ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 82

мертвых. Как предполагается, эта христианская практика берет начало в традиции языческой, и
первоначально речь шла скорее о поминовении, чем о заступничестве с целью изменить к лучшему
посмертную участь усопшего. Да и как могла возникнуть идея заступничества, если у живых не было
никаких причин беспокоиться о спасении душ умерших? Ведь спасение было уготовано всем
уверовавшим в Христа, как уже было сказано выше. Конечно, они не могли сразу попасть в рай:
подобной привилегией обладали, по распространенным тогда представлениям, только святые
мученики и исповедники. Верующие христиане попадали в лоно Авраамово, а, как писал в начале III в.
Тертуллиан, это было между небом и адом: римский канон называет это местом «временного
освежения». Там души праведных ожидали воскресения, которое должно было наступить с концом
времен.

Правда, с конца V в. ученые авторы больше не признавали этой концепции и полагали, что души
умерших сразу попадают в рай или в ад. Можно предположить, однако, что первоначальная идея об
особом пространстве, предназначенном для ожидания, положила начало концепции чистилища, где
душа ожидает решения своей загробной судьбы в огне, но не адском, мучительном, а очистительном. В
верованиях простого народа новая идея чистилища смешивалась со старыми представлениями об
«освежении», о месте отдохновения, покоя и ожидания, о лоне Авраамовом.

Ибо, несмотря на цензуру со стороны ученых церковных авторов, массы верующих сохраняли
привязанность к традиционной идее ожидания, составлявшей древнейший пласт заупокойной литургии
(до реформ, проведенных папой Павлом VI в 60-х гг. нашего века). В день смерти и в годовщину его
литургия предусматривала совершение богослужения, где грешный человек признавал свое бессилие,
но утверждал веру, благодарил Бога и приветствовал погружение умершего в сон и покой блаженного
ожидания.

Старая литургия: чтение имен

Эту концепцию континуитета между миром земным и миром потусторонним, без драм и разрывов,
концепцию, которую можно назвать народной, мы обнаруживаем не только в заупокойных молитвах,
но и в воскресной литургии.

До эпохи Карла Великого, то есть до введения в конце VIII в. римской литургии, месса в Галлии
включала в себя после чтения священных текстов также долгую церемонию, позже исчезнувшую или
оставившую следы, которые уже не удается расшифровать. Вплоть до литургических реформ Павла VI
место этой церемонии занимали частные молитвы священника.

После чтения Евангелия, за которым тогда еще не следовало «Верую», начинался ряд ритуалов:
литании, пение псалмов и троекратное «аллилуйя», сопровождавшее вынос святых даров. Церемония
завершалась сбором пожертвований. И уже вслед за этим происходила другая, непосредственно
интересующая нас церемония: чтение имен, или, как тогда говорили, чтение диптихов. Диптихи
представляли собой первоначально резные таблички из кости, жертвуемые римскими консулами в день
их утверждения в должности. На таких старых консульских диптихах или на подобных им табличках
христиане вели списки имен, которые и оглашались с амвона после выноса святых даров. В списках
были имена клириков и высших должностных лиц, святых мучеников и исповедников и, наконец,
верующих, умерших в лоне церкви. Чтение имен выражало идею тесного евхаристического единения и
уз любви Христовой, связывавших между собой всех членов церковного сообщества.

Диптихи возлагались на алтарь (если только список имен не был начертан на самом алтаре или на
полях богослужебных книг). Читать имена полагалось громко и разборчиво. Мы можем представить
себе, как происходила эта долгая рецитация, благодаря фрагменту мозарабской литургии, то есть
литургии христиан, живших до эпохи Реконкисты в Испании под властью мусульманских правителей.
Епископ стоял в окружении священников, дьяконов и клириков, а рядом, вокруг алтаря или кафедры,
толпился народ, принесший церкви свои пожертвования.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Роспотребнадзор оценит опасность заражения сибирской язвой в Турции

Представители турецкого Минздрава рассказали о мерах, предпринимаемых для недопущения осложнения эпидемиологической ситуации по лихорадке Зика и сибирской язве в Турции.

Раис Минниханов призвал верующих женщин пропагандировать рождаемость

"В вопросе рождаемости призываю наших верующих женщин — абыстаев и работников медицинских учреждений — активно пропагандировать идеи неприменения средств, препятствующих зачатию ребенка, и непрерывания беременности среди женщин детородного возраста", — цитирует его пресс-служба Госсовета РТ.

Mail.Ru Group таргетирует пользователей по психотипам

На основании результатов опроса были определены психотипы пользователей из обучающей выборки: респондентов разделили на сегменты по уровню выраженности пяти черт по модели BIG5 / OCEAN (открытость опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность и нейротизм).

Apple ведет переговоры о закупке кобальта напрямую у добытчиков

Американская компания Apple ведет переговоры о закупке кобальта непосредственно у добывающей компании.

Свой дом: Где в Москве находятся самые продаваемые новостройки

Из всех проектов, обеспечивающих 50% продаж на рынке новостроек столицы, 75% находятся на территории бывших промышленных объектов, подсчитали в агентстве недвижимости «Бон Тон».

Самые дорогие апартаменты в «Москва-Сити» оценили в 845 млн рублей

Стоимость самых дорогих апартаментов на рынке первичной недвижимости Москвы оценивается в 845 млн рублей или 15 млн долларов.

Волченко рассказал о преимуществах отдыха в Крыму с детьми

Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко рассказал о преимуществах отдыха с детьми на полуострове, передают «РИА Новости».

Лайнер Amadea откроет круизный сезон во Владивостоке

Через несколько дней, 26 февраля, в Приморском крае начнётся новый круизный сезон, и «первой ласточкой» будет лайнер «Amadea» под флагом Багамских островов.