ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 21

субстанциями человеческого тела — кровью или спермой. «Тех, кто был убит, в церковь не приносят,
из страха, чтобы их кровь не испачкала полов в храме Божьем». Заупокойная месса должна была
совершаться в отсутствие телесных останков умершего.

Исключительная смерть святого

Обычная и идеальная смерть в Раннее Средневековье не была специфически христианской кончиной,
благом для души, каким представляли смерть столетия христианской литературы, начиная с отцов
церкви и вплоть до благочестивых гуманистов. С тех пор как воскресший Христос победил смерть, она
рассматривалась как новое рождение, как восхождение к жизни вечной, и потому каждый христианин
должен был ожидать смерти с радостью. «Посреди жизни мы во власти смерти», — писал Ноттер в

VII в. и добавлял: «На горькую смерть не предай нас». Здесь «горькая смерть» — это смерть во грехе, а
не сама физическая кончина грешника. Эти благочестивые чувства, конечно, отнюдь не чужды и
светской литературе Средневековья: мы находим их в поэмах артуровского цикла, где король Мегенье,
которому помазание кровью Грааля вернуло одновременно «зрение и мощь тела» и здоровье души,
призывает Христа забрать его к себе, ибо, говорит он, «я не мог бы умереть в большей радости, чем в
настоящее время». «Он сжал Галаада в своих объятиях, прижал его к груди, и в то же мгновение
Господь доказал, что услышал его молитву, ведь душа его покинула тело».

Так же и Галаад в день, когда ему было видение Грааля, затрепетал и, воздев руки к небу, воскликнул:
«Господи, благодарю тебя за то, что ты таким образом согласился с моим желанием! Я вижу здесь
начало и причину вещей. А теперь молю тебя позволить мне перейти из этой земной жизни в жизнь
небесную». Он смиренно принял причастие и сказал Богану: «Боган, приветствуй за меня моего
сеньора Ланселота, отца моего, когда его увидишь». После чего он вновь преклонил колени перед
серебряным столом, и скоро душа его покинула тело" То была исключительная и необыкновенная
смерть мистика, которого приближение конца наполняет «небесной» радостью. Это была не мирская
смерть, не обычная физическая кончина, какую мы встречаем в героическом эпосе или рыцарских
романах.

На смертном одре: обиходные ритуалы

Чувствуя свой скорый конец, умирающий принимал необходимые меры. В мире, столь насыщенном
чудесами, как мир рыцарей Круглого стола, смерть была, напротив, вещью весьма простой. Когда
Ланселот, побежденный и ослабевший, ожидал в пустынном лесу близкой смерти, он снял доспехи,
распростерся на земле, повернув голову на восток, сложил руки крестом и начал молиться. Смерть
всегда описывается в таких словах, простота которых контрастирует с эмоциональной насыщенностью
контекста. Придя к Тристану и найдя его мертвым, Изольда ложится рядом с ним и поворачивается
лицом к востоку. Вот как ожидает смерти архиепископ Турпин: «На груди, прямо посередине, он
скрестил свои столь прекрасные белые руки».

Это была ритуальная поза: умирающий, согласно Гийому Дюрану, должен быть положен на спину,
дабы его лицо было обращено все время к небу. При погребении тело очень долго располагали в земле
с ориентацией на восток, в направлении Иерусалима. «Надо хоронить умершего так, чтобы он головой
лежал к западу, а ногами к востоку», — писал епископ Гийом[17].

Приняв такую позу, умирающий может совершить последние обряды. Он начинает с печального и
скромного воспоминания о вещах и существах, которых любил, с краткого рассмотрения собственной
жизни, сведенного к нескольким важнейшим образам. Роланд в свои последние мгновения вспоминает

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости