ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 45

Убежище и общественное место

Средневековое кладбище было не только местом, где хоронили. Как подчеркивает Г. Ле Бра, словом
cimeterium обозначали также место, где давно уже не производили погребений[72] или даже вообще
никогда не хоронили, но это место исполняло функцию, общую для всех кладбищ: вместе с церковью
они были очагами социальной жизни, заменив собой римский форум. В течение всего Средневековья и
до конца XVII в. кладбище соответствовало как идее общественного места, так и другой, сегодня
единственной, идее некрополя.

Эта двойная функция находит свое объяснение в том, что кладбища обладали правом убежища, по тем
же причинам, по каким вошли в обычай захоронения «у святых». Святой патрон предоставлял
чтившим его живым защиту в мирских делах, а мертвым, вверявшим ему свои бренные останки,
духовное попечение. Сфера действия светских властей заканчивалась перед входом в церковную
ограду: там, за стенами, на освященной земле живые, как и мертвые, обретали мир Божий.

Итак, первое значение слова cimeterium, не связанное с его функцией погребения, — «убежище вокруг
церкви» (так в глоссарии Дю Канжа); из церковной латыни это значение перешло и во французский
язык. По словам современного историка, в Бретани «кладбище быстро приобрело смысл убежища,
места, освобождавшего отпреследований»[75]. Ученые монахи-болландисты XVII в. обнаружили
старинную историю на этот счет: в Англии во время одной из частных войн враги ворвались в деревню
и начали грабить даже в церкви и на кладбище, где жители пытались уберечь свои одежды, мешки и
сундуки, развесив их на ветвях кладбищенского дерева. Грабителей это не остановило, они стали
карабкаться вверх по высокому стволу, но тут в дело вмешался святой патрон той церкви. Ветви
обломились и вместе с тяжелыми мешками и сундуками обрушились на других грабителей, ожидавших
внизу под деревом. Добрая часть злоумышленников была раздавлена насмерть.

Понятно, что в те смутные времена функция убежища иногда даже преобладала над функцией места
погребения. Ничто не мешало — нам сегодня это кажется абсурдным — создавать кладбища, где
вообще не хоронили, где даже запрещалось хоронить. Дю Канж приводит пример одного такого
кладбища — «только для укрытия живых, а не для погребения мертвых».

Функция убежища превращала кладбища иногда в место обитания живых, но всегда в общественное
место, где люди могли встречаться, независимо от того, продолжали ли там хоронить умерших или нет.
Люди, попросившие убежища на кладбище, поселялись там и отказывались оттуда уходить. Некоторые
довольствовались клетушками над погребальными галереями, другие возводили целые жилые
постройки и продолжали занимать кладбище куда дольше, чем этого хотелось церковным властям. Не
то что духовенство считало недопустимым жить на кладбище, но оно стремилось сохранить полный
контроль за использованием этого священного пространства в своих руках. Так, церковный собор в
Нормандии 1080 г. потребовал, чтобы после окончания войны люди, нашедшие убежище на кладбище,
были оттуда изгнаны, но сделал характерную оговорку: самые старые обитатели, поселившиеся там в
числе первых, имеют право остаться[77].

С появлением на кладбище жилых помещений, предоставлявшихся духовным лицам или сдававшихся
внаем мирянам, слово cimeterium приобрело еще одно значение: «место или поселение у церкви»
(глоссарий Дю Канжа). Случалось так, что эти заселенные островки постепенно захватывали всю
территорию кладбища, так что хоронить умерших там уже было негде, однако и после этого поселение
продолжало считаться кладбищем, претендовавшим на сохранение за ним права убежища, что
вызывало споры. В начале XIII в. судебные власти обсуждали вопрос, позволяют ли местные кутюмы
вотчинникам взимать подати и требовать службы от жителей кладбища. Тогда же в эльзасском
Шлеттштадте постановили, что обитатели кладбища пользуются иммунитетом78.

Таким образом, люди селились на кладбищах, нисколько не смущаясь ни повседневным зрелищем
похорон прямо у их жилья, ни соседством больших могильных ям, где мертвецов зарывали, пока ямы
не наполнялись доверху. Но не только постоянные жители кладбищ расхаживали там, не обращая
внимания на трупы, кости и постоянно стоявший там тяжелый запах. И другим людям кладбище
служило форумом, рыночной площадью, местом прогулок и встреч, игр и любовных свиданий.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Эксперты рассказали, как преодолеть страхи, мешающие путешествовать

Эксперты уверяют, что страхи мешающие путешествовать возможно преодолеть. Специалисты рассказали, какие страхи перед путешествиями самые распространённые, а также назвали способы как их побороть. Самым распространённым страхом, по мнению специалистов, является боязнь выйти из зоны комфорта.

Ученые: Характер человека меняется в течение жизни

Ученые из Эдинбургского университета опровергли миф о том, что характер человека не меняется на протяжении жизни. Исследование, начатое еще в 1947 году, опубликовано в издании The Daily Mail.

Nintendo Switch не будет поддерживать видеосервисы

В начале проекта консоль компании Nintendo, называющаяся Switch, не будет поддерживаться цифровым магазином старых игр. Также для неё не подойдут видеосервисы Netflix и YouTube. Однако японская компания дала понять поклонникам, что эти функции станут доступны в ближайшем будущем.

Samsung и Nokia сообщили о сотрудничестве в разработке 5G

Две всемирно известные компании по выпуску электроники Samsung и Nokia сообщили о сотрудничестве в разработке 5G. Сотрудники корейского и финского предприятий намерены осуществить проверку и контроль сертификации последнего стандарта связи.

Названы самые автомобильные регионы России

Москва и Санкт-Петербург лидируют по количеству продаваемых населению автомобилей. В прошлом году на тысячу жителей в этих регионах в среднем было реализовано 16 новых легковых автомобилей. Об этом свидетельствуют результаты исследования аналитического агентства "Автостат".

Орёл занял 73-место в ТОП-100 городов России по стоимости жилья

Город Орел в рейтинг 100 крупнейших городов России по стоимости жилой недвижимости по итогам 2016 года занял 73-e место. Рейтинг обнародовало агентство Domofond. ru. По данным агентства, средняя стоимость квадратного метра жилья в Орле в прошлом году составляла 43 761 рублей.

Бизнес-туристы заинтересовались Россией

Эксперты ГК "Аэроклуб" проанализировали запросы на приглашения для иностранцев и выяснили, изменился ли спрос на поездки в Россию среди бизнес-туристов и экспатов из визовых стран. Исходя из результатов исследования, спрос на приглашения в Россию для бизнес-туристов в 2016 году вырос на 58%.

Алушта станет участником «Ассоциации курортных городов»

Депутаты поддержали инициативу Сочи о создании ассоциации. Полномочия делегата от Алушты в ассоциации делегированы избранному сегодня главой муниципалитета Борису Егорову.