ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 72

человеческой жизни, об опасностях, грозящих душе, о тщете плоти, обреченной стать прахом и пылью.
Но все это только старинные метафоры, не чувствуется потребности в слишком экспрессивных образах
смерти. «Утешительная идея смерти», — говорит А.Флёри. Я бы сказал: идея естественной и
привычной близости со смертью.

Смерть в искусстве macabre — это не реалистическое изображение смерти. И.Хейзинга ошибается,
говоря: «Волнение застывало в реалистическом представлении смерти, отвратительной и
угрожающей». Напротив, никакого реализма нет! Вместе с тем эпоха жаждала подобия. У нас еще
будет случай показать, как проявлялось начиная с XIII в. желание воспроизводить черты образца. Мы
увидим, как это стремление к точности вело просто-напросто к использованию посмертных масок. Так
обстоит дело, несомненно, с терракотовыми надгробными статуями, некогда помещенными в хоре
тулузской церкви Сен-Сернен, а сегодня находящимися в музее августинцев. Историки долгое время
видели в них изображения сивилл, но в народе их прежде называли «графские мумии», и в настоящее
время предполагается, что статуи представляют графов из рода Сен-Жилль, благодетелей
аббатства[135].

Во всех этих случаях признаки трупного окоченения воспроизводились скульптором не для того,
чтобы внушить страх, как некое memento mori ("помни о смерти"). Он стремился лишь точно
запечатлеть лицо умершего, наподобие моментальной фотографии. В гримасе, застывшей на лице
мертвеца, мы, люди современные, видим искажение прижизненных черт покойного, пугающий
отпечаток смерти. Людей того времени эти трупные изменения не впечатляли: они относились к ним
как к живой реальности. В эпоху расцвета иконографии macabre существовали как бы две четко
разграниченные области представления смерти: одна, где смерть пугала и отталкивала, и другая —
область надгробной портретной скульптуры, где смерть создавала иллюзию жизни, основанную на
стремлении к подобию. Между этим прямым, физическим видением смерти и представлением,
относящимся к области macabre, не только нет связи, но есть явное противоречие.

Мы проанализируем в следующей главе крупные изменения в погребальном обычае, относящиеся к
XII-XIII вв. Прежде мертвеца выставляли на всеобщее обозрение, и от смертного одра до могилы тело
несли, не закрывая лица умершего. Позднее — за исключением районов Средиземноморья — лицо
покойного стали накрывать саваном, хотя как раз вид трупа мог пробудить те эмоции, которые
искусство и хотело вызвать у своих зрителей. Следовательно, с XIII в., и в эпоху расцвета macabre
также, люди стали избегать зрелища трупа. Тело не только закутывали с головы до ног в тканый саван,
но и запрятывали в деревянный ящик, скрывавший очертания человеческой фигуры. (Странным
исключением из этого правила, своеобразным отказом от него стало распространение в конце XVI в. в
Англии свинцовых гробов, имевших контуры человеческого тела.)

В самом деле, при внимательном рассмотрении нетрудно заметить, что искусство macabre практически
никогда не изображает искаженные агонией черты умирающего. Не изображает оно и целых, еще не
тронутых разложением трупов. Точно так же обстоит дело и с представлением умирающих на
гравюрах в artes moriendi. Ни художники, ни скульпторы не желали показывать болезнь, агонию,
смерть, просвечивающую сквозь угасающую жизнь, все то, что, напротив, так вдохновляло поэтов. Все
это дозволялось называть в символизме слов. Но этого нельзя было показывать в реализме фактов. То,
что показывало искусство macabre, было как раз тем, чего не было видно, что происходило под землей,
скрытая работа разложения, не результат непосредственного наблюдения, но плод воображения.

Страстная любовь к жизни

Со своей стороны, А.Тененти предлагает нам связь менее простую, учитывающую уже обнаруженную
нами сложность явлений. По его замечанию, смерть на исходе Средневековья — уже не уход или
переход, а конец и разложение. Образы последнего судилища подменяет собой физический факт
смерти. В течение долгих веков христианство не чувствовало потребности изображать бренность
плоти, пишет исследователь. Почему же такая потребность появилась? Она «могла родиться только от

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Почему врачи не могут победить СПИД

Dni.Ru разбирались, почему медики регулярно рапортуют о создании новых лекарств, а добиться перелома в борьбе с ВИЧ или хоть как-то ограничить его распространение пока не удается.

Мурманчане могут бесплатно и анонимно сдать кровь на ВИЧ

Специалисты проведут забор крови для тестирования на ВИЧ, результаты которого выдаются через 5 минут. Данное мероприятие бесплатное и анонимное. Мурманчане также смогут получить консультацию до и после тестирования.

Ученые определили способ снижения негативного влияния глутамата натрия

Бразильские ученые из Университета Святой Марии (Federal University of Santa Maria) в ходе исследования обнаружили способ снижения негативного влияния глутамата натрия (Е621).

Ученые создали грибы, светящиеся всеми цветами радуги

Ученые решили выяснить, будет ли молекула «светиться» при условии, если один из фрагментов будет изменен. В результате выяснилось, что из шести синтезированных аналогов люциферина пять остались активными с экстрактом люциферазы и светились разными цветами.

Продажи ПИК в I квартале выросли в 2,3 раза — до 39,3 млрд рублей

Продажи застройщика ПИК в I квартале 2017 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 127,6% — до 39,3 млрд рублей, сообщает компания. Объем проданной недвижимости составил 380 тыс. кв. м, что на 86,3% выше, чем в январе — марте 2016 года.

В России могут вырасти цены на жильё

В среднем, по словам президента Гильдии юристов рынка недвижимости, летом повышение цен будет оставаться в пределах 10%, что же касается сегмента элитного жилья - здесь будет более сильный рост, поскольку именно в этой области в условиях кризиса было самое больное искусственное снижение.

Первый чартер из России приземлился в Алании

Цветами встречали туристов с первого чартерного рейса, приземлившегося в аэропорту «Газипаша» курорта Алания. Первым чартерным рейсом стал Boeing 737-800 авиакомпании Royal Flight со 189 российскими туристами на борту.

Судак откроет курортный сезон массовыми гуляньями

Народные гулянья, фестиваль национальных кухонь народов Крыма, театрализованные и развлекательные представления и этно-ярмарка "Город мастеров" пройдут 29 апреля в рамках открытия курортного сезона в Судаке. Программу мероприятий опубликовал туристический портал Республики Крым.