ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 54

благосклонно» (1669 г.); «в часовне Нотр-Дам-де-Сюффраж-дю-Тор, если господин настоятель
названной церкви на это согласится, если же нет, то на кладбище названного прихода» (1678 г.).

Эти тексты интересны также для понимания психологической связи между захоронением в церкви и
захоронением на кладбище. В пользу кладбища высказываются лишь при невозможности добиться
места в церкви. Однако некоторые завещатели сознательно, из смирения, отдавали предпочтение
кладбищу. Клод де л'Эстуаль, сеньор де Сусси, «признавая себя великим грешником, не желает быть
похороненным в церкви, почитая себя недостойным, но только на кладбище его прихода» (1652 г.).
«На кладбище» — это значило подчас: в его благородной части, в погребальной галерее, в chamiers (в
двух завещаниях 1660 и 1667 гг.). Из того же смирения некоторые выбирали братскую могилу —
большую общую яму для бедных, подобно некоему адвокату из Шатле в 1406 г. или Женевьеве де
Катреливр в 1539 г., пожелавшей лежать после смерти «в яме для бедных на кладбище СентИнносан»,
как и ее отец. Мы еще увидим в третьей части книги, что погребение на кладбище людей знатных, все
время сохранявшее характер исключения из правил, во второй половине XVIII в. станет делом все
более частым. То был знак перемен, наступивших с прекращением захоронений в церквах.

Кто в церкви? Кто на кладбище? Тулузский пример

Из всего, что мы только что видели, вытекает, что в XV-XVII вв. желанным местом погребения была
церковь. Именно об этом говорит писатель Антуан Фюретьер в своем «Опыте всеобщего словаря»
(1684) в статье к слову «кладбище»: «Когда-то никого не хоронили в церквах, но на кладбищах.
Сегодня они предназначены только народу». Но кто входил в понятие «народ»? Рассмотрим, как
подразделялись захоронения. Такую возможность дают нам приходские реестры, где указывается
место каждого погребения, даже если оно совершилось не в этом приходе.

Я выбрал реестры трех приходов Тулузы конца XVII и первых лет XVIII в. Один из приходов — Сент-
Этьен, при кафедральной церкви, в центральной, средневековой части города, где еще обитали тогда
знатные лица, офицеры, должностные лица, богатые купцы. Другой приход — Дальбад, посреди
ремесленного квартала, где жили также должностные лица парламента. Наконец, третий приход,
аббатство Дорадское, лежал несколько поодаль, менее демократичный, чем Дальбад, но менее
аристократичный, чем Сент-Этьен[110].

Реестры позволяют отделить захоронения в церкви от захоронений на кладбище. Рассмотрим сначала
случай погребений жителей прихода вне своего прихода:

Таблица 1. Захоронения в церквах за пределами прихода (для каждой церкви указывается процент от
общего числа захоронений в церквах)

Место погребения — Дорад (1699) — Дальбад (1705) — Сент-Этьен (1692)

Церковь кордельеров — 33,5 — 62 — 12
Церковь якобинцев — 33,5 — 15,5
Церковь кармелитов — 11,5 — 27,7
Приходская церковь

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости