Global Folio Search
использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
  Рассылки   Subscribe.Ru
Новости портала  "Монсальват"
 
 

 Начало


Ольга Тогоева
Шабаш как праздник
стр. 15

 

Примечания

1 Подробнее о процессе Жиля де Ре: [Тогоева 2006: 182-221].

2 «Cum iste testis eidem Egidio refferret qualiter, eundo et redeundo per Burgondie et Sabaudie ad curiam romanam, quod plures hereses erant in illis partibus pululate, unde iste testis viderat et audierat plures vetulas fuisse suspensas propter hujusmodi yereses, et presertim quia invocationes demonum faciebant» [L’imaginaire du sabbat 1999: 7].

3 Самый, пожалуй, известный демонологический трактат «Молот ведьм» был опубликован в Страсбурге в 1486 г. Практически сразу он был переиздан в Лионе, Венеции и Париже, а также почти во всех городах Рейнской области. См.: [Houdard 1992: 27]. Один из наиболее важных французских трактатов – «Демономания ведьм» Жана Бодена – появился только в 1580 г. [Ibidem: 57]. Что же касается стран Центральной и Восточной Европы, то, например, в Польше идеи демонологов получили развитие только в XVII в. (когда здесь был переведен и издан «Молот ведьм») [Bylina 1991-1992]. А в Венгрии даже в XVII-XVIII вв. отсутствовали какие бы то ни было сочинения демонологов [Kristóf 1991-1992].

4 [Aux sources du sabbat 2002: 155-156].

5 Подробнее о различиях между двумя еретическими учениями: [Audisio 1989: 77-80; Duval 1999].

6 Материалы этих последних еретических (или самых ранних ведовских) процессов были в полном объеме опубликованы совсем недавно: [Utz Tremp 2000a]. О постепенной трансформации этих процессов в ведовские см.: [Andennmatten, Utz Tremp 1992; Utz Tremp 2000b; Utz Tremp 2000c].

7 Ведовские процессы XV в., имевшие место в романской Швейцарии, хорошо изучены. Публикацию материалов и их анализ см.: [Ostorero 1995; Maier 1996;Strobino 1996;Binz 1997;Pfister 1997; Modestin 1999].  

8 Cм., например: [Ostorero 1995: 169-182; Strobino 1996: 73-90; Maier, Ostorero, Utz Tremp 1997].

9 Таким образом, современные исследователи ведовских процессов опираются в своем анализе на идеи, сформулированные уже весьма давно Робером Мушамбле, Норманом Коном и Брайаном Леваком: [Cohn 1976; Muchembled 1979; Muchembled 1987; Levack 1987].

10 Такой подход свойственен не только швейцарской историографии, но и, к примеру, работам по французскому Дофине [Paravy 1981; Paravy 1993]. См. также статьи, опубликованные в специальном выпуске журнала: [Schweizerische Zeitschrift für Geschichte 2002].

11 Подробнее о таком принципе анализа судебных материалов: [Тогоева 2006: 9-13].

12 См., например: «Между вопросами обвинителей и ответами обвиняемых все время наблюдалась какая-то нестыковка, которую никак нельзя было объяснить ни обстоятельствами дознания, ни даже пыткой: и именно через эту трещину открывался подход к глубинному слою ничем не потревоженных народных верований» [Гинзбург 2000: 37]. См. также: [Гинзбург 2004; Ginzburg 1966; Ginzburg 1989]. Развитие этих идей на материалах ведовских процессов, имевших место в самых разных регионах Европы, см.: [Acta Ethnographica Hungarica 1991-1992; Klaniczay 1990; Klaniczay 1993; Henningsen 1990; Pócs 1998].

13 Иллюстрацией здесь может служить история некоего Эймоне Можета из Эпесса, арестованного по подозрению в колдовстве в 1438 г. На допросе он поведал своим судьям, что на шабаш попал совершенно случайно, вернее, по настоянию своего отца, давнего и верного члена секты. Сам Эймоне полностью раскаивался в содеянном, особенно упирая на то, что действовал по принуждению. Этим раскаянием, в частности, объясняется относительно мягкий приговор (пожизненное тюремное заключение вместо смертной казни), а также – крайне негативный образ шабаша, созданный Эймоне. Материалы процесса см.: [Aymonet Maugetaz].

14  Как пишет в своем «Защитнике дам», созданном в 1441-1442 гг., Мартин Ле Франк, на шабаше Дьявол исполняет все желания своих адептов: «Mais a tous ceulx qui consentir / Vouloient a tous ses plaisirs, / Il promettoit sans riens mentir / Le comble de tous leurs desirs» [Le Franc: 17485-17488]. 

15 «Et fuerunt presentes in comestione…» [Jaquet Durier: 224].

16 «Nos erimus bene recepti isto sero» [Jaquet Durier: 208].

17 «Und kamen denn zesamen in der lúten kellre, da der beste win inne waz; da lepten sy dann wol und furen aber dann, dar sy wolten» [Fründ: 34].

18 См., например: «Sed tamen ipsam non vidit in dicta synagoga, sed solum perpendit ex verbis, que dicta Marguereta sibi dixerat» [Utz Tremp 2000a: 372 (процесс Ангиллы Перроте, 1430 г.)]; «Et ultra dixit, debite interrogata, quod antiquitus synagoga seu conventicula eorum tenebatur in domo illius de Murten» [Ibidem: 341  (допрос Бруны, супруги Хенсли фон Праромана, 1430 г.)].

19 «Confessa que a leur sabbat venoit aucunes foiz un gros homme noir a gros yeux estincelés». – [AN: X 2a 24, f. 114-115 (avril 1446)].

20 [Aux sources du sabbat 2002: 161].

21 [Ibidem].

22 Дискуссию по этому вопросу см.: [Chauou 1995; Croix 1997].

23 Подробнее см.: [Klaniczay 1993: 229, 234, 236, 238, 242].

24 Габор Кланицай относит праздничную природу шабаша к «морфологическим элементам» его описания: [Klaniczay 1993: 234].

25 [Biesel 1993; Vaultier 1965: 9, 23-27].

26 [Biesel 1993].

27 [Klaniczay 1991-1992].

28 [Clark 1993; Muchembled 1990; Aux sources du sabbat 2002: 162, 167-175].

29 [Pfister 1997: 156].

30 Уже на самых ранних процессах «вальденсов» во Фрайбурге подчеркивается таинственность и секретность их сборищ: «Tunc revelavit sibi secreta dicte secte»  [Utz Tremp 2000a: 321 (процесс Ангиллы фон Кристансберг, 1430 г.)]; «Adonques preiast ly dicte Anguille a la Surera que elle lo volist tenir secreit» [Ibidem: 327 (допрос Берты Сурер, 1430 г.)]. Та же ситуация наблюдается и на более поздних, уже ведовских процессах. Об этом прямо говорит в 1484 г. Антуан де Вернекс, который подробно описывает способ передвижения на шабаш, но заявляет, что само место его проведения ему неизвестно [Maier 1996: 145-146, 148]. А Пьер Менетрей в 1498 г. просто сообщает, что собирались его сообщники «подальше от человеческих глаз» [Pfister 1997: 109-129].

31 Так, на процессах, имевших место в Вевё в 1448 г., только одна обвиняемая дает показания о том, где именно происходили встречи членов «секты». Все остальные обходят этот вопрос молчанием [Ostorero 1995]. Та же история повторяется на процессах 1477-1484 гг. [Maier 1996]. Из трех человек, осужденных за колдовство в 1498 г. в Во, ни один не называет точного места их встреч [Pfister 1997].

32 Об особенностях восприятия городской и не-городской территории, присущего представителям средневековой судебной власти, подробнее см.: [Togoeva 2007].

33 «Sed vere nesciret dicere locum ad quem iverunt, nisi quod dicebant illi qui ibi aderant quod erant prope Basileam» [Aymonet Maugetaz: 346].

34 [Strobino 1996: 123-135].

35 «Item in quodam loco vocato En laz Mollyt» [Jordana de Baulmes: 361].

36 «Eandem Johannetam delatam eundem demon in quodam loco vocato Apud Escubly» [Jeannette Barattier: 230].

37 [Strobino 1996: 77, 125].

38 Об особенностях инквизиционного процесса см.: [Ullmann 1988].

39 Подробнее об этих процессах см.: [Chiffoleau 1990].  Как сказано в преамбуле к приговору по делу Жанетт Баратье: «Ты совершила еще многие ужасные преступления, о которых страшно слушать и которые лучше обойти молчанием (et auditu aborrenda crimina que pro meliori subticentur)…»[Jeannette Barattier: 248].

40 Подробнее см.: [Тогоева 2006: 93-121].

41 Как представляется, принцип неназванности характерен не только для письменных документов по истории средневекового колдовства, но и для иконографических свидетельств. В XV в. изображения шабаша практически отсутствуют, что, по мнению Ф. Мерсье, также связано с таинственностью, окружавшей в сознании современников это действо [Mercier 2003].

42 Как, впрочем, и жилища самих «ведьм», которые очень часто расположены на окраине селения или за его пределами.

43 О неясном, непостижимом для человека характере чудесного см., например: [Dubost 1993; Dierkens 1995; Tarayre 1999].

44 [Крылов 2001].

45 О восприятии шабаша как чуда еще в начале XVI в. свидетельствует, в частности, трактат Самюэля Кассини (1505 г.). Итальянский автор доказывает несостоятельность демонологической концепции «от противного»: поскольку Дьявол, пишет он, не способен совершать чудеса и переносить людей на шабаш, рассказы о нем – не более чем выдумка, иллюзия, в которую верят лишь старики, сумасшедшие, слабоумные и необразованные люди. Подробнее о трактате Кассини см.: [Max 1993].

46 Это время называют, к примеру, Катерина Кика в 1448 г. [Catherine Quicquat: 251], Клод Боше и Джордана де Болм в 1477 г. [Maier 1996: 41-57; Jordana de Baulmes: 357], Пьер Менетрей в 1498 г. [Pfister 1997: 155-172].

47 О пении петуха как о сигнале к окончанию сборища упоминает, к примеру, Антуан де Вернекс [Maier 1996: 101].

48 Клод Боше рассказывает, что обычно добирался на шабаш на черной лошади [Maier 1996: 41]. Джордана де Болм подробно описывает использование в тех же целях метлы, на которую была надета табуретка [Jordana de Baulmes: 357]. На трехногой табуретке (но уже без метлы) путешествуют, согласно их показаниям в 1467 г., Пьер Шедаль, Франсуаза Барра и Пьеретт Тротта [Strobino 1996: 75]. А вот Антуан де Вернекс заявляет, что для прибытия на шабаш никакими подручными средствами он не пользовался, зато произносил магическую формулу «Vaz, de part de diable, vaz» – и сразу же оказывался на месте [Maier 1996: 89]. 

49 [Тогоева 2006: 18-19].

50 Об этом говорит, к примеру, Жаке Дюрье: «Item interrogatus quantis vicibus et quibus diebus ibant ad synagogam, qui delatus respondit quod ipsi ibant bis in septimana, videlicet die lune et die iovis» [Jaquet Durier: 228]. Та же ситуация наблюдается и на французских ведовских процессах, где судьи уверены, что «такие люди обычно летают на метлах по четвергам»: «Telz gens avoient acoutusme de chevaucher le balay le jeudi». – [AN: X 2a 22. F. 171v].

51 О бестиарии Дьявола см.: [Sansy 2000].

52 «Item de et super eo quod ipse Jaquetus inquisitus in ipsa sinagoga et congregatione hereticorum pluries more lupino comedit et devoravit carnem humanam» [Jaquet Durier: 219] (курсив мой – О.). Согласно признаниям Антуана де Вернекса, Дьявол и сам является своим адептам в виде волка [Maier 1996: 100]. Интересно, что в Центральной и Восточной Европе Дьявола называли «пастухом волков», т.е. хозяином дикого мира [Pócs 1991-1992].

53 Недаром в булле Иоанна XXII Super illius Saecula (1326/1327 г.), посвященной преследованию ведьм и колдунов представителями Инквизиции, говорится о том, что виновные в колдовстве «вступают в отношения со смертью и заключают договор с адом»: «Quod cum morte fedus ineunt et pactum faciunt cum inferno» [Boureau 2003: 19]. Шабаш связан с миром мертвецов и в показаниях обвиняемых в странах Центральной Европы [Pócs 1991-1992: 342].    

54 По мнению Клода Толозана, судьи инквизиции в Дофине, ведьмы и колдуны могут общаться с мертвецами и получать от них ответы на свои вопросы: «Se ab hominibus vocari divinos et a mortuis recipere responsa» [Tolosan: 401].

55 «Demone sibi apparente in specie hominis, qui dicit: “Tu habes nescio quid et magnam melenconiam de tuis liberis qui deffuncti sunt. Si tu velis michi credere, ego tibi monstrabo liberos tuos”» [Jeannette Barattier: 234].

56 «Que Johanneta delata respondit: “Quid vis, ut faciam?” Qui demon respondit: “Quod tu credas michi et quod tu negas Deum creatorem tuum, beatam Virginem Mariam…, sanctum baptisma, sanctos et sanctas Dei et omnia que Dei sunt”. Que delata contenta fuit abnegate omnia preter beatam Virginem Mariam et sanctum baptisma» [Ibidem: 234-236].

57 На процессах против швейцарских «вальденсов» Дьявола называют проповедником для членов секты: «Quis est ille predicator, qui ista predicat? Deberet esse aliquis diabolus» [Utz Tremp 2000a: 563 (допрос Греды, супруги Томаса Лопера, 1430 г.)]. Сами же «вальденсы» являются уже проповедниками Дьявола: «Possunt esse predicatores diaboli» [Ibidem: 565 (допрос Катарины, супруги Роле Бюлена, 1430 г.)].

58 «Insuper imponit sibi nomen ad votum, cognominando se dyabolus, ipsisque presignifficando quod est dyabolus Inferni et omnipotens et deus» [Tolosan: 366]. «Ipsum adorando, tamquam deum infernalem» [Ibidem: 400].

59 [Boureau 1992: 14-15]. О средневековой интерпретации таинства причастия как присутствия тела Христова повсеместно см.: [Rubin 1991].

60 Главенство Дьявола на шабаше подтверждается, в частности, тем, что он первым совокупляется с понравившимися ему адептами, а уже затем к сексуальным играм допускаются все прочие: «Et postmodum habitabant, primo magister sinagoge habitabat cum ipsa, antequam alii et post eum alii homines» [Catherine Quicquat: 252].

61 «Et ibidem est maior dyabolus et princeps provincie cui, sedenti in cathedra» [Tolosan: 368].

62 «Et fuerunt presentes in comestione Alexia de Lestra que erat regina» [Jaquet Durier: 225].

63 «Und wz ir als worden, das sy meintent, mochtten sÿ noch ein jare gerichssnet han, so woltten sÿ einen kúng haben uffgeworffen under inen selben» [Fründ: 43].

64 См., например: [Salvat 1982].

65 См., к примеру: [Реутин 1996; Колязин 2002].

66 Поэтому, например, в показаниях Эймоне Можета упоминается, что на шабаше собиралось больше ста человек [Aymonet Maugetaz: 347]. А Гийом Аделин, чей процесс проходил в 1453 г. в Эвро (Франция), говорит и вовсе об 1 миллиарде участников [Ostorero 2003: 73]. 

67 О мести как о побудительном мотиве вступления в секту упоминается в показаниях Клода Боше [Maier 1996: 41], Изабель Пера, Пьера Менетрея [Pfister 1997: 69, 109], Жаке Дюрье [Jaquet Durier: 199].

68 О жажде богатства говорят Жан Пезиу, Антуан де Вернекс [Maier 1996:61, 89], Маргарит Дизерен [Pfister 1997: 89]. Любопытно, что ту же причину – «получить навечно аллод в раю» – называет один из членов секты «вальденсов» в 1430 г.: «Et quod sibi volebat mediantibus istis et aliis bonis per eum factis sibi acquirere unum perpetuum allodium in paradiso» [Utz Tremp 2000a: 365 (допрос Берты, супруги Ричарда фон Маггенберга)]. Те же причины – желание обладать богатством, могуществом и иметь возможность заставить страдать своих врагов – называет в своей хронике Ганс Фрюнд [Fründ: 33].  

69 Наиболее подробные описания встречи с Дьяволом на шабаше см. в материалах процессов Клода Боше, Антуана де Вернекса [Maier 1996: 41-57, 89-101], Катерины Кика [Catherine Quicquat: 237-257].

70 Анонимный автор трактата «Errores gazariorum», созданного в 30-е гг. XV в., с негодованием замечает, что вступление новичков в секту «празднуется на самом что ни на есть непотребном банкете»: «Hiis peractis, omnes illius secte pestifere festinantes letantur de adventu novi heretici, commedentes que apud illos sunt…convivioque sceleratissimo sic peracto…» [Errores: 290] (курсив мой – О.Т.).

71 Джордана де Болм, в частности, упоминает о достаточном для всех количестве еды и питья: «Item interrogata si comedebant satis, dixit quod satis comedebant et bibebant» [Jordana de Baulmes: 356]. Гийом Аделин вообще считает, что желание до отвала наесться и напиться для многих является единственной причиной вступления в секту [Ostorero 2003: 73]. Образ изобилия на шабаше присутствует также у Клода Толозана: «Oppinantur eciam tales infideles ibidem comedere et bibere sine diminuncione aliquando» [Tolosan: 368]. И у Мартина Ле Франка: «Aulx aultres les danses plaisoient / Et aux pluiseurs mengier et boire. / La en habondance trouvoient / De tout plus qu’on ne porroit croire» [Le Franc: 17477-17480].

72 Подробнее о стране Кокань: [Delumeau 1967].

73 О «сладком» мясе сваренных младенцев упоминают не все, но многие из швейцарских обвиняемых: Клод Боше, Жан Пезиу, Антуан де Вернекс [Maier 1996: 57, 68, 90], Пьер Менетрей [Pfister 1997: 129], Жаке Дюрье [Jaquet Durier: 219, 223].

74 О танцах на шабаше рассказывает, например, Катерина Кика: «Item magis dixit et sponte confessa fuit quod quando ipsi fuerunt cenati tripudiaverunt, et quod erant ibidem tum plures vurpes et cati» [Catherine Quicquat: 252]. О танцах пишет и Мартин Ле Франк: «Aulx aultres les danses plaisoient» [Le Franc: 17477].

75 «Dixit et sponte confessa fuit quod se videbant mediantibus quibusdam parvis candelis lumen emictentibus obscurum ad modum aque que exit de fimo, et sunt ille candele ad modum stercoris canis» [Catherine Quicquat: 250].

76 «Postquam satis ad libitum tripudiaverunt, diabolus qui tunc presidet, clamat, lumen extinguendo: “Mestlet, mestlet”» [Errores: 290]. Тот же призыв фигурирует в показаниях Пьера Менетрея [Pfister 1997: 112].

77 Имена своих любовников называют на допросах Антуан де Вернекс и Жанетт Баратье [Maier 1996: 91, 326].

78 О нем упоминают Пьер Менетрей [Pfister 1997: 109-129], Катерина Кика [Catherine Quicquat: 253], Жанетт Баратье [Jeannette Barattier: 232], Перрисон Гаппи [Modestin 1999: 110]  и многие другие.

79 Несколько таких дел конца XIV в. см.: [Registre criminel: I, 93-112, 184-189, 225-231, 555-567; II, 264-274].

80 О «женщине замужем за Дьяволом» пишет Мартин Ле Франк: «…O Dieu, quel horreur! / Vray Dieu, que la couple est notable! / O vray Dieu, Jhesus, quel erreur! / La femme est mariee au dyable!» [Le Franc: 17533-17536].

81 Например, Джордана де Болм говорит: «Et hoc facto, homines habitant cum mulieribus more brutorum, videlicet per ultra naturam» [Jordana de Baulmes: 356] (курсив мой – О.Т.). См. также: «…prout animalia faciebant, videlicet per retro» [Jeannette Barattier: 236] (курсив мой – О.Т.).

82 О гомосексуальных контактах на шабаше говорят, к примеру, Эймоне Можета [Aymonet Maugetaz: 349] и Гийом Аделин [Ostorero 2003: 73]. Интересно, что в специальной литературе полностью отрицается существование описаний гомосексуальных контактов в материалах ведовских процессов вплоть до XVI в. [Herzig 2003].

83 «Cuius vocem postquam audiunt, simul carnaliter coniuguntur solus cum sola vel solus cum solo, et aliquando pater cum filia, filius cum matre, frater cum sorore et equo, ordine nature minime observato» [Errores: 290].

84 [Klaniczay 1990: 253].

85 «Et dicit quod ipsa delata habebat amasium suum in dicta synagoga vocatum Johannem Boyt, non recordatur de loco sue habitationis» [Jeannette Barattier: 236].

86 [Maier 1996: 68].

87 [Strobino 1996: 127]. Похожий образ встречается и в покаянных признаниях Эймоне Можета. Его Дьявол из черного человека сначала превращается в большую лампу, наполненную черным маслом, а затем – в черного же кота [Aymonet Maugetaz: 347].

88 [Ibidem: 82-90].

89 О теме Сатурна см. подробнее: [Klibansky, Panofsky, Saxl 1989].

90 В «детях Сатурна» уже в XV в. видели «детей Дьявола» и относили к ним преступников, маргиналов, алхимиков, ведьм и колдунов: [Тогоева 2006: 205-206].

91 Подробнее о теме Сатурна применительно к шабашу ведьм см.: [Zika 1993]

* * *

 

 Начало 

Оглавление темы     Примечания