ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 19

были и такие, кто не хотел видеть этих предзнаменований. Моралисты и сатирики высмеивали этих
чудаков, отказывавшихся верить в очевидное и искажавших тем самым естественную игру. Такие
люди, несомненно, стали чаще встречаться в XVII-XVIII вв., и, если верить Лафонтену, особенно
много их было среди стариков: «Больше всех похожий на мертвеца больше всех не хочет умирать».
Общество XVII в. было к этим старикам (50-летним!) безжалостно и жестоко насмехалось над их
привязанностью к жизни, столь понятной нам: Смерть была права. Идем, старик, не возражай.

Даже безумный Дон Кихот, в действительности куда меньший безумец, чем старики Лафонтена, не
пытался убежать от смерти. Напротив, предзнаменование конца как раз и привело его в рассудок.
«Племянница, — сказал он очень разумно, — я чувствую, что близок к смерти».

Вера в то, что смерть предупреждает о своем приходе, еще долго сохранялась в менталитете народа.
Чтобы ее обнаружить, нужен был гений Толстого, постоянно поглощенного темой смерти и мифом о
народе. На своем смертном одре, на маленькой станции, он со стоном повторял: «А мужики? Как же
мужики умирают?» А мужики умирали так, как рыцарь Роланд, как одержимая девица из Сполето, как
монах из Нарбонна: они знали.

У того же Толстого в рассказе «Три смерти» ямщик умирает на печи, а богатая дама в своей спальне.
Близкие скрывают от нее приближение смерти, а затем разыгрывают целый романтический спектакль.
Ямщику обман не нужен. Он не интересуется даже, в чем его болезнь. «Он знал и говорил, что смерть
его пришла, и ничего больше» [12].

Так же было и с одной старой французской крестьянкой, матерью господина Пуже, чьим биографом
был Жан Гиттон. В возрасте 74 лет она занемогла. «По истечении четырех дней: «Пойдите позовите
господина кюре». Кюре пришел, хотел ее соборовать. «Не сейчас, господин кюре, я вам скажу, когда
будет надо». Два дня спустя: «Пойдите скажите господину кюре, чтоб пришел соборовать»[13].

Mors repentina

Чтобы о приближении смерти можно было оповестить заранее, она не должна была быть внезапной,
repentina. Если она не предупреждала о своем приходе, она уже не рассматривалась как необходимость,
хотя и грозная, но ожидаемая и принимаемая волей-неволей. Внезапная смерть нарушала мировой
порядок, в который веровал каждый. Она была абсурдным орудием случая, иногда выступавшего под
видом Божьего гнева. Вот почему mors repentina считалась позорной и бесчестящей того, кого она
постигла.

Когда Гаерис скончался, отравленный плодом, который в неведении поднесла ему королева Гвениевра,
он был похоронен со всеми почестями. Но на память о нем был наложен запрет. «Король Артур и все
те, кто был при его дворе, были так опечалены столь некрасивой и столь низменной смертью, что
почти не говорили о ней между собой». В этом мире, столь знакомом со смертью, внезапная кончина
казалась некрасивой, пугающей и чуждой.

Сегодня, когда мы изгнали смерть из нашей повседневной жизни, как раз такое внезапное и абсурдное
несчастье нас особенно бы взволновало и скорее именно с этого необыкновенного случая мы сняли бы
привычные запреты. В Средневековье низкой и позорящей была не только внезапная и абсурдная
смерть, но также смерть без свидетелей и церемоний, как, например, кончина путешественника в
дороге, утопленника, выловленного в реке, неизвестного человека, чье тело нашли на краю поля, или
даже соседа, сраженного молнией без всякой причины. Неважно, был ли он в чем-либо виновен, —
подобная смерть клеймила его проклятием. Это представление было очень древним. Еще Вергилий
заставил прозябать в самой жалкой части ада ни в чем не повинных, которые были преданы смерти по
ложному обвинению и которых мы, современные люди, захотели бы, разумеется, полностью
оправдать.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости