ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 42

Это кладбище имело также галерею вокруг церкви, с 80 арками и со множеством часовен, считавшихся
не менее почетным местом погребения, чем интерьер церкви[68]. На кладбище Сент-Инносан цена за
погребение в часовнях Шапелль-д'Оржемон и де-Виллеруа доходила в XVIII в. до 28 ливров, тогда как
в других местах кладбища (но не в братских могилах) цена составляла от 3 до 5 ливров. Нам известны
и расценки на кладбище церкви Сен-Луи-анл'Иль в 1697 г.: могильщик получал 12, а кюре 6
ливров [69].

Братские могилы

Здесь зарывали тех, кто не в состоянии был уплатить высокие сборы за право быть похороненным
внутри церкви или под chamiers. Эти могилы были настоящими колодцами, 5 м шириной и 6 м длиной,
вмещавшими от 1200 до 1500 трупов; в самых маленьких содержалось от 6 до 700 мертвых тел. Одна
из таких могил все время оставалась открытой; иногда их было две. По прошествии нескольких
месяцев или лет они наполнялись доверху, и тогда их закрывали и рыли другие, тут же в стороне.
Наполнявшиеся ямы лишь слегка присыпали землей, так что голодным волкам в холодные зимы, как и
грабителям, снабжавшим в XVIII в. «материалом» любителей анатомических опытов, не составляло
большого труда выкапывать трупы.

Есть основания полагать, что братские могилы вошли в обычай в связи с эпидемиями чумы,
опустошавшими города, уже раздувшиеся от переизбытка населения вследствие демографического
подъема XIII в. Еще раньше, как свидетельствует Рауль Глабер, такие могилы рыли во времена голода:
«Так как было невозможно хоронить каждый труп отдельно из-за большого числа мертвецов, то
добрые и богобоязненные души устроили в различных местах chamiers, где укладывали более чем по
500 трупов». Об устройстве на парижских кладбищах в период эпидемии 1418 г. больших ям, куда
помещали по 30-40 мертвецов в каждую и лишь слегка присыпали сверху землей, рассказывает в
своем дневнике анонимный парижский бюргер. Далее он упоминает об еще больших ямах, вмещавших
около 600 человек каждая70.

Постепенно братские могилы перестали быть явлением, присущим исключительно периодам высокой
смертности. Начиная по крайней мере с XV в. и вплоть до конца XVIII в. они были обычным способом
погребения бедняков и вообще простонародья. В одном отчете о состоянии парижских кладбищ 1763 г.
описываются со слов могильщика такие ямы: одна из них. вырытая в январе, весной уже вмещала
более 500 трупов и заполнилась; в мае предстояло выкопать вторую, причем могильщик не мог
показать инспектору, где именно он собирается это сделать, так как никакого строгого порядка в
размещении братских могил не существовало. Случалось, что могильщик, копая очередную яму, вдруг
натыкался на еще не разложившиеся до конца трупы и останавливался, после чего или клал сверху
новых мертвецов, или снова засыпал неожиданно найденную старую яму и переходил на другое место.
Рыли такие братские могилы не только на старых, восходящих еще к Средневековью кладбищах.
Другой отчет, 1746 г., описывает совсем новое кладбище Сен-Сюльпис на рю де Баньё, где была
обнаружена яма величиной примерно 5 м в длину, 5 м в ширину и 6 м в глубину, «покрытая железной
решеткой и способная вместить 500 трупов».

О земле на кладбище Сент-Инносан говорили, что тело умершего полностью разлагается в ней всего за
девять дней. Подобное же свойство, считавшееся сверхъестественным, приписывали и земле на
кладбище в Алискан-д'Арль. Когда завещатели, иногда даже епископы, которые не могли быть
похоронены на Сент-Инносан, требовали, чтобы в их гроб положили горсть земли с этого кладбища, то
причиной тут, бесспорно, было ее чудесное свойство. После «первого» погребения, когда тело
предавали земле, нередко происходило и «второе»: высохшие кости складывались в chamiers. Практика
двойного погребения известна и в других культурах, например на Мадагаскаре, но в средневековой
Европе она не имела религиозного смысла.

Нельзя не упомянуть особый случай, отличный от общей практики chamiers. В маленьких романских
церквах в Каталонии мы находим с наружной стороны стен небольшие полости, предназначенные для
костей умерших и закрывавшиеся досками с эпитафиями. Вполне очевидно, что ниши служили именно

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости