Global Folio Search
использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
  Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

Предыдущая    Начало 


Карло Гинзбург
Образ шабаша ведьм и его истоки
стр. 7

 

Примечания:

1Cohn N. Europe's Inner Demons. L., 1975.

 2 Murray M. The Witch-Cult in Western Europe. L., 1921.

 3 Хронологический разрыв между проповедью Жана де Ожуна против павликиан Армении (начало VIII в.) и обвинениями в адрес орлеанских еретиков, собранными Адемаром де Шабанном (конец XI в.) Ср.: Cohn N. Op. cit. P. 118 etc.

 4 Обвинение, выдвинутое Жаном де Ожуном (Domini Johannis Philosophi Ozniensis Armenio-rum Catholici Opera / Par. G. В. Aueher. Venetiis, 1834. P. 85 etc.), повторил, можно сказать буквально, Флавио Бьондо в знаменитом пассаже против фратичелли. См.: Italia illustrata. Verone, 1482. (Фратичелли — радикальное течение внутри францисканского ордена. — Примеч. пер.)

 5 См.: Barber M. The Plot to Overthrow Christendom in 1321 // History. 1981. Vol. 66, N 216. P. 11 — 17. См. также: Anchel R. Les Juifs en France. P.. 1946. P. 79 — 91; Rivière-Chalan V. R. La Marque infame des lépreux et des christians sous l'Ancien Régime. P., 1978.

 6 Königshoven /., von. Die älteste Teutsche so wol Allgemeine als insonderheit Elsassische und Strassburgische Chronicke... Strasbourg, 1698. S. 1029—1048. О начале преследований европейских общин см.: Schatzmiller J. Les Juifs de Provence pendant la Peste Noire // Re vue des Etudes juives. 1974. Vol. 133. P. 457 — 480. О культурном фоне этих событий см.: Guerchberg S. La controverse sur les prétendus semeurs de la Peste Noire, d'après les traités de peste de l'époque // Revue des Etudes juives. 1948. Vol. 108. P. 3—40.

 7 Wadding L. Annales Minorum, IX. Rome, 1734. P. 327 — 329; Nidder 1. Formicarius, I, 5, 4 // Malleorum quorundam maleficarum. . . Francfort, 1582. T. 2, 11. О датировке трактата Дж. Нидера см.: Schieler К. Magister Johannes Nider... Mainz, 1885. S. 379 (примеч. 5). H. Кон считает, что на утверждения Бернардо да Комо положиться нельзя, упуская, однако, из виду факт их совпадения со сведениями Нидера. См.: Cohn N. Op. cit. P. 145.

 8 Ginzburg С. Les Batailles nocturnes. Lagrasse. 1980. P. 57.

9 Ibid. P. 12 (примеч. 12).

10 Wittgenstein L. Note sul «Remo d'oro» di Frazer. Milan. 1975. P. 28 — 29.

11 О zduhaci, kresniki и т. п. см.: Boskone-Stulli M. Kresnik —krsnik, ein Wesen aus der Kroa tischen und Slovenisehen Volksüberlieferung//Fabula. 1959-1960. Vol. 3. S. 275-298. О tâltos см. замечательное эссе: Klaniczay G. Benandante-kresnik-zduhac-tâltos // Ethnog raphie. 1983. Vol. 94. P. 116 —133. О mazzeri см.: Ravis-Giordani G. Signes, figures et condui tes de l'entre-vie et mort: finzione, mazzeri et streie corses // Etudes corses. 1979. Vol. 12/13. P. 361 etc. (рассматривается аналогия с benandanti). О burkdzäutä см.: Dumézil G. Le Problème des centaures. P., 1929. P. 91—93. Оборотням посвящено множество работ. О конкретном вопросе их связи с людьми, родившимися в сорочке (как benandanti) см. прекрасное эссе: Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos // Memoirs of the American Folklore Society. 1947. Vol. 42. P. 13—18; ср.: Jakobson R., Ruzicic G. The Serbian Zmaj Ognjeni Vuk and the Russian Vseslav Epos // Annuaire de l'Institut de Philologie et d'Histoire orientale et slave. 1950. Vol. 10. P. 343—355. О noai'di см., в частности: Itkonen T. J. Der Zweikampf der  Lappischen Zauberer (Noai'di) um eine Wildrentierherde // Journal de la Société finno-ougrienne. 1960. Vol. 62. Fase. 3. S. 3—76. О сражениях шаманов, нашедших отражение в мифах, см.: Vajda L. Zur phisiologischen Stellung des Schanianismus//Ural-Altaische Jahrbücher. 1959. Vol. 31. S. 456-485; 471-473.

 12Например, в ряде африканских культур. См.: Augé M. Génie du paganisme. P., 1982. P. 253.

 13 См., в частности: Klaniczay G. Op. cit. (где цитируются и комментируются исследования Г. Рогейма (С Roheim) и В. Диосеги (V. Dioszegi). Моя гипотеза о связи между benandanti и шаманами получила в дальнейшем подтверждение в работе М. Элиаде. См.: Eliade M. Some Observations on European Witchcraft // History of Religions. 1975. Vol. 14. P. 153— 158.

 14 Lehtisalo T. Entwurf einer Mythologie der Jurak-Samojeden. Helsinki, 1924. S. 114. О рожденных в сорочке см.: Belmont N. Les Signes de la naissance. P., 1971. Работа написана с других позиций.

 15 Открытие этих взаимоотношений произошло не вдруг. Я ограничусь кратким упоминанием наиболее существенных предположений, приведших к открытию. Многие из них были высказаны в свое время независимо друг от друга. Нет ничего удивительного в том, что ряд позднейших исследователей упустили из виду замечание о сходстве превращений в животных ведьм, прибалтийских оборотней, северных шаманов и женщин, упоминающихся в Canon Episcopi — замечание, сделанное судьей Пьером де Ланкром на основании судебных процессов, которые он вел в Лабуре (бывшая провинция в Стране Басков. — При меч. пер.). См.: Tableau de l'inconstance des mauvais anges et démons. P., 1613. P. 253 etc., особенно p. 268. Но уже гениальное предположение Гримма о существовании связи между сказками, в которых душа в виде животного покидает безжизненное тело спящего человека, превращениями ведьм и легендами о путешествии душ в загробный мир стало в конце концов оказывать, часто косвенным путем, воздействие на направления исследователей, вначале связанные между собой, а затем все более удалявшиеся друг от друга.
Толкование оборотничества как путешествия в загробный мир см. в фундаментальном эссе: Koscher W. H. Das von der «kynanthropie» handelnde Fragment des Marcellus von Si de//Abhandlungen der philologisch-historischen Klasse der Königlich sächsischen Gesell schaft der Wissenschaften. 1897. Bd. 17. Здесь со ссылкой на Гримма проводится параллель с ведьмами и со ссылкой на психиатра Р. Лойбушера (R. Leubuscher), который в свою очередь, пользовался работой Г. Шуберта (Schubert G. H., von. Geschichte der Seile), с сибирскими шаманами. E. Роде (E. Rohde) в ходе обсуждения эссе В. Рошера (Berliner philologische Wochenschrift. 1898. Bd. 18. Col. 270 — 276) упоминает, в частности, о приписывавшейся Аристею из Проконнеса способности превращаться в ворона.
Изучение шаманизма в индоевропейском ареале начато К. Мели (К. Meuli) в знамени том эссе (Scythica, 1935), переизданном с дополнениями: Meuli К. Gesammelte Schriften. Bàie; Stuttgart, 1975. Bd. 2. S. 817—879. См. также: Class A. Der Schamanismus bei den Indo-europäern // Innsbrucker Beiträge zur Kulturwissenschaft. 1968. Bd. 14. S. 289 — 302. Здесь Аристей из Проконнеса признается шаманом, а скифские церемонии, описанные Геродотом, считаются экстатическими состояниями наподобие тех, что известны у сибирских шаманов. Мели ссылается в этом вопросе на Роде (Rohde E. Psyche. Bari, 1982. II. P. 352 — 353), не будучи, очевидно, знаком с этнографическим прочтением IV книги Геродота в работе Ж. Потоцкого (Potocki J. Voyages dans les steps d'Astrakhan et de Caucase: Histoi re primitive des peuples qui ont habité anciennement ces contrées... P., 1829). В работе Потоцкого упоминаются сибирские шаманы в связи с Энареями (Геродот, IV, 68).
Определение, также по следам Роде, путешествия в потусторонний мир как основы сказок с большой настойчивостью развивалось Л. Радермахером (Iladermacher L. Das Jenseits im Mythos der Hellenen. Bonn., 1903), X. Сиутсом (Suits II. Jenseitsmotive im deutschen Volksmärchen. Leipzig, 1911) и В. Я. Проппом (Пропп И. Я. Морфология сказки. Л., 1928, фр. пер. 1970; Он же. Исторические корни волшебной сказки. М., 1946, фр. пер. 1983).
Отголоски обрядов, предусматривавших переодевания молодежи в шкуры животных, сохранились в современном фольклоре. См.: Metili К. Bettelumzüge im Totenkult, Opferritual und Volksbrauch // Gesammelte Schriften. Bd. 1. S. 33—68; Weiser L. Altgermanische Jünglingsweihen und Männerbünde. Bühl, 1927; Dumézil G. Le Problème des centaures, цит. вы ше; Weiser-Aall L. Zur Geschichte der altgermanischen Todesstrafe und Friedlosigkeit // Ar chiv für Religionswissenschaft. 1933. Bd. 30: Höfler O. Kultische Geheimbünde der Germanen. Frankfurt a. M., 1934. Bd. 1 (вышел только один том; см. примеч. 32). Это направление    связано с предыдущими главным образом через тему оборотней. Его недостатком является отсутствие всеобъемлющего подхода даже у таких ученых, как Мели, который обращался в своих исследованиях ко многим темам (шествия, изображающие процессии мертвых; путешествия шаманов в потусторонний мир; маски и ведьмы (или rilascile), представлявшие мертвых. См.: Meuli К. Die deutschen Masken // Gesammelte Schriften. Bd. 1. S. 84 — 83).

16 В указанной выше работе Г. Кланицаи не без основания выделяет этот пункт.

17 Pitcairn В. Ancient Criminal Trials in Scotland, III, 2. Edinbourg, 1833. P. 603 — 604 («Con fessions of Issobell Gowdie»).

18 Dumézil G. Leçon inaugurale faite le jeudi 1" décembre 1949 au Collège de France // Chaire de civilisation indoeuropéenne. Nogent-le-Rotrou, 1950.

19 Brouch J. The Tripartite Ideology of the Indo-Europeans: An Experiment in Method // Bulle tin of the School of Oriental and African Studies. 1959. Vol. 23. P. 69-85; Dumézil G. Mythe et Epopée. T. 3. P., 1973. Прил. 3.

20 Joki A. 1. Uralier und Indogermanen. Die älteren Berührungen zwischen den Uralischen und Indogermanischen Sprachen. Helsinki, 1973.

21 Collinder B. Sprachverwandschaft und Wahrscheinlichkeit. Uppsala, 1964.

22 Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. Л., 1969. С. 96, 97.

23 Там же. С. 92, 93.

24 См. прекрасную книгу: Merlo G. G. Eretici e inquisitori nella società piemontese de Trecento. Torino, 1977.

25 Miccoli G. La storia religiosa // Storia d'Italia. T. II, I. Torino, 1974. P. 815—816; Mammoli D. Proceso alla strega Malteuccia di Francesco, 20 marzo 1428. Todi, 1983.

26 См.: Bernardino da Siena. Le Prediche volgari. . . dette nella piazza del Campo l'anno MCCCC XXVII/Ed. L. Banchi. Sienne, 1884. P. 356-357.

27 Sprenger J., [Institoris H.\. Malleus Maleficarum. Venetiis, 1574. P. 174 etc.

28 Hofler О. Kultische Geheimbünde der Germanen. Frankfurt а. M., 1934. 29 Благоприятный отзыв К. Мели на работу О. Хёфлера см.: Archives suisses de traditions populaires. 1935. Vol. 34. P. 77. Через несколько лет последовало более сдержанное суждение скорее критического характера (Meuli К. Gesammelte Schriften. Bd. 1. S. 227, Anni. 3). См. также: Wikander S. Der arische Männerbund: Studien zur indo-iranischen Sprach- und Keligionsgeschichte. Lund, 1938; Dumézil G. Mythes et dieux des Germains. P.. 1939. 30 Ranke F. Das Wilde Heer und die Kultbünde der Germanen (1940) // Kleine Shriften. Bern, 1971. S. 380—408. Хёфлер же остался на своих прежних позициях. См.: Verwandlungskul-te, Volkssagen und Mythen. Vienne, 1973. (Oesterreichische Akademie der Wissenschaften, Phil.-Hist. Kl., Sitzungsberichte, 279. Bd. 2. Abhandl.).31 Höfler 0. Op. cit. S. 323, 341. Ср.: Bausinger H. Volksideologie und Volksforschung. Zur nationalsozialistische Volkskunde // Zeitschrift für Volkskunde. 1965. Bd. 2. S. 189. 32 См. сбивчивый разбор признаний старого оборотня из Ливонии, перепечатанный Хёфлером в приложении к «Культовым тайным союзам германцев» (с. 345 сл.), и разбор того же материала с совершенно другой точки зрения в моих «Ночных сражениях» (с. 53 сл.). После ликвидации штурмовых отрядов в июне 1934 г. превознесение воинственного неистовства древних германцев показалось критику журнала «Hasse» «неуместным и политически опасным. Критик напоминает, что «германец языческой эпохи, особенно на немецкой земле, был прежде всего крестьянином» (Spehr H. Waren die Germanen «Ekstatiker»?// Basse. 1936. Bd. 3. S. 394-400).

* * *

 

Предыдущая    Начало  

Оглавление темы     Примечания