ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 108

Эта связь двух продолжений существования: эсхатологического и мемориального — продлится очень
долго, пройдет через эпоху Ренессанса и Новое время и даст о себе знать еще в позитивистском культе
прославленных умерших и их могил в XIX в. В наших индустриальных обществах оба продолжения
существования будут забыты одновременно. Однако мы склонны сегодня воспринимать вечное и
земное, эсхатологическое и мемориальное скорее как категории противоположные: воинствующие
антиклерикалы и рационалисты XIX в. стремились столкнуть их между собой, заменить одно другим.
Люди Средневековья и Ренессанса, как и люди античной эпохи, напротив, считали вечное и земное
взаимодополняющими. Мирская слава и честь делают человека достойным небесного блаженства и
вечного покоя в раю. Эту идею, особенно распространенную на исходе Средневековья, ясно выразил, в
частности, итальянский гуманист Дж. Конверсано: «Итак, самое большое счастье — быть знаменитым
и почитаемым в этом мире и насладиться затем в мире ином вечным блаженством»[195].

Отсутствие в средневековом сознании непроницаемой перегородки между миром земным и миром
потусторонним не позволяло отделить сверхъестественное, потустороннее продолжение
существования от славы, обретенной в земной жизни. Даже рационализирующие Реформация и
Контрреформация XVI—XVII вв. не смогут полностью разделить одно и другое. Так, в пуританстве
земное преуспеяние будет тесно связано с идеей предназначения.

К X—XI вв. эсхатологическую функцию стал исполнять в сознании современников сам факт
захоронения ad sanctos, «у святых», а не факт наличия видимого погребения. Ни для спасения души
усопшего, ни для спокойствия живых больше не требовалось, чтобы каменная оболочка тела
выставлялась на всеобщее обозрение или даже чтобы местонахождение трупа было точно обозначено.
Единственным важным условием было погребение у церкви или в ней самой. Возможность же
идентификации могилы с помощью надгробной надписи не рассматривалась как нечто необходимое,
во всяком случае, если речь не шла о святых и иных великих людях, окруженных всеобщим
почитанием. Только эти последние имели право на надгробия и надписи, позволяющие
идентифицировать место их погребения.

Ситуация, сложившаяся к концу Раннего Средневековья, могла бы длиться еще очень долго, по
крайней мере до тех пор, пока сохранялась бы практика захоронений» у святых» или в церквах.
Прогресс материализма и агностицизма, секуляризация жизни и общественного сознания вытеснили
бы старую веру в продолжение существования после смерти и — уже по другим причинам —
поддержали бы традицию анонимности погребения. В этом случае мы не знали бы в XIX в. культа
могил и кладбищ и не имели бы сегодняшних административных проблем с организацией похоронных
служб.

Однако развитие пошло по иному пути. Начиная с XI в. обычай ставить видимые надгробия, часто не
совпадающие в пространстве с местом, где покоилось тело, стал распространяться все шире.
Стремление увековечить память усопшего охватывало все более широкие массы простых смертных.
Анонимность погребения постепенно и исподволь преодолевалась.

Возвращение надгробной надписи

Это важное и весьма характерное явление примерно совпадает во времени с исчезновением
анонимного саркофага, на смену которому пришли сначала свинцовый, а затем деревянный гроб.
Исчезнувшие с раннехристианских времен надгробные надписи вновь появились к началу XII в.,
например на парижском кладбище Сен-Марсель[196]. Явление это приписывали «возрождению
античного вкуса к эпитафиям». Но, как мы скоро увидим, подражание эпиграфическому стилю
античности вошло в моду не раньше XV-XVI вв. В первых средневековых эпитафиях скорее
спонтанно проявляется потребность, прежде неведомая, утвердить собственную идентичность перед
лицом смерти. Не случайно именно тогда же распространяется иконография Страшного суда и
сознание необходимости составлять завещания, понятой как религиозный долг.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Доктор Мясников объяснил панику вокруг коронавируса

Телеведущий напомнил, что подобное уже происходило в 2002 году, когда впервые произошла эпидемия атипичной пневмонии, затронувшая 25 стран. По мнению Мясникова, панику вокруг коронавируса распространяют те, кому это выгодно, — международные организации здравоохранения.

Появилась онлайн-карта распространения китайского коронавируса

Специалистами Центра системных исследований и инжиниринга была размещена онлайн-карта, на которой в режиме реального времени можно наблюдать за распространением коронавируса из КНР.

Линейка Samsung Galaxy Note10 подешевела

Samsung Galaxy Note10 с 256 Гб встроенной памяти теперь стоит 540 долларов (ранее 950 долларов), Samsung Galaxy Note10+ с 256 Гб встроенной памяти можно купить за 640 долларов (ранее 1 100 долларов).

Официально: «История Сэма» для Metro: Exodus выйдет 11 февраля

Скриншоты дополнения Февраль станет важным месяцем для «Метро»: 15 числа «Исход» готовится к релизу в Steam, а 28 числа сборник Metro: Redux появится на Nintendo Switch.

Назван самый непопулярный район Москвы

На многокомнатное жилье пришлось 46 сделок, студии – всего одна. Аналитики добавили, что самым популярным районом Москвы по продаже новостроек стал Ярославский.

Банк «Дом.РФ» профинансирует строительство ЖК во Владивостоке

Банк "Дом.РФ" предоставил проектное финансирование в размере 2,1 миллиарда рублей группе компаний "Талан" для строительства жилого комплекса во Владивостоке, сообщила пресс-служба банка.

Какие направления и насколько подешевеют для российских туристов в 2020 году?

Skyscanner проанализировал изменение цен на авиабилеты в 2019 году и определил, какие направления станут доступнее в 2020 году.

Казань вошла в число мест, которые хотят посетить туристы в России

По данным исследования Aviasales, которое было проведено среди 19 тыс. пользователей турсервиса, 10% путешественников хотят в 2020 году посетить Казань, где можно попробовать настоящий чак-чак и осмотреть Кремль. Наибольшей популярностью пользуются Алтай (21%), озеро Байкал (17%) и Камчатка (14%).