Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

 

 

Таинственное признание, подписанное Жаком де Моле

Барбара Фрале

Источник: Б. Фрале. Папство и процесс над Тамплиерами. Неизвестное оправдание в Шиноне в свете папской дипломатии, серия «Папский двор», 12, серия под редакцией А.Паравичини Бальяни, издательство Viella Libreria Editrice, Рим, 2003 г.

Перевод с итальянского Светланы Блейзизен.
июнь 2009 г. На русском языке публикуется впервые
Правами на публикацию данных материалов по поручению переводчика распоряжается администрация портала "Монсальват". Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается без согласия администрации портала "Монсальват".

Выражаем признательность Светлане Блейзизен
за любезное предоставление перевода порталу "Монсальват".

3 web-страницы

 

Открыто нарушая права Церкви, королевские адвокаты непременно должны были в наикратчайшие сроки получить конкретные доказательства вины тамплиеров и представить их Папе, чтобы объяснить, а главное – оправдать – только что нанесенный неслыханный удар. Коль скоро именно он – христианнейший король – вел это дело в качестве защитника веры, его роль предстала бы в совершенно ином свете, если бы стало возможным доказать, что юридическое насилие, совершенное против суверенитета Церкви, было не чем иным, как злом, необходимым для защиты самой же Церкви; поэтому арестованные тамплиеры были тут же помещены в изолятор, к ним применили условия сурового тюремного заключения и подвергли допросам. Гийом де Ногаре позаботился о том, чтобы известие о тамплиерской ереси стало официальным, и произнес перед народом, специально собранным для этого в садах королевского дворца, торжественную речь.
     Великий Магистр должен был давать показания перед целой группой теологов из Сорбонны – бесспорного авторитета в области доктрины, которых Филипп Красивый пожелал привлечь к ведению процесса над Орденом Храма в качестве некоего «противовеса» авторитетному голосу Римской Церкви. Через несколько месяцев, когда Папа отзовет делегированные права французской инквизиции, чтобы остановить ведение процесса, вызывающего у него уже слишком много подозрений, Филипп Красивый направит письменный запрос тем самым профессорам Сорбонны, которых он вынудил лично выслушать показания главы тамплиеров, и предложит им формально высказаться по поводу законности ареста. (1) (1 - Текст этого запроса и полученный на него из Сорбонны ответ (впрочем, разочаровывающий) изданы в Lizérand, Le dossier, стр. 56 – 70.)
Официальное появление де Моле перед теологами по многим причинам должно было стать основным элементом в королевском стратегическом плане; во время этого допроса королевские адвокаты получили различные сведения, которые повлекли за собой важные последствия для дальнейшего развития процесса. К счастью, это одно из немногих событий, по которому мы можем производить расследование как по официальным, так и по неофициальным источникам, имея, таким образом, возможность оценить его в целом, рассмотрев под различными углами зрения. Об этом событии осталось целых четыре свидетельства:
- официальная запись, составленная королем, а затем отправленная Папе и различным европейским правителям (2); (2 - Финке (Finke) опубликовал запись, полученную Хайме II (Papsttum und Untergang, II, стр. 313 – 319).

- отчет, который Климент V приказал отредактировать и передать в архив своего расследования; (3) (3 - Секретный Архив Ватикана, авиньонский реестр 48, с. 437.)
- рассказ одного из теологов, приглашенных на допрос Великого Магистра (4); (4 - Финке, Papsttum und Untergang, II, стр. 48 – 49.)

- и рассказ одного священника, который тайно затесался в ряды профессоров Сорбонны. (5) (5 -Финке, Acta Aragonensia, II, стр. 168 – 170.)

Официальный отчет, написанный приближенными французского двора, уведомляет, что 25 октября 1307 года Жак де Моле предстал перед инквизитором – братом Гийомом  Парижским– и крупнейшими теологами парижского университета, созванными специально для слушания дела; Великий Магистр признался – от своего имени и имени четырех собратьев (рыцарей Жоффруа де Шарни (Geoffroy de Charny), Готье де Лиенкура (Gautier de Liencourt), Жерара де Гоше (Gérard de Gauche) и Ги Дофина (Guy Dauphin)) – в том, что укоренившаяся со временем традиция тамплиеров предписывала только что вступившим в Орден братьям произнести отречение от Христа и плюнуть на крест с изображением Распятия, который предъявлялся им во время церемонии вступления; затем он добавил, что секретность, с которой проходили эти церемонии, порой позволяла совершение и других непотребств, и что и сам он при вступлении в орден должен был трижды отречься от Иисуса, затем дважды плюнуть в направлении креста и единожды – на землю; наконец, он испросил прощения Церкви для себя самого и четырех своих собратьев, бывших при нем.
Филипп Красивый вменял в вину тамплиерам самое настоящее антихристианское кредо, включавшее в себя и безнаказанную гомосексуальность, и поклонение идолу и непризнание священниками евхаристии;(6) (6 - Оригинал этого документа хранится в Париже, в Национальных Архивах, J 413 n. 22, и он опубликован в Lizérand, Le dossier, стр. 16 – 29.) и вот, ознакомившись с королевскими обвинениями, Моле подтвердил лишь самую малую толику из них, признав, что уже укоренившийся обычай принуждал отрекаться от Христа и плевать на крест, и что церемония при закрытых дверях иногда могла привести к некоторым другим непотребствам. Но слова о том, что на церемониях вступления в религиозный орден – каким являлся Орден Храма – производилось отречение от Христа,

         
 

Следующая

Оглавление темы