ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 155

Смерть в сердцевине вещей. Конец avaritia

Мы понимаем теперь капитальное различие в чувстве жизни и смерти между «вторым
Средневековьем» и XVI—XVII вв., хотя в самих обычаях и ритуалах смерти не изменилось ничего или
очень мало. Примечательно, что «суетность» XVII в. есть отрицание средневекового натюрморта,
продолжавшего существовать и позднее, несмотря на анализируемую нами здесь противоположную
тенденцию. Старый натюрморт передавал страстную, по мнению благочестивых моралистов, даже
неумеренную любовь к жизни и вещам мира сего, avaritia. Жизнь была слишком наивно желанной,
чтобы можно было решиться оставить ее и не надеяться попрежнему пользоваться ею после смерти.

В «суетностях», как и в последних artes moriendi, ситуация обратная. Мир здешний, земной, столь
любезный сердцу и столь прекрасный, испорчен и шаток. Смерть же, прячущаяся в его складках и
тенях, напротив, блаженная гавань, далекая от волнующихся вод и колебаний земной тверди. Место
полюса отталкивания, которое люди на исходе Средневековья и в первые десятилетия эпохи
Возрождения отводили смерти, заняли жизнь и мир. Смерть и жизнь поменялись ролями. Изучение
«суетностей» позволило нам обнаружить новую идею — не смерти, но смертной жизни. Эту идею я
назвал бы общей. Всякая культура, особенно культура письменная, как в Новое время или сегодня,
дает выход некоторым из таких общих идей, предложенных, если не навязанных, как Священное
писание, всему обществу. Эти идеи придают ему сплоченность. Дабы быть действенными, они не
нуждаются в том, чтобы быть осознанными или признанными. Достаточно того, что они существуют

— как банальности, как общие места — в самом воздухе эпохи.

Возьмем современный нам пример. После второй мировой войны мы вобрали в себя несколько таких
общих идей, распространяемых средствами массовой информации. Например, идея отчуждения,
недостатка коммуникации между людьми, одиночества человека в толпе. Идея эта — благородного
происхождения, ее отцы — философы Сартр, Камю и многие другие. Но она быстро зажила
собственной жизнью, и интеллектуалы, ее породившие и взрастившие, не узнают ее больше в
суммарной и безымянной форме, навязанной ей вульгаризацией и популяризаторством. Успехом своим
эти общие идеи обязаны как раз тому, что выражают с легкостью простые и глубокие чувства, которые
сегодня волнуют настоящие массы народа, а в прошлом отдельные влиятельные группы.

Идея тщетности, суетности жизни — того же рода. Она возникла из рассуждений людей церкви, а
затем стала достоянием не осознающей ее коллективной общности, внушая новое отношение к
богатствам и утехам мира сего. Покрытые вуалью меланхолии, богатства уже не желанны ради самих
себя или ради удовольствия, которое они доставляют. Эта общая идея оказала большое воздействие на
общественные нравы: капитализм не мог бы утвердиться, если бы поиск утех и непосредственное
наслаждение благами, то есть avaritia или непомерная любовь к жизни, сохранили свою средневековую
власть над душами людей. Ибо предприниматель-капиталист должен был принять как неизбежность,
что наслаждение богатствами переносится в отдаленное будущее и что прибыль надлежит
накапливать, а не тратить. Приобретенное богатство становилось тотчас же источником последующих
инвестиций, создающих, в свою очередь, все новые богатства.

Подобная система долгосрочного накопления капитала предполагала выполнение целого ряда
социально-экономических и культурных условий. Но по крайней мере одно из этих условий имело
психологическую природу, и оно было необходимо для утверждения капитализма: конец avaritia и
замена ее более аскетическим отношением к жизни и ее благам. Может показаться парадоксальным:
жизнь перестала быть столь желанной тогда же, когда смерть перестала быть столь пунктуальной и
столь впечатляющей.

Простота надгробий: короли и частные лица

Предыдущая Начало Следующая  
 
 

Новости

Врач в Казахстане отказалась принять русскоговорящую семью

Инцидент произошёл в городе Аркалык Костанайской области. Врач отказалась принять женщину, так как она говорила с ней по-русски.

Кокорину в СИЗО не носят передачи и не положили денег на счет

Стало известно, что Кокорину не носят передачи с едой и необходимыми мелочами, а денег на его счету нет.

Uber запускает новый сервис для временных подработок

Компания Uber выходит на принципиально новый рынок для себя. Она проводит испытания сервиса Uber Works для временных подработок.

На «Восточном» заделали пустоты под стартовым столом

Пустоты под железобетонным основанием стартового комплекса на космодроме "Восточный" ликвидированы, передает "Интерфакс".

Девелопер: только 7-8 российских банков могут кредитовать стройотрасль

Только у семи-восьми российских банков из 58 уполномоченных есть реальные возможности в текущих экономических условиях предоставлять девелоперам проектное финансирование, заявил на круглом столе в Москве, гендиректор девелоперской компании "А101" Сергей Качура.

Рынок недвижимости Тайваня набирает обороты

Растут и спрос на жилье, и запас объектов на рынке.

Сафонов: электронные визы постепенно будут введены по всей России

Система выдачи электронных виз для посещения Дальнего Востока иностранным гражданам заработала в августе прошлого года.

В Краснодаре пройдет пешеходная экскурсия по ул. Красной

В ходе прогулки по ул. Красной участники экскурсии познакомятся с достопримечательностями города, узнают о важных событиях из его истории, посмотрят памятники архитектуры дореволюционного Екатеринодара, а также современные городские скульптуры.