ФИЛИПП АРЬЕС "ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ" СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
 
На главную
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предыдущая все страницы
Следующая  
ФИЛИПП АРЬЕС
"ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ"
СМЕРТЬ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
стр. 170

О том, как выглядели такие кабинеты, позволяет судить анатомический кабинет XVIII в. во дворце
принца Раймондо ди Сангро в Неаполе (один из немногих сохранившихся). Если верить его эпитафии,
принц проявлял блестящие способности не только в военном деле и в математике, но и «в
исследовании скрытых тайн природы». Из кабинета можно было пройти в дворцовую часовню, где
находятся семейные гробницы и где сохранились останки нескольких человек с содранной кожей,
несомненно попавших туда после вскрытия трупов в кабинете. Эти лаборатории смерти поражали
воображение современников. Если они казались таинственными и вызывали смятение, то не потому,
что проводимые там опыты были такой уж редкостью (вскрытий проводилось тогда очень много:
личный врач Людовика XVI хвалился тем, что за свою жизнь произвел вскрытие 1200 трупов), а скорее
из-за головокружения, которое должен был испытывать человек перед явившимися его взору
источниками жизни.

В описании фантастической галереи великого герцога Тосканского в одном из романов маркиза де
Сада упоминаются раскрашенные восковые фигуры, необыкновенно правдоподобно представляющие
мертвецов на разных стадиях разложения — от момента кончины до полного разрушения трупа.
Некоторые из таких восковых макетов сохранились до наших дней. Изображения мертвецов сменяются
изображениями людей, с которых содрана кожа («экорше»), особенно частыми в XVIII в. Они все
меньше представляли собой memento mori, напоминание о неизбежности смерти, а все больше
побуждали к тревожным и смятенным вопросам о природе жизни, как та известная статуя «экорше»,
что стоит в Миланском соборе.

Чтобы удовлетворить спрос, вызванный подобной страстью к анатомии, нужно было много трупов.
Литература того времени изобилует историями о гробокопателях, похищающих тела мертвецов на
кладбищах. Далеко не все в этих волнующих историях было плодом воображения. Расследование,
проведенное в конце XVIII в. Жоли де Флёри, говорит о распространенности этого вида преступления:
трупы выкапывали и продавали начинающим хирургам. Отчет сообщает о жалобах прихожан, живших
близ кладбища Сен-Жан в Париже, на участившиеся зимой 1785/86 г. преступления такого рода,
«возмущающие человечность и оскорбляющие религию». Так, в ночь с четверга на пятницу, 13 января
1786 г., 6 неизвестных злоумышленников выкопали и унесли 7 трупов взрослых и 3 детей. Писатель
Себастьян Мерсье в своих «Картинах Парижа», увидевших свет в 1789 г., упоминает о четырех
молодых хирургах, тайно пробравшихся ночью на кладбище, выкопавших какой-то труп и отвезших
его на фиакре к себе домой. После вскрытия они сожгли останки в печи, «дабы скрыть их от глаз
соседей. Они согреваются зимой жиром мертвецов». То же самое происходило тогда и в Лондоне. В
1793 г. молодой французский эмигрант Рене де Шатобриан, ставший позднее знаменитым писателем,
жил там на чердаке, слуховое окно которого выходило на кладбище. «Каждую ночь трещотка сторожа
извещала меня о новой краже трупов»

Сближение Эроса и Смерти в эпоху барокко

Почти светский успех анатомии в то время объясняется не только ростом научной любознательности.
Более глубокой причиной было тяготение современников к вещам зыбким и трудно определимым, к
границе жизни и смерти, страданиям и сексуальности. Говоря о сближении Эроса и Смерти,
начавшемся еще в конце XV в., мы покидаем мир реальных фактов, какими были резекции в
анатомических кабинетах, и входим в тайный и плотный мир воображаемого.

Пляски Смерти XIV-XV вв. отличались целомудрием, в следующем столетии они дышат насилием и
эротикой. Апокалиптический Всадник у Дюрера восседает на истощенной кляче, от которой остались
лишь кожа да кости. С худобой несчастного животного резко — таково было намерение художника —
контрастирует мощь гениталий. У Николя Манюэля Смерть не ограничивается тем, что подходит к
своей жертве, молодой женщине, и увлекает ее с собой. Нет, она еще насилует ее и всовывает ей руку
во влагалище. Смерть предстает уже не простым орудием судьбы и необходимости, она движима
похотью, жаждой наслаждений.

Предыдущая Начало Следующая  
 
 
 
 

Новости

Ученые назвали алкогольный напиток, повышающий риск меланомы

Ученые назвали алкогольный напиток, повышающий риск меланомы.

Бесплодных женщин стало в два раза больше в Новосибирской области

За 15 лет заболеваемость выросла на 6%. В два раза чаще у жительниц Новосибирской области стали диагностировать рак шейки и тела матки, плаценты, на 8,9% выросло количество дам фертильного возраста с онкологией яичника.

Как хакерам удалось вывести 100 млн из российского банка

Хакеры вывели 100 млн рублей у одного из российских банков. Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, это может быть первым случаем кибератаки на Автоматизированную банковскую систему с серьезной кражей. В пресс-службе ЦБ подтвердили факт атаки.

Студия Rovio теперь у Wargaming

Сообщается, что довольно известная по всей России компания Wargaming, выпустившая очень известную и довольно реалистичную игру World of Tanks, а также многие другие проекты, недавно приобрела мобильную студию Boomlagoon, которая раньше была у другое так же довольно известной компании Rovio.

В Татарстане завершен капитальный ремонт 831 многоквартирного дома

Алексей Фролов сообщил, что по программе капитального ремонта многоквартирных домов работы завершены на 831 жилом объекте из 876, из них жилищной инспекцией приняты 536 домов.

«Жемчужина Югры» - не для «дикарей»

О богатствах и красотах Приполярного Урала ходят легенды, убедиться в правдивости которых воочию довелось далеко не всем, даже югорчанам. Путешествие на отдаленные территории Березовского района - дело затратное и хлопотное.

К сведению: о «круглом столе» в «Интерфаксе» по вопросам деятельности ГИМС МЧС, развития водного туризма в России

Трансляция конференции будет на странице: http://online.interfax.ru/ Аккредитация проводится по телефону (495) 223-66-99.