ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 126

траурные процессии и пышные похоронные церемонии, первые монументальные надгробия,
воздвигнутые на манер катафалков или их имитаций. Между смертью и сходством устанавливается
тесная связь, как и между «лежащим» или «молящимся» и реалистическим портретом.

Растущая забота о сходстве добавляется к желанию передать биографию человека посредством
эпитафии. Мемориальная функция надгробия могла тогда получить развитие в ущерб
эсхатологическим целям. Однако вплоть до XVIII в. оба бессмертия, земное и небесное, оставались
слишком связаны между собой, почти смешаны, чтобы одно возобладало над другим и вытеснило его.
Время расторжения уз между этими бессмертиями часто относят к эпохе Ренессанса и приписывают
создателям надгробий династии Валуа лишь стремление увековечить память о королях без всякой
религиозной задней мысли. Но тогда так же должно было бы обстоять дело и с прославляющими
громкие подвиги усопших биографическими барельефами, украшающими надгробия пап эпохи
Контрреформации!

В действительности длинные эпитафии XVI—XVII вв., провозглашающие добродетели и заслуги
умерших, скорее подтверждают, чем опровергают уверенность или предположение, что человека,
покинувшего этот мир, ожидает на том свете вечное спасение. Только в течение следующего, XVIII
столетия ситуация в этом отношении меняется, и прежде всего в среде тех, кого можно было бы
назвать — в современном смысле слова — великими слугами государства, тех, кто имел право
рассчитывать на признательность народов и память истории. Это не одни лишь короли, но также
выдающиеся полководцы. В Вестминстерском аббатстве в Лондоне можно проследить плавный, без
разрыва преемственной связи, переход от надгробия полного и завершенного, эсхатологического и
мемориального одновременно, к надгробию только мемориальному, официальному и гражданскому, к
публичному памятнику наших дней.

Мы проанализируем эту эволюцию, сравнив сперва два надгробия в Голландии. Надгробие статхаудера
Вильгельма Молчаливого, павшего от руки убийцы в 1584 г. и похороненного в Ниуве-Керк в Делфте,
еще вполне соответствует образцу королевского двухчастного памятника конца Средневековья. Перед
надгробием, а не наверху изображен статхаудер: он уже не стоит на коленях, но триумфально
восседает, словно на троне. Эта поза была традиционной для государей со времен надгробий
императора Генриха VII в Пизе (XIV в.), королей Анжуйской династии в Неаполе, Медичи работы
Микеланджело и пап работы Бернини. Величие этих властителей было уподоблено величию Бога,
восседающего на своем небесном престоле. В надгробии Вильгельма Молчаливого в Делфте
прославляется pater patriae, «отец отечества».

Торжественность, с какой представлен статхаудер, однако, словно бы смягчена тем, как изображен
«лежащий». Он в домашнем костюме и шапочке, нательная рубашка наполовину расстегнута, глаза
закрыты, во всей фигуре чувствуется мягкое спокойствие: человек кажется спящим. Руки не соединены
и не скрещены в традиционном молитвенном жесте — они вытянуты вдоль туловища, так, как это
бывает, когда спят на спине. Только соломенная циновка, на которой распростерто тело, указывает на
то, что человек только что умер и его труп, по обычаю, выставлен на соломенной подстилке. Нет
никаких сомнений, что «лежащий», утратив молитвенный жест, потерял и свой традиционный смысл.
Перед нами просто умерший, с просветленным лицом.

Надгробие адмирала И. Ван Вассенаара, национального героя, своего рода голландского Нельсона,
павшего в бою в 1665 г. и обретшего последнее пристанище в Хроте-Керк в Гааге, на полвека старше.
Автор его, безусловно, знал памятник Вильгельма Молчаливого, поэтому причины, по которым он
отклонился от этого образца, являются значимыми. Главное место в композиции отведено трубящему в
трубу крылатому гению Молвы, в котором можно узнать секуляризированного ангела, возвещающего
о наступлении Страшного суда. «Лежащего» нет вообще. Так что не бренность бытия и неизбежность
смерти даже для великого человека и не его эсхатологическое бессмертие провозглашает надгробный
памятник адмирала, а его славу. Стоящая статуя покойного заполняет собой весь объем надгробия.

Подобный же переход от средневекового «лежащего» к большой мемориальной статуе Нового времени
совершался тогда и в католическом мире. В Венеции в XIV-XV вв. надгробия дожей — часто
вертикальные стенные композиции в том же монументальном стиле, каким вдохновлялись и создатели
надгробий Анжуйской династии в Неаполе, а позднее Валуа во Франции. Но центральное место в этих
композициях по-прежнему занимает «лежащий». На коленях, в молитвенной позе, как на надгробии
дожа Марозини в церкви Сан Джованни и Паоло, глава республики предстает лишь тогда, когда он

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Самая тяжелая женщина в мире похудела почти на 330 кг

Египтянка, которая считалась самой тяжелой женщиной мира и весила около 500 кг, сбросила в ходе лечения в индийской клинике города Мумбаи почти 330 кг. Теперь вес Иман Ахмед Абдулати составляет 171 кг.

Законопроект о транспортной медицине планируют разработать в Госдуме

Глава комитета пояснил, что эта тема представлена большим количеством аспектов: сюда входят и проблемы медицинского освидетельствования на транспорте, работа специализированных больниц, вопрос оборота наркотических и психотропных веществ на дальних транспортных рейсах, ситуация с реабилитацией и сохранением здоровья летчиков и машинистов поездов, метрополитена.

Биологи создали первый прототип «искусственной матки»

Американские биологи из Исследовательского института Филадельфии (США) создали первый в мире прототип «искусственной матки». Он представляет собой систему поддержания жизни для недоношенных детей и зародышей. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Ученые МГУ проследили за омоложением сверхмедленного пульсара

По мере своего старения пульсар становится менее активным, утрачивая энергию своего вращения, что и приводит к его постепенному замедлению, отмечают исследователи.

В Калининграде подешевели квартиры на вторичном рынке

Квартиры в старых домах стали дешевле на 1,5%. Как сообщает Калининградстат, в данный момент средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке составляет 52 тыс рублей. Что касается жилья в новых домах, то здесь средний ценник «квадрата» — 51,3 тыс рублей.

В Тюмени изменились цены на жилье бизнес-класса

В целом же по рынку, средняя цена «квадрата» в квартирах бизнес-класса выше на 37,5%. На вторичном рынке квартиры в домах бизнес-класса занимают всего 1,7% в общем объеме предложения (307 квартир). Средняя цена «квадрата» равна 98 тыс. 388 рублей.

Чистый отдых. В каких направлениях будут развивать экологический туризм в Челябинской области

Наиболее эффективно экологический туризм в Челябинской области развивается в национальных парках. У нас их два: «Таганай», в котором создано 7 экологических маршрутов, и «Зюраткуль» (10 туристических троп).

Как получаствовать в экспедиции«Байкал - Аляска» с комфортом?

Кстати, в первой половине апреля Ростуризм презентовал в Вашингтоне туристические возможности России. И проект «Байкал - Аляска» тоже оказался в их числе, - отметила Екатерина СЛИВИНА, руководитель Агентства по туризму Иркутской области.