ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 96

Во Франции в 1633 г. братство Сен-Сакреман заботилось уже не только о погребении бедняков, но и об
оказании им помощи в самый момент смерти. Разумеется, и раньше бедняки в больших городах могли
во многих случаях удостоиться последних таинств. Однако новое братство считало, что дело не
должно ограничиваться соборованием умирающих, после которого «никто уже не давал себе труда
помогать им перед агонией, и их оставляли умирать без того, чтобы кто-либо сказал им хоть малейшее
слово утешения». Конечно, речь не всегда Шла о физическом одиночестве: возле умирающего
оставались его родные и друзья. Но ему не хватало поддержки духовной, а именно этим предполагали
заняться члены братства, обратившиеся за содействием к кюре тех приходов, где проживало больше
всего неимущих. Впрочем, судя по материалам к истории братства Сен-Сакреман, большого успеха
оно в своей деятельности не достигло.

Третьим raison d'etre братств было обеспечение похоронных торжеств в приходе. Во многих местах
церковные власти передали им организацию всей церемонии, и особенно траурной процессии.
Некоторые братства были облечены, таким образом, фактически, если не юридически, важной
функцией публичной власти. С исчезновением похоронных братств в годы Французской революции
стало труднее организовывать погребальные церемонии, поэтому при Консульстве вновь зазвучали
голоса сторонников восстановления братств. В ряде мест Нормандии подобные общества милосердия
еще и сегодня исполняют свою традиционную миссию, и муниципальные власти сохраняют за ними
монополию на проведение похорон.

Итак, братства очень рано стали и долго оставались институтами смерти. Их развитие в XIV в. было
связано с изменениями, придававшими погребению и заупокойной службе характер религиозных
церемоний. Однако в иконографии деятельности братств образ смерти — это образ не богослужения в
церкви, а самого погребения: члены братства часто изображались несущими покойного, иногда в
гробу, иногда — зашитого в саван, а также крест и сосуд со святой водой к вырытой на кладбище
могильной яме. То, что мы не видим на этих картинах церковных служб в присутствии тела умершего,
объясняется, несомненно, особым, благотворительным характером деятельности братств; похороны,
которые здесь изображались, — это похороны бедняков. Кроме того, члены братств были мирянами,
отстававшими поэтому от общей тенденции клерикализации погребального обряда. До эпохи
Контрреформации благочестие мирян сохраняло верность старинным религиозным традициям,
отводившим священникам скорее ограниченное место.

Начиная с XIV в. клерикализация смерти начала изменять топографию церквей. Для заупокойных месс
и молитв заступничества было отведено особое пространство. В старинных, еще каролингского
времени, аббатствах появились дополнительные алтари; те же изменения затронули кафедральные и
коллегиальные церкви. Необходимо было дать место всем капелланам, обязанным служить мессы и
читать заупокойные молитвы за скончавшихся донаторов. Для этого строились специальные часовни
по сторонам главного нефа: строили их или отдельные семьи, или, как мы уже видели, братства.
Отныне трудно было найти церковь без таких боковых капелл, служивших и для совершения
похоронных церемоний, и как место захоронения членов семьи или братства.

Гарантии для мира земного и мира потустороннего. Функция завещания. Перераспределение богатств

Внимательный читатель не преминет заметить: с XIII по XVII в. городские массы воспроизводили, с
опозданием на несколько столетий, практику и концепции каролингских монахов: молитвы за мертвых,
серии заказных месс, свитки с именами умерших. Отличная от представлений раннехристианской
церкви концепция смерти, вызревшая и развившаяся в среде монахов каролингского времени и
проникнутая религиозными идеями св. Августина и папы Григория Великого, не оказала немедленного
воздействия на мир мирян — рыцарей и крестьян. Миряне оставались верны традиционной, языческо-
христианской традиции, не заботившейся особенно о посмертной участи индивидуальной души.
Начиная же с XII-XIII вв. и, безусловно, под влиянием проповедей нищенствующих монахов в новых
городах, уже и массами мирян овладели идеи, пришедшие из старых аббатств и касавшиеся
заступнических молитв за души усопших, идея сокровища церкви, накапливаемого усердными
молитвами и богослужениями и духовного могущества святых заступников.

Но если миряне открылись тогда навстречу этим идеям, то, значит, они были готовы их принять.
Прежде различия в менталитете сообщества мирян и монастырской среды — изолированного
средоточия письменной культуры — были слишком велики, чтобы выношенные монахами
представления о смерти и об отношении к ней могли получить в обществе широкое распространение. В

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Вирус гриппа в Тульской области не привел к закрытию школ

По данным на начало декабря (за предыдущую неделю) в Тульской области зарегистрировано 5444 случая заболеваний гриппом и ОРВИ. Это на 33% ниже эпидемического порога.

Тайны имплантации зубов, или что врачи скрывают от пациентов

Если с имплантатом что-то случится, при переделке работы имплантат обойдется бесплатно, но операция, слепки, материалы, коронка, анестезия и все сопутствующие работы – а они стоят намного дороже самого имплантата — нужно будет оплатить, на них гарантия не распространяется.

В Тюмени разработали первый в России сервис по выгулу собак

Студенты Тюменского государственного университета разработали мобильное приложение для выгула собак Walkie-Doggiе, пишет РИА "Новости". Создатели заверили, что аналогов ему в России нет.

Sony на три дня снизила цены на игры для PlayStation 4

Компания Sony продолжает всеми возможными средствами поддерживать интерес к своей игровой консоли PlayStation 4. В частности, за счет снижения цен на игры. Японский бренд на три дня существенно снизил цены на некоторые популярные игры. Акция будет действовать три дня, начиная с 9 декабря.

Московские новостройки продолжают дорожать

В ноябре цены на квартиры в новых домах подогревает спрос Ноябрьский рост цен в московских новостройках можно было бы назвать статистическим, так как он измеряется в единицах процентов, если бы не ажиотажный спрос.

Квадратный метр жилья дешевеет в Новотроицке

Стоимость квадратного метра жилья продолжает падать в Новотроицке. Согласно постановлению главы города, в IV квартале 2018 года она составляет 17 553 рубля. Год назад этот норматив, используемый для предоставления многодетным семьям социальной выплаты на приобретение жилья, был на 305 рублей больше.

Китайский Хайнань не могут покинуть 1500 туристов из РФ

Около 1,5 тыс. российских туристов не могут вернуться с китайского острова Хайнань из-за разногласий туроператора «Жемчужная река» и авиаперевозчиков. Об этом сообщает радиостанция «Говорит Москва». Правовую оценку действиям туроператора и авиакомпаний просит дать глава Ростуризма Олег Сафонов.

Волгоградцы узнали топ-5 популярных городов для встречи Нового года

В число самых популярных городов для посещения в новогодние праздники вошли Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Новый Уренгой и Сочи. Выбирая заграничные маршруты, чаще всего волгоградцы отправляются в Ташкент, Ереван и Тбилиси.