), получивший свое название от древнего храма царя Соломона, на месте которого, во дворце короля Иерусалимского Балдуина I, нашли пристанище основатели ордена – Гуго де Пейн и Годфрид Сен-Омер, с сотоварищами. Этот орден изначально был создан как военная организация. Официальное название его – "Бедные братья Иерусалимского Храма", на эмблеме изображались два воина, едущих на одной лошади. Члены ордена давали обет бедности, целомудрия и борьбы с неверными. В первых крестовых походах сформировался институт геральдики, долгие века игравшей в Европе важную роль. Это особый вид языка наглядных символов - языка международного, особенно ставшего необходимым в условиях Крестового похода, в который пускались жители разных стран. Геральдика помогала избежать проблемы Вавилонского столпотворения и всегда находить "своих". А уж ориентироваться среди боя без систематизированной эмблематики было бы практически невозможно, ведь одеты и экипированы все были по разному, кто как мог себе позволить. И что же можно было увидеть в сутолоке сражения, среди толпы исступленных людей, взбешенных, мечущихся лошадей, мелькания и блеска оружия – пожалуй, легче всего было увидеть, знамена, особые значки и, конечно же, щиты, на поверхность которых было очень удобно нанести определенный герб – полосу, крест, иное подходящее изображение. Вообще, обычно чем древнее, тем более просты элементы герба. Крестоносцы, рыцари и простолюдины, носили на своей одежде нашитый матерчатый крест, в знак идейного союза. Значительное число рыцарей изображало разного вида кресты и на своих щитах. Так этот символ стал одним из самых распространенных геральдических знаков. Почти все гербы семей и городов Западной Европы, несущие в себе крест, происходят от эпохи крестовых походов. Период крестовых походов создал свое особое течение в литературе, резко выделяющееся в мире средневекового летописания. До нас дошли хроники: "Путь за море", "Священная дорога", "Божий подвиг" и другие, чей тон повествования проникнут высоким пафосом рыцарских романов – "Мир в движении к высшей цели, радостная жертва, в которой сиянием высшего идеала озарена самая смерть,.." . И хотя тут же вполне откровенно описывались и многие неприглядные стороны происходившего, общее настроение не теряет своей романтической торжественности и блеска героического эпоса. Ибо в глубинных основах крестоносного движения, как и в его вершинах, обнаруживается его идеальный смысл: "единение, ради великого подвига, всего христианского братства, в котором рассыпанные члены соединились в одно тело и стареющему миру явилась надежда обновления" . Недаром и по сей день любое выступление против зла, во имя высшей цели, именуется Крестовым походом.



Сноски:

1. Энциклопедия военных и морских наук / Под ред. Леера., Т.IV, С.399. – С-Пб., 1889. (ЭВМН). 2. Nicolle, D. The Crusades. – London, 1988.(The Crusades). 3 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства, С.244. – M., 1987. (Кардини Ф.). 4. Военная энциклопедия. Т.XIII, C.285. – С-Пб,1913. (Военная энциклопедия). 5. ЭВМН, С.399. 6. Там же. 7. Военная энциклопедия, С.286. 8. ЭВМН, С.401. 9. Кардини Ф., С.258. 10. Разин Е.А. История военного искусства. Т.II., C.186. – М.,1957. 11. Винклер П.П., фон. Оружие, С.86. – (С-Пб, 1894) М.,1992. 12. Там же, С.86. 13. Горелик М.В. О Бальмунге, Дюрендале и их хозяевах. / Вокруг Света, 1975, Љ 8, С.39. (далее – Горелик) 14. Кардини Ф., С.303. 15. Там же. 16. Винклер П.П. фон, С.91. 17. Горелик, С.40. 18. The Crusades., р. 5. 19. Военная энциклопедия., С.287. 20. Там же. 21. Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. – М, 1991. 22. Там же.

* * *

Оглавление темы     Примечания