ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 69

сознании общества. Символизм этой иерархии является сегодня важным источником информации для
исследователей социальной истории[130].

В изображениях Пляски Смерти до XVI в. встреча человека и Смерти не брутальна. Жест Смерти
почти мягок, она скорее предупреждает человека о его скорой кончине, чем разит. Она приглашает
свою будущую жертву взглянуть на нее, и сам ее вид служит предупреждением: «К Великому Судье
вам надлежит явиться». Со словами, в которых смешаны ирония и благочестие, обращается она к
купцу, ростовщику, врачу. С несчастным пахарем, прожившим всю жизнь в заботах и трудах, она
говорит иначе, твердо, но и сочувственно: умереть придется, этого не избежать, но «Ты Смертью
должен быть доволен. Она избавит от забот».

Однако живые не готовы к этой встрече. Рукой или головой они делают жест отталкивания, отрицания,
но дальше этого рефлекса человека, застигнутого врасплох, не идут. Ни глубокой тревоги, ни ярости
сопротивления не видно на их лицах, только печаль, смягченная покорностью: у богатых больше
печали, у бедных больше покорности. Так, жена преуспевающего торговца еще надеется, что ее
вылечат врач и аптекарь, в то время как жена крестьянина принимает свою участь с готовностью и
терпением. Любопытно видеть на лицах, которые должны были быть искажены страхом смерти, все то
же древнее чувство простодушной покорности судьбе.

Другие сцены кажутся как бы развитием этих встреч, когда люди в пляске сходятся лицом к лицу со
Смертью, и также призваны напомнить и о неминуемости конца бренной жизни (memento mori, «помни
о смерти»), и о равенстве всех живущих перед смертью. Мумия или скелет, олицетворяющие Смерть,
входят в зал, где собрались коронованные особы и прелаты, или приближаются к пиршественному
столу во время веселого пира жизни, чтобы схватить сзади кого-либо из сотрапезников, как на гравюре
Страдана. Еще больше, чем в artes moriendi и в Плясках Смерти, здесь подчеркнут момент внезапности.
Смерть уже не дает отсрочки, не предупреждает о своем приходе, но подкрадывается исподтишка: это
mors improvisa, смерть неожиданная, непредвиденная, самая страшная для людей того времени. Не
даром смерть внезапная, коварная изображалась редко, а наиболее популярными оставались Пляски
Смерти, где грозная сила уничтожения оставляла людям время, чтобы подготовиться к уходу.

Еще одна распространенная тогда тема — триумф Смерти. Сюжет здесь иной, чем в Плясках:
художник не сводит человека лицом к лицу со Смертью, но показывает ее коллективное могущество.
Смерть в облике мумии или скелета, со своим оружием-эмблемой в руке, стоя правит повозкой,
огромной и неповоротливой, которую медленно тянут волы. В этой повозке можно узнать тяжелую
праздничную колесницу, почерпнутую из античной мифологии и предназначенную для
торжественного въезда правителя в покорный ему город. Но это мог быть и королевский катафалк.
Наконец, в фантастическом универсуме Питера Брейгеля Старшего повозка Смерти становится жалкой
тележкой, куда могильщики сваливают кости умерших, чтобы перевезти их с одного места на другое.

Как бы эта повозка ни выглядела, она оставалась боевой машиной, машиной разрушения, давящей
своими колесами — или даже только своей роковой тенью — бесчисленное множество людей всех
возрастов и состояний. Ею правит Смерть жестокая, воинственная, дышащая враждой к живым,
обращающая их в прах и тлен. Такая, какой ее описывает в XV в. в своих стихах Пьер Мишо. Смерть
торжествующая предстает как слепая судьба, косящая людей без разбора и без пощады. Может
показаться, что «триумфы Смерти» противостоят индивидуализму трактатов об «искусстве умирать» и
Пляскам Смерти и означают возвращение к коллективному року, выражающему себя в словах «Все мы
смертны». Но впечатление это обманчиво: дух аллегорической сцены триумфального въезда Смерти
еще дальше отстоит от изначального и традиционного «Все мы смертны», чем дух Плясок Смерти.
Проникнутый сознанием смерти как коллективной судьбы, человек знал, что скоро умрет, и имел
время покоритьсй неизбежному. В «триумфах Смерти» она не предупреждает о своем появлении «тех,
кто достаточно прожил», как пишет Мишо. Впрочем, жертвы ее, падающие наземь одна за другой, по
мере того как страшная повозка медленно движется вперед, не успевают ничего заподозрить. В
момент, когда Смерть разит их своей косой, они пребывают во сне неведения.

Мы также не найдем в «триумфах Смерти» иронии и добродушия, свойственных Пляскам. В
«триумфах» царит совершенно иное настроение, заметное уже на фреске XIV в. на Кампо Санто в
Пизе. Речь идет о том, чтобы выразить не столько неизбежность смерти и равенство всех людей перед
ней, сколько ее абсурдность и извращенность. Смерть «триумфов». Смерть торжествующая движется
прямо вперед, не разбирая дороги, точно слепая. Поэтому она минует самых несчастных, нищих, калек,

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Учёные: Четверть студентов-медиков борется с депрессией

Международная группа ученых выяснила, что 25% всех студентов медицинских факультетов страдает от депрессий. Исследователи считают, что в настоящее время данный факт замалчивается. В рамках исследования ученые проанализировали данные 129 тысяч студентов медицинских факультетов со всего мира.

Ученые научились контролировать половое влечение

Американские ученые из университетов Питтсбурга и Калифорнии провели ряд экспериментов и научились контролировать половое влечение. Специалисты уверяют, что человеческий мозг способен самостоятельно включать и выключать свои инстинкты.

Chrome для Android теперь может скачивать музыку и видео

Google сообщает, что приложение получило и другие новые функции: просмотр и обмен загруженным контентом с другими пользователями с использованием Chrome, выделение слов, написанных с ошибками в текстовых полях веб-страниц, и некоторые улучшения в поиске.

Apple назвала лучшие приложения и игры 2016 года в России

Лучшей мобильной игрой 2016 года в России Apple признала Clash Royale, лучшим бесплатным приложением – мессенджер WhatsApp. Лучшим платным приложением стала "Статистика вашей страницы ВКонтакте", а самым быстрорастущим приложением – стратегическая игра Clash of Kings.

Эксперты: Украина заняла первое место в мире по падению цен на жилье

Украина заняла первое место в мире по падению цен на жилье, продемонстрировав к концу третьего квартала годовое снижение показателя на 9,9%, говорится в исследовании международной консалтинговой компании Knight Frank.

Власти столицы потратят 900 млрд рублей на дороги и транспорт

За три года власти Москвы вложат в развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города 900 млрд рублей. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе столичного Стройкомплекса. По данным пресс-службы, в год на развитие инфраструктуры планируется выделять не менее 300 млрд рублей.

«Потолок» курортного сбора составит 150 рублей в сутки

Министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов заявил, что максимальный размер курортного сбора составит 150 рублей в сутки, а его введение может быть одобрено кабмином до середины декабря 2016 года.

Телеграм-бот ВТБ Страхования будет продавать страховки для туристов

Новый чат-бот поможет оформить страховку для путешествий в считанные минуты, используя удобный инструмент для общения. Всё что нужно – отвечать на вопросы робота. Для общения с онлайн-помощником необходимо набрать в поисковой строке приложения контакт vtbins_bot (ВТБ Страхование).