ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 67

На большой фреске в Пизе под взмахами косы Смерти падают наземь мертвые тела с закрытыми
глазами, а ангелы и бесы спешат подобрать души, покидающие свою бренную оболочку. В стороне от
этой сцены всеобщей смерти есть и другая: отряд всадников пятится от ужасающего зрелища трех
разверстых гробов. Лежащие в них мертвецы находятся в трех различных стадиях разложения: у
одного лицо еще не тронуто тлением, и он был бы похож на лежащих в другой части композиции,
только что сраженных косой Смерти, если бы не живот, раздувшийся от трупного газа; другое тело уже
обезображено тлением до неузнаваемости, и только в отдельных местах еще видны куски плоти;
третий мертвец уже достиг состояния мумии.

Именно наполовину разложившийся труп станет наиболее частым типом изображения Смерти. Такого
мертвеца можно увидеть уже около 1320 г. на стенах нижней базилики в Ассизи, работы одного из
учеников Джотто. Это главный персонаж иконографии macabre с XIV по XVI в. Мы находим его также
на многих надгробиях, о которых трудно сказать что-нибудь еще после великолепных описаний и
комментариев исследователей Э.Маль и Э.Панофски[125]. Но в их работах речь идет о надгробиях
выдающихся исторических личностей, украшенных с большим искусством, где в нижней части
помещено изображение Смерти, а в верхней — блаженного праведника в раю. Таковы, например,
надгробия кардинала Лагранжа в Авиньонском музее, каноника Ивера в соборе Парижской Богоматери
(ср. также надгробие Пьера д'Айи, епископа Камбрэ, в собрании Гэньер[126]. Такие пышные
надгробные памятники были, однако, не столь уж многочисленны, и не в них главным образом
выражалась новая идея смерти.

На других, более скромных и банальных надгробиях также видны изображения мертвецов, но без
отталкивающих признаков разложения. Лежащий труп покрыт саваном, оставляющим открытыми
голову и голую ногу. Этот тип изображения был, как кажется, весьма распространен в Дижоне
(надгробие Жозефа Жермена 1424 г. в Дижонском музее, надгробия двоих основателей часовни в
церкви СенЖан в Дижоне). Труп можно распознать по выступившей вперед челюсти и впалым щекам.
У женщин распущены волосы. Это трупы, уже некоторое время дожидающиеся погребения.

Странная вещь: эти трупы не всегда изображались в реалистической позе, лежащими. На другой
надгробной плите, 1521 г., в церкви Сен-Мишель в том же Дижоне, мертвецы не лежат бок о бок, а
стоят на коленях по обе стороны от Христа в славе: поза молящихся. В Лотарингском музее в Нанси на
одном из надгробий XVI в. мумия сидит подперев голову рукой, причем резчик по камню и здесь
проявил сдержанность в изображении признаков разложения.

Может показаться удивительным, что эта сдержанность сменилась тогда же неистовым
экспрессионизмом искусства macabre. Но не следует заблуждаться, подобные проявления
сдержанности были очень редки. Если составить статистику надгробий с XIV по XVI в., станет ясно,
что представление Смерти в виде полуразложившегося трупа — явление более позднее по отношению
к остальной части иконографии macabre и почти не встречается ни в Италии (до повсеместного
распространения там в XVII в. изображений скелетов), ни в Испании, ни в средиземноморской части
Франции. Изображения символического мертвеца составляют лишь эпизод, маргинальный и
эфемерный, в истории средневекового надгробного искусства, хотя в XV-XVI вв. они сыграли
значительную роль в творчестве скульпторов, причем не только в великолепных памятниках —
образцах высокого искусства, но на обычных плитах, как в Дижоне или в голландских церквах того
времени.

Вместе с тем в надгробном искусстве темы и мотивы macabre представлены меньше всего. Гораздо
откровеннее и чаще они выступают в других формах выражения, особенно в аллегорических сценах,
показывающих невидимое. В некоторых artes moriendi, как и на францисканской фреске 1320 г. в
Ассизи, окоченевший труп, олицетворяющий Смерть, проскальзывает в комнату умирающего,
невидимый для присутствующих. В трактате Савонаролы "Искусство благой смерти" 1497 г. мы видим
его сидящим в ногах умирающего. В другом итальянском arte 1513 г. он еще только входит в дверь
комнаты[127].

Но в artes moriendi представление о Смерти в виде трупа встречается еще реже, чем на надгробиях. Его
истинным доменом были иллюстрации к часословам, предназначенным для благочестивых мирян, в
особенности при заупокойной службе. Это еще одно указание на тесные связи между иконографией
macabre и церковной проповедью, прежде всего проповедью нищенствующих монахов.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

За 6 месяцев 2018 года в Подмосковье выполнили 2,2 тысячи процедур ЭКО

Порядка 2200 процедур экстракорпорального оплодотворения было проведено в Подмосковье с января по июнь этого года, передает пресс-служба первого зампреда правительства региона Ольги Забраловой.

Как Минздрав планирует снизить смертность от онкологии на 10%

Перспектива удручала, но уже через пять лет смертность уменьшилась на 3,5%. Останавливаться нельзя.

Робот приходит в незакрытые двери

Как развивается скандал вокруг утечек личной информации россиян Скандал с утечкой личных данных в поисковые системы набирает обороты — пользователи находят в «Яндексе» все новые документы с персональной информацией россиян.

Компания Adidas к 2024 году перейдет на вторичный пластик

Компания Adidas намерена к 2024 году перейти полностью на переработанный пластик.

Элитная «первичка» в Москве увеличила объемы на 60%

За два года предложение новостроек в бизнес- и элит-классе в старой Москве увеличилось более чем на 60%, сообщает компания "Азбука жилья".

Мутко: основная нагрузка по решению проблем дольщиков ляжет на регионы

Основная нагрузка по решению проблем обманутых дольщиков ляжет на региональные власти, которые выдавали разрешение на строительство, ожидается, что проблема обманутых дольщиков будет решена в 2022-2023 годах, сообщил журналистам вице-премьер РФ Виталий Мутко.

Составлен рейтинг самых дешевых пляжных туров на август

Аналитическая служба АТОР опубликовала итоги анализа минимальных и средних цен на недельные пакетные пляжные туры с вылетом 4 августа из Москвы по 12 наиболее востребованным направлениям: Турция, Греция, Кипр, Испания, Италия, Болгария, Черногория, Таиланд, Тунис, Анапа, Крым, Большой Сочи.

Последние туристы «Натали Турс» вернутся в Россию до конца недели

Около 130 туристов оператора "Натали Турс" вернутся в Россию до конца недели, передает РИА Новости.