ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 66

В такой рискованной игре есть нечто ужасное, и вполне понятно, что страх перед потусторонним
миром мог владеть людьми, еще не испытывавшими страха перед самой смертью. Страх перед
потусторонним миром выражался в представлениях об адских муках. Сближение момента смерти с
моментом окончательного решения участи человека грозило распространить на саму смерть страх,
внушаемый вечными муками. Быть может, именно так и следует интерпретировать феномен macabre

— характерных для Позднего Средневековья мрачных и отталкивающих изображений разлагающихся
трупов, гниения, а затем, в XVII-XVIII вв., иссохших скелетов, костей, черепов. Средневековый
феномен macabre ставил в тупик историков, начиная с Жюля Мишле, пораженных оригинальностью
сюжетов и реализмом изображения.

Разумеется, и иконография macabre опиралась на определенные традиции. Неизбежность смерти,
хрупкость и бренность земного бытия вдохновляли уже древнеримских мастеров, изображавших
скелет на бронзовой чаще или на мозаичном полу богатого дома. И в средневековом искусстве очень
рано можно обнаружить изображение Смерти в виде всадника из «Апокалипсиса». Так, на капители
колонны в соборе Парижской Богоматери, на портале Страшного суда в Амьене женщина с
завязанными глазами уносит мертвое тело, кладя его на круп своего коня. В других случаях всадник
Смерть держит в руках весы судилища или смертоносный лук со стрелами. Но иллюстрации эти
немногочисленны, маргинальны и комментируют без всякого пафоса общие места идеи человеческой
смертности.

Размышление о тщете и суетности земной жизни, о необходимом «презрении к миру» постоянно
присутствует в христианской литературе Средневековья. Латинская поэзия XII в. полна
меланхолических мыслей о былом величии, унесенном беспощадным временем: «Где теперь
торжествующий Вавилон, где ужасный Навуходоносор, где могущество Дария? (...) Они гниют в земле
(...) Где те, кто был в этом мире прежде нас? Пойди на кладбище и взгляни на них. Они теперь всего
лишь прах и черви, плоть их сгнила...»[124] В монастырях монахам, слишком искушаемым всем
мирским, не уставали напоминать о бренности могущества, богатства, красоты. Вскоре, незадолго до
великого расцвета macabre, другие монахи, нищенствующие братья, выйдя из монастырей,
распространили по всему христианскому миру темы и мотивы, глубоко поразившие воображение
городских масс, внимавших странствующим проповедникам. Темы этих проповедей относились к той
же культуре macabre, которой предстояло в скором будущем пережить невиданный расцвет.

Правда, до XIV в. образ разрушения, распада всего живого иной, чем в более позднее время: прах,
пыль, но не разлагающаяся масса, кишащая червями. В языке Вульгаты и старинной литургии в дни
великого поста понятия пыли и праха, из которых человек вышел и в которые он возвратится,
смешиваются. Подобный круговорот праха, связанный с идеями природы и материи, создает образ
разрушения, близкий к традиционному, архаическому образу смерти, выражаемому словами «все мы
смертны». Напротив, новому образу смерти, индивидуальной, патетической, тому образу, который мы
находим в трактатах об «искусстве умирать», должен был соответствовать и новый образ разрушения.

Наиболее ранние воплощения macabre в средневековом искусстве зачастую еще обнаруживают
преемственную связь с иконографией Страшного суда или же суда индивидуального,
разворачивающегося у постели умирающего. К примеру, на большой фреске на пизанском Кампо
Санто, датируемой примерно серединой XIV в., вся верхняя часть представляет собой битву ангелов и
бесов, оспаривающих друг у друга души умерших. Ангелы уносят избранных на небо, бесы же
ввергают проклятых в ад. Привыкшие к иконографии Суда, мы находим здесь то, что и ожидали найти.
Зато в нижней части фрески мы напрасно стали бы искать традиционные образы воскресения мертвых.
Вместо них мы видим женщину с распущенными волосами, в длинных одеждах, летящую над миром и
разящую своей косой молодых людей обоего пола в лучшие мгновения их жизни. Это странный
персонаж, в котором есть нечто и от ангела (она летит, и ее тело антропоморфно), и от дьявола и зверей
(у нее крылья летучей мыши). Действительно, нередки будут попытки лишить Смерть ее
нейтральности и отнести ее к миру дьявола, к миру адских сил. «Тенью ада» называет Смерть Пьер
Ронсар. Но ее будут рассматривать и как посланца добра, верного исполнителя воли Божьей: в картине
Страшного суда у Ван Эйка она накрывает мир своим телом, подобно Богоматери, накрывающей род
человеческий своим плащом.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

В Японии пояснили ограничения по поводу объема талии у граждан

В Японии не считается противозаконным превышение нормы объема талии, при этом склонным к ожирению гражданам рекомендовано проходить консультации у врачей, сообщили в министерстве труда, здравоохранения и соцобеспечения Японии.

Полпред президента посетил тюменский центр нейрохирургии

Вчера, 18 февраля, в Федеральном центре нейрохирургии Тюмени побывали полномочный представитель президента России в УрФО Николай Цуканов и глава региона Александр Моор.

Компания Huawei пыталась выкрасть коммерческую тайну у Apple

Известный китайский бренд Huawei достаточно давно вовлечен в шпионские скандалы. На этот раз их уличили в попытке украсть коммерческую тайну об Apple Watch от Apple. Как пишут западные СМИ, все больше и больше всплывает фактов о шпионаже правительством Китая за гражданами США.

Продажи игровых консолей в России резко выросли

Продажи консолей в России выросли на 31% в 2018 году как в штучном, так и в денежном выражении. Об этом сообщает объединённая компания "Связной | Евросеть". За прошлый год ресейлер продал 620 тысяч таких устройств, выручка с них составила 12,5 миллиарда рублей.

ГК «Надежда» повышает цены на квартиры

ГК «Надежда» объявляет о повышении цен на квартиры с 1 марта. Если кто-то планирует приобрести собственное жилье, но еще раздумывает над покупкой, торопитесь.

Цена на офисные помещения в Челябинске выросла за 2018 год на 9%

По данным аналитиков портала, средняя по России цена предложения коммерческой недвижимости на продажу с I квартала 2018 года выросла на 1%, до 37 тыс. 273 руб. за кв. м. Самыми дорогими типами в январе 2019 года были офисы (50 тыс. 185 руб. за кв. м. в среднем по России), гостиницы (47 тыс. 697 руб. за кв. м.), и торговые помещения (47 тыс. 170 руб. за кв. м.).

На восточном входе «Столбов» достраивают туристский центр

На восточном входе красноярского заповедника Столбы скоро начнет работу филиал туристско-информационного центра Красноярска, рассказали в Красспорте. Деревянный павильон уже установлен, до конца недели к нему подведут инженерные коммуникации. Финансировался проект из краевого бюджета.

Гастрономический автопробег пройдет в Краснодаре

22 февраля Краснодар присоединится к проекту известного ресторатора Республики Марий Эл Рамиля Вафина, который проходит под девизом: «Путешествовать по России очень вкусно».