Global Folio Search
использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
 
 
 
 
 
 
  Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Предыдущая    Начало


Роберт Ирвин
Крестовые походы: древнейшие и новейшие стереотипы
стр. 3

 

блестящая монография L'Islam et la Croisade: Ideologie et propagande dans les reactions musulmanes aux Croisades (1968) в сжатой и острой манере представляет результаты кропотливого изучения хроник, стихотворных произведений, проповедей, трактатов о Священной войне и иерусалимской знати. Объемный труд Хилленбранд в основном конкретизирует положения, выдвинутые Сильваном, а не опровергает их. Правда, Хилленбранд полагает, что Сильван преувеличивает значение идеологических факторов, влиявших на антикрестоносное движение, за счет более простых мотивов, таких как стремление к военной экспансии и ксенофобия со стороны мусульман, а также переоценивает достижения Салах-ад-Дина и факт взятия им Иерусалима, не уделяя достаточно внимания его предшественнику Нур ад-Дину и его более настойчивым попыткам положить начало джихаду. Она утверждает также, что Сильван недостаточно подчеркивает роль египетской династии Фатимидов в организации сопротивления крестоносцам в первые десятилетия XII века. Сильван констатировал слабость полемических выступлений против крестоносцев и сделал отсюда вывод о культурном застое восточного региона. Хилленбранд подвергает этот довод сомнению, но, как бы то ни было, различия между авторами сводятся лишь к несовпадению оценок того или иного явления.

В заключительной главе, намечающей пути дальнейших исследований, Сильван высказывает предположение, что весьма плодотворным могло бы стать изучение обобщенного портрета крестоносца и европейца в анонимной народной литературе. Показателен в этом отношении отрывок из "Повести об Умаре бин Нумане" ("Тысяча и одна ночь").
"Теперь надо сказать о великолепном благовонии патриарших экскрементов. Когда Великий христианский патриарх справляет

нужду, то священники прилежно собирают за ним в шелковый платок и высушивают собранное на солнце. Потом они смешивают все это с мускусом, янтарем и бензоином и, как скоро смесь окончательно высохнет, растирают ее в порошок и раскладывают по золотым шкатулкам. И шкатулки эти рассылаются всем царям и церквам христианским".
В отличие от монографии Сильвана труд Хилленбранд сосредоточен не только на идеологических и литературных вопросах. Она уделяет внимание оружию и доспехам, военной тактике и подробностям материальной культуры изучаемого региона. Ее книга богато иллюстрирована; здесь много цветных вклеек, черно-белых фотографий и рисунков с изображением крепостей, баллистических снарядов, кораблей, конных рыцарей, геральдических знаков и т.п., скопированных с известных образцов исламского искусства и архитектуры. В завершение дается превосходный обзор политических и психологических последствий крестовых походов - таких как использование уже в наше время иракскими и сирийскими партиями Баас антикрестоносной иконографии для пропаганды своих идей или создание Партией освобождения Палестины представления об Израиле как прямом наследнике Иерусалимского королевства. Могут ли в действительности эти и другие риторические аналогии, почерпнутые из далекого прошлого, помочь в улаживании современных проблем, остается в высшей степени сомнительным.
И наконец, книга Хилленбранд имеет еще одно очевидное преимущество перед сочинением Сильвана: она написана по-английски. К сожалению, это важно. В наши дни лишь немногие старшекурсники свободно читают по-французски (а тем более по-немецки). В 1960-е годы, когда я был студентом, в книжных лавках вроде Мейлет-Стрит-Диллонс в Лондоне или Блэкуелз в Оксфорде можно было купить историческую монографию на любом иностранном языке, сегодня же, судя по одноязычному ассортименту университетских книжных лавок Лондона, Эдинбурга, Кембриджа и Оксфорда, ни студенты-историки, ни их преподаватели не могут более читать иноязычную литературу.

ИФ-библиография:

Steven Runciman. History of the Crusades, vol. 1-2 - Harper & Row, 1964-65; vol. 3 - Cambridge University Press, 1966.
Robert Payne. The Dream and The Tomb: A history of the Crusades. - Stein & Day Publishers, 1984.
Francesco Gabrieli. Arab Historians of the Crusades. - University of California Press, 1984.
Amin Maalouf, Jon Rothschild. The Crusades Through Arab Eyes. - Schocken Books, 1989.
Jonathan Riley-Smith. The Crusades: A Short History. - Yale University Press, 1990.

* * *

 

 

Предыдущая    Начало

Оглавление темы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              Яндекс.Метрика