ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 131

надгробия-эпитафии, которые они видели в церквах. Как и верхушка крестьянства, эта мелкая
городская буржуазия вместе с тем охотно помещала на своих надгробиях знаки своего ремесла или
занятия, составлявших их гордость, чаще всего изображение рабочего инструмента. Например, в музее
августинцев в Тулузе есть маленький каменный крест, на одной из сторон которого изображен ткацкий
челнок, а в лотарингеком музее в Нанси надгробная стела богатого крестьянина — на ней видны плуг и
борона.

Новая категория лиц скромного социального положения, проникающая на кладбища, особенно с конца

XVII в., заимствовала, естественно, наиболее простые из уже существовавших типов надгробных
памятников: обычные таблички с надписями, где стоит только имя покойного и благочестивая формула
на местном диалекте. Но с самого начала люди этой категории отдавали предпочтение кресту,
венчавшему надгробную стелу, или вырезавшемуся на ней, или представленному в виде барельефа. С
середины XVII в. эти простые надгробия стали особенно многочисленны: первоначально обычные
плиты с краткой надписью и маленьким крестом. Некоторые из них случайно сохранились в церквах:
например, неуклюжий, грубо сделанный крест некоего «интенданта из Монса» в Пуасси (середина

XVII в.) или крест, вырезанный на маленькой керамической плите в полу церкви Санта Мария дей
Мираколи в Венеции (1734 г.). Другие дошли до наших дней во внутренних дворах монастырей.

В этом первом типе надгробия крест выступает как единственное украшение надгробной плиты.

Другой тип — стела в форме небольшого креста, каменного, а чаще деревянного. Каменный можно
видеть сегодня в музее августинцев в Тулузе: это не высокий, доминирующий над кладбищем крест на
пьедестале, но маленький, низкий, ширококонечный, с очень краткой надписью посередине. Подобные
стелы в форме креста встречаются на старинных кладбищах в Англии, в Великом герцогстве
Люксембург, где на маленьком некрополе XVIII в. при церкви еще стоят массивные вертикальные
стелы с полустертыми временем надписями, схожие одна с другой, с рельефно исполненным крестом
на одной из сторон. Крест окружен пальмовыми ветвями, вызывающими старинный образ рая:
представление о рае как об «освежении» — в разгар эпохи Просвещения!

Таким образом, между XV и XVIII вв. сложилась оригинальная модель надгробия под открытым
небом, непохожая на памятники внутри церкви. Эта модель соединила вертикальную стелу с крестом и
краткой надписью. Одновременно на кладбищах XVII-XVIII вв. были и надгробия других типов, не
отличавшиеся подобным своеобразием: то были простые подражания горизонтальным надгробиям и
стенным табличкам с эпитафиями, часто встречавшимся в церквах.

Мы находим их на их прежнем месте на маленьком поэтичном кладбище в городке Марвилль на реке
Мёз. Кладбище близ церкви Сент-Илер мало изменилось с конца Средневековья, лишь самые красивые
и лучше всего сохранившиеся надгробия, почти все XVII в., были в 1870 г. перенесены внутрь церкви,
ставшей настоящим музеем обычных, массовых надгробных памятников эпохи, предшествующей
Французской революции, музеем, равного которому нигде нет.

Нетрудно распознать в этих надгробиях точные реплики стенных табличек-эпитафий, находившихся в
церквах или в погребальных галереях. В верхней части — религиозная сцена (Распятие со Святой
Девой и Иоанном Евангелистом, Пьета, положение во гроб. Вознесение, Непорочное зачатие,
изображения святых), а перед ней — «молящиеся»: покойный, его жена и вся их семья, на коленях.
Внизу — надпись. Странное зрелище: таблички словно извлечены из стены, в которую они были
помещены, и воткнуты прямо в землю. Такой обычай был очень распространен вплоть до начала
XIX в. повсюду, где особенно популярно было погребение на кладбище: в Англии, в колониальной
Америке и даже в Центральной Европе (вспомним хотя бы знаменитое еврейское кладбище в Праге).

Рядом с этими вертикальными надгробиями в Сент-Илер в Марвилле можно встретить стелы в форме
креста, с овальными картушами для надписей. Есть и другой тип, соединяющий вертикальную стелу с
горизонтальной плитой: стенная табличка-эпитафия как бы помещена в изголовье плоского надгробия,
украшенного вырезанным на камне крестом посреди двух свечей — символика света. Подобная
комбинация вертикального и горизонтального элементов предвосхищает обычную форму надгробия во
Франции и Италии в XIX-XX вв.

Для того чтобы воссоздать подлинный облик кладбища XVII — начала XIX в., не хватает лишь одного
элемента: деревянных крестов. На картине Жюля Бретона 1859 г. реалистически представлено
старинное кладбище, как оно выглядело во времена художника. Центральная часть картины занята уже

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости