ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 118

высокого искусства — в обычной, широко распространенной надгробной иконографии полулежащая
фигура не встречается. Можно предположить, что, если в среднем социальном слое общества наиболее
предпочтительным образом смерти оставался вплоть до XVII в. «лежащий», покоящийся в мире, то
социальная элита пыталась отойти от этой традиционной модели, хотя ни одна из предложенных
высоким искусством вариаций не утвердилась надолго.

Сказанное выше основывается на материале «готических» областей Европы: Северной Франции,
Германии, Англии и стран, подвластных герцогам Бургундским (Бургундия, Фландрия, Брабант и т. д.).
Источники, относящиеся к средиземноморскому региону, мы пока оставляли без внимания, хотя
формы надгробной скульптуры, распространенные в странах Средиземноморья в период «второго
Средневековья», после XI-XII вв. оказывали определяющее воздействие на представление о смерти на
всем Западе, и притом вплоть до наших дней. Это весьма сложная история взаимовлияний между
мертвым и живым, между лежащей фигурой на надгробии и выставлением на всеобщее обозрение тела
умершего человека.

Дабы понять эту историю, вернемся в свой воображаемый музей надгробий. Если отнестись с большим
вниманием к деталям надгробной пластики, можно заметить, что эволюция формы продолжается. Не
отдаляясь существенно от изначальной модели, фигура «лежащего» эволюционирует в направлении
некоего промежуточного типа: уже не олицетворяет почиющего в блаженном сне праведника, но все
больше напоминает реального мертвеца, однако без признаков агонии или трупного окоченения. Это
действительно мертвый, но представляемый в том же традиционном виде «лежащего» в покое
блаженства.

Со второй половины XIII в. на всем Западе, а не только в южных регионах Европы, на барельефах,
покрывающих боковые поверхности цоколя, на котором лежит надгробная статуя, часто изображают
похоронную процессию; важность ее в погребальном обряде «второго Средневековья» мы уже
выяснили раньше. Сначала речь шла о процессии сверхъестественной, составленной из ангелов, но
затем процессия стала изображаться такой, какой она была в жизни: монахи, клирики, плакальщики,
несущие и сопровождающие носилки с телом. На тех же боковых барельефах, особенно в Италии и
Испании XIV-XVI вв., за сценой траурного кортежа следует сцена посмертного отпущения грехов.

Тело умершего фигурирует, таким образом, на одном и том же надгробии несколько раз: и на
барельефах, в сценах процессии и отпущения, и в виде лежащей статуи на цоколе. Примечательно, что
тело, или его изображение, которое несут на носилках или укладывают поверх открытого саркофага во
время отпущения грехов, представлено точно так же, как обычно представляли покоящегося в
блаженном отдохновении смерти «лежащего»: одетым, руки сложены ладонями вместе или скрещены
на груди. В то время уже утвердился обычай одевать покойников. Литургист XIII в. Дюран Мендский
сетовал на новую привычку одевать мертвых, вместо того чтобы просто заворачивать их в саван по
древней традиции. Исключение епископ Дюран делал лишь для священников, которых хоронили в их
драгоценных облачениях. Несомненно, именно этот пример духовенства побудил знатных мирян также
стремиться к тому, чтобы при погребении их одевали в церемониальный или подобавший им по
должности костюм: коронационное платье для королей, доспехи для рыцарей.

Отныне между телом умершего, каким его выставляли публично и переносили к месту погребения, и
каменной или металлической статуей «лежащего», увековечивавшей на надгробии память об усопшем,
устанавливается некое физическое сближение, квазиидентичность. Умершего словно готовят к тому
облику, в каком он предстанет людям после завершения его надгробия, придавая ему сходство с
лежащей надгробной статуей. Этот обычай должен был возникнуть в ту же эпоху, когда на смену
каменному саркофагу пришел деревянный гроб, а тело, скрытое гробом, было заменено его
изображением — сначала деревянной или восковой скульптурой, затем, и уже надолго, катафалком.

Итак, в течение краткого периода, разделявшего смерть и погребение, вошло во всеобщий обычай
выставлять тело умершего по образу и подобию надгробной статуи: одевать, укладывать навзничь,
складывать руки на груди. Эта горизонтальная поза, предписанная и церковными авторитетами,
такими, как епископ-литургист Гийом Дюран, была особенностью христианского мира. Евреи Ветхого
завета должны были лежать на боку, повернувшись лицом к стене (испанцы XVI в. угадывали по этой
позе марранов — иудеев, лишь формально обратившихся в христианство). По христианским
представлениям, только горизонтальное положение тела могло уберечь душу от происков дьявола, не
позволяя умершему войти во врата адовы[202]. Поза умершего имела теперь большее значение, чем

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Севастополь принял сотни российских врачей

Для обмена теоретическими знаниями и практическим опытом в Севастополь съехались более двух сотен врачей и медиков из различных уголков Российской Федерации.

В СамГМУ состоялась «Ярмарка вакансий»

В Самарском государственном медицинском университете состоялась «Ярмарка вакансий». Это была встреча представителей практического здравоохранения Самарской области с выпускниками, интернами и ординаторами СамГМУ.

Кольцо ядовитого спирта обнаружили ученые вокруг звезды TW Гидры

Ученые, изучавшие звезду TW Гидры, обнаружили в ее протопланетном диске метаноловое кольцо с ядовитыми испарениями. Материалы научной работы опубликованы в издании Astrophysical Journal Letters. Для наблюдения за звездой Гидры астрономы использовали расположенные в Чили радиотелескопы.

Специалисты нашли новую уязвимость в ОС Windows

Известно, что уязвимость в системе при переходе пользователем на зараженную вирусом страницу значительно замедляет работу Windows, чем могут воспользоваться хакеры. После того, как система зависает, пользователь перезагружает компьютер, однако в ряде случаев, Windows передает работать.

Лидеры строительного рынка Челябинска в 2016 г./ РЕЙТИНГ

DK.RU составил рейтинг крупнейших застройщиков многоквартирного жилья в Челябинске за 2016 г. В тройку лидеров вошли две компании, которые строят жилье комфорт-класса. В рейтинге представлены застройщики многоквартирного жилья, которые осуществляли ввод многоквартирных домов в 2016 г. в Челябинске.

ЦБ спрогнозировал рост доли «плохих» ипотечных займов

Доля «плохих» жилищных кредитов у каждого из четырех ведущих банков за два года вырастет не более чем на 2,5%. Такой прогноз сделали эксперты ЦБ. Доля «плохих» жилищных кредитов в каждом из четырех ведущих банков на российском рынке ипотеки увеличится на 1,5 — 2,5% за два года.

Болгария рассчитывает на рост турпотока из России выше 10%

Болгария успешно прошла сезон 2016 года и в наступающем летнем сезоне ожидает очередного прироста числа туристов, при этом официальные лица ожидают роста турпотока свыше 10%, а у отдельных туроператоров уже есть показатели и выше.

Красноярец первым на планете покорил полюс недоступности Евразии

Известный красноярский путешественник Владимир Черников 25 мая 2017 года первым на планете покорил полюс недоступности Евразии. Полюс находится в Синьцзян-Уйгурском автономного районе Китая. 66-летний пенсионер добрался туда на велосипеде.