ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 123

курию. Особенно распространена была эта композиция в XV-XVI вв. Небесный патрон стоит в полный
рост позади человека в молитвенной позе, иногда положив ему руку на плечо, и как бы представляет
его судьям. Святой заступник ходатайствует за умершего, говоря от его имени, как адвокат на
процессе.

Такая роль небесного патрона отражала значение, приобретенное тогда семьей. В каждой семье было
крестное имя, заботливо передававшееся от отца к сыну и от матери к дочери. Святой не был
покровителем одного только усопшего или вообще лишь одного человека, но и всего его потомства,
мужского или женского. Появление святого на надгробии происходит на два-три века позже того, как в
сценах Страшного суда в больших тимпанах стали изображать в роли заступников Святую Деву и
Иоанна Евангелиста. За это время идея необеспеченности, негарантированности вечного спасения уже
утвердилась глубоко и повсеместно, и помощь post mortem, заступничество за душу человека после его
смерти осознавались как нечто совершенно необходимое.

Соответственно меняется и способ изображения небесной курии. На раннем этапе иконография
помещала человека перед Богом-Отцом или Его рукой, выходящей из облаков, перед Троицей,

Христом или Девой с Младенцем. По мере того как Страшный суд занимал все больше места в
менталитете, этот тип изображения казался, по-видимому, во все большей степени чем-то, слишком
предрешающим благоприятный результат Суда, и потому встречался все реже. В XVI—XVII вв. он был
вытеснен благочестивой сценой, иллюстрирующей Страсти или Воскресение Христа, или имеющей
эсхатологический смысл (воскрешение Лазаря), или дающей пример божественного милосердия
(Святая Дева, укрывающая своим плащом род человеческий, мужчин справа и женщин слева;
Благовещение — первый акт искупления грехов человечества). Причем сцены из жизни Иисуса Христа
не отделялись от видения рая: на ретаблях алтарей XV в. часто представлены канонизированные
святые, прежде всего Августин, Антоний, апостолы, на небесах, но в созерцании какой-либо
евангельской сцены.

В течение XVII в. модель «молящегося» в соединении с религиозной сценой стала иконографической
условностью, Следовательно, она просуществовала более трех столетий без существенных изменений,
если не считать изменений чисто стилистических. Столь же длительной была и эпоха «лежащих»,
покоящихся в блаженном сне. Это показывает, насколько в обоих случаях модель отвечала глубокой и
устойчивой психологической потребности современников.

Как и надгробная плита, надгробие с «молящимся» предназначалось к началу Нового времени для
широкого, массового использования и ремесленного, серийного производства. Люди покупали уже
готовые плиты, размером 1 на 0,5 м, с изображением, например, скорбящей Богоматери, с одной
стороны которой стоит на коленях, в молитвенной позе рыцарь в доспехах, а за ним св. Николай или
Петр; с другой стороны — дама в чепце, в сопровождении св. Екатерины или Марии Магдалины. Лица
«молящихся» оставались непрорисованными, а место для надписи чистым. Надгробие подобного типа
представляло собой самое обычное видимое надгробие в XVII-XVIII вв. Многие из них впоследствии
исчезли.

Если в то же самое время на самых роскошных и потому лучше всего сохранившихся надгробиях мы
не находим религиозной сцены, то дело здесь не в неверии, а в аскетизме и смирении. Тогда же вновь
появляется и становится важным элементом структуры оформления надгробия изображение саркофага
или замещавшего его катафалка, до этого полностью исчезнувшее на надгробиях с «молящимся» и
религиозной сценой. Сам «молящийся» из миниатюрного изображения донатора превратился в фигуру
человеческих пропорций или даже в гиганта. Статуя «молящегося» могла быть водружена на крышку
псевдосаркофага, но могла и стоять в любом другом месте; в хоре церкви, в углу фамильной часовни.
Множество таких статуй было размещено в церкви, словно присутствуя на мессе: знатные сеньоры,
должностные лица короля, прелаты.

Во Франции XVII — начала XVIII в. они имеют вид сосредоточенный и суровый, вид благочестивых
приверженцев галликанской церкви, отвергающих чрезмерные проявления духовного переживания.
Напротив, в Риме эпохи барокко, эпохи таких мастеров экспрессии, как Джан Лоренцо Бернини и
Франческо Борромини, «молящиеся» предстают перед нами в волнении, их мистические эмоции
переданы в их выразительных жестах. На высоких галереях, откуда они при жизни имели обыкновение
слушать мессу, они стоят в натуральную величину, иногда даже наклоняясь вперед, чтобы лучше
видеть, точно в театральной ложе. С помощью богатой мимики и жестов они как бы передают друг

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Жиры вызывают метастазы рака — Ученые

Чтобы проверить, как потребление жиров влияет на активность белка CD36 и, соответственно, на процесс метастазировния, ученые «посадили» мышей, страдающих раком полости рта, на различные диеты.

Ученые нашли уникальный напиток, побеждающий депрессию

В ходе эксперимента на грызунах ученым удалось доказать, что чудо-напиток действительно помогает. Не исключено, что в древние времена люди боролись с депрессией именно таким образом, сообщает издание "Общественный контроль".

Samsung отключит в США все смартфоны Galaxy Note 7

Компания Samsung выпустит в США обновление программного обеспечения, после которого пользоваться смартфонами Galaxy Note 7 станет невозможно.

МТС может отключить рекламу в интернете по запросу пользователя

Один из крупнейших мобильных операторов МТС работает над новым проектом, который позволит абоненту отключать рекламу в интернете. Сейчас МТС ищет подрядчика для разработки проекта.

Дмитрий Медведев подписал постановление о защите прав дольщиков

Далеко не все недобросовестные застройщики смогут удержаться от искушения вывести активы, зная, что дольщики в любом случае получат свое жилье, говорят эксперты.

Расходы Псковской области в 2017 году превысят доходы на 2,2 млрд рублей

Пакет документов презентовали спикеру ПОС Александру Котову первый вице-губернатор Вера Емельянова и начальник регионального финансового управления, вице-губернатор Татьяна Баринова.В следующем году главный финансист области предполагает, что доходы региона составят 21,7 млрд рублей, расходы — 23,9 млрд рублей.

На курорте «Архыз» открылся горнолыжный сезон

В Карачаево-Черкесии туристическая деревня Лунная поляна всесезонного курорта "Архыз" открыла для туристов горнолыжный сезон. Об этом сообщили в пресс-службе АО "Курорты Северного Кавказа".

Вблизи горнолыжных трасс в Сочи создадут медпункты

Речь идет о III Всемирных зимних военных Играх, чемпионате мира по бобслею и скелетону, а также инвестиционном форуме.